Центр дизайна ArtPlay безусловно стал событием московской культурной жизни. Это был один из первых российских опытов переустройства старой фабрики под офисы, задуманный в конце 1990-х и открытый для арендаторов в 2003 году. Затея оказалась очень привлекательной минимум по трем причинам. Во-первых, это была очень аккуратная реконструкция – сохранили все, что можно, включая столярку оконных рам. Во-вторых, это была реконструкция небезызвестной советским людям фабрики «Красная Роза», названной (теперь не все знают) в честь самой Розы Люксембург, а вовсе не из-за розочек на фабричных шелках.
Ну и наконец, главное – фабрика превратилась не просто в офисы, а в артистические пространства, мастерские для архитекторов и дизайнеров. Студии архитекторов здесь соседствуют с продавцами разных сопутствующих материалов, а также с выставочными залами, пространствами для фотосъемки и прочим, стремясь организовать «полный цикл» – такой, в котором архитекторам удобно работать, не уходя далеко от студии. Здесь, например, находится студия группы «А-Б» Андрея Савина, Андрея Чельцова и Михаила Лабазова – которые здесь же проводили на протяжении нескольких лет свои выставки.
ArtPlay был экспериментом по пересаживанию на московскую почву западного опыта по устройству художественных галерей и студий в старых заводских зданиях – историческое здание сохраняется, а художники и архитекторы получают в нем сравнительно дешевые и одновременно – стильные и оригинальные заводские пространства с высокими потолками и разными «фишками» в виде грубой фактуры кирпичных и бетонных стен. Так, например, устроена знаменитая галерея Tate Modern в Лондоне.
Артистическая тусовка чувствительна к западному опыту, и пример ArtPlay не замедлил размножиться в Москве. За прошедшие 4 года появились Винзавод, Якут-галерея в башне-газгольдере – оба неподалеку от Курского вокзала. Теперь и центр ArtPlay перебирается туда же – на набережную Яузы, в здание завода «Манометр».
Дело в том, что с самого начала было известно – в 2008 году красильный цех «Красной Розы» (корпус №1) будет полностью разобран и на его месте появится новое офисное здание по проекту Сергея Киселева, о котором мы уже писали. В этом здании будет воспроизведен «шедовый корпус» с его треугольными фонарями и зубчатым кирпичным фасадом, выходящим на улицу Тимура Фрунзе, который сейчас занимает центр дизайна. Однако аренда в построенном заново корпусе будет уже дороже. Теперь это будет класс «А». Фактически, ArtPlay изначально создавался как временное явление. Он выполнил свою функцию – привлек максимум внимания к «Красной Розе», и теперь должен переехать.
Здание, в которое переезжает ArtPlay, втрое больше «шедового корпуса» на улице Тимура Фрунзе (общая площадь 35 000 кв. м). Построенный в 1970-е гг. завод «Манометр», конечно же, уступает «Красной Розе» по части исторической фактуры, но зато это здание большое, хорошей сохранности и очень светлое. Типовое здание «Манометра» будет реконструировано столь же бережно, с добавлением к общему серому тону нескольких фирменных красных акцентов, косвенно и отдаленно напоминающих о прежнем кирпичном ArtPlay.
Новый «ArtPlay на Яузе» оказывается в удачном месте. Прежде всего рядом Винзавод, который после реконструкции по проекту Александра Бродского стал культовым местом. Сюда перебрались известные московские галеристы, здесь устраиваются фестивали, презентации, лекции и пр. – и все это в пешеходной доступности от нового ArtPlay. В свою очередь, авторы проекта ArtPlay на Яузе тоже обещают превратить бывшую заводскую территорию в богемный район, подобный Гринвич Вилледжу или Монматру.
Между тем рядом с ArtPlay по-прежнему остается много пустующих зданий, в связи с чем организаторы надеются, что их, возможно, возьмут в аренду архитектурные мастерские и что через некоторое время «по соседству с ArtPlay вырастет целое поселение с клубами, мастерскими, выставочными залами, ресторанами и кафе». Вероятно, все вместе довершит превращение района между Курским вокзалом и Яузой из промышленного в артистический. Приятно и соседство Спасо-Андрониковского монастыря, стоящего поодаль на противоположном берегу реки.
Продолжая замысел, начало которому было положено в существующем (теперь уже «старом») Артплее, в новом собираются создать все условия для взаимодействия арендаторов. Класс офисов – «В+», ставка для Москвы невысокая – для архитекторов заявлено 600 у.е. за метр в год, для смежников 700. Кроме того, принимаются только «профильные» арендаторы (других не пускают) – архитекторы и те, кто с ними связан. Для улучшения сотрудничества внутри центра придуманы различные новшества – в частности, электронная база данных или возможность арендовать кабинет или конференц-зал на один час или день – для комфортных встреч с заказчиком. Также задумана возможность аренды офисов разного масштаба – от маленькой комнатки 18 кв. м (это минимум) до 700-метровой студии. На место убыточных шоу-румов должны прийти небольшие демо-офисы, работающие с каталогами и базами данных. Главное, что все вовлеченные в процесс строительства лица - архитекторы, дизайнеры, поставщики, заказчики и смежники смогут работать друг с другом, что называется, не отходя от кассы. Опыт такого творческого «общежития» был удачно обкатан в старом ArtPlay, где арендаторы – архитекторские и дизайн бюро оценили всю комфортность коллективной работы, когда под рукой всегда есть все, что нужно.
То есть в новом ArtPaly все будет, как в старом, но только больше – многочисленные магазины, торгующие дизайнерской мебелью, выставочные залы, архитектурные и дизайн бюро, книжные магазины и кафе, пространства для выставок и театральных представлений, плюс дополнительные возможности проведения даже таких крупных событий как международные фестивали. Как заявляют сами руководители ArtPlay – новый центр на Яузе должен стать «престижным клубом участников архитектурно-строительного рынка». Однако престижный – не значит заоблачный, напротив, новый ArtPlay обещает быть предельно демократичным к профессиональным. Возможно, на Яузе через некоторое время вырастет «городок архитекторов». Открытие нового здания центра ArtPlay запланировано на весну 2009 года.