20.01.2014

Альтернативная вело-инициатива

Архитектор Артур Айтбагин и его мастерская разработали проект велополитена для Казани.

информация:

  • мастерская:
    Архитектурная мастерская Артура Айтбагина
  • где:
    Россия. Казань

Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Недавно Архи.ру рассказывал о проекте британских архитекторов, предложивших построить в Лондоне вело-эстакады. Теперь предлагаем Вашему вниманию проект велополитена – поднятых над уровнем улицы велодорожек в тоннелях – который с 2011 разрабатывает «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина».

Публикуем текст Артура Айтбагина.


В современном городе жители должны чувствовать себя удобно. Для прогулок им нужны бульвары, скверы и парки, а для перемещения на значительные расстояния – развитая транспортная система и удобные дороги. В современную эпоху особенно актуальны экологичные виды транспорта, в том числе нужна и разветвленная сеть велодорожек. При этом, если традиционный транспорт используется в любое время года, то велосипед у нас считается сугубо «сезонным явлением». Однако стоит обсудить вопрос о создании в Казани велополитена круглогодичного использования.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Сама идея крытых велодорожек не нова: еще в прошлом веке предлагалось построить такую дорогу в Москве, хотя в столице это оправдано, вероятно, лишь в спальных районах. А в Европе велополитен не слишком актуален: там нет такой проблемы со снегом и морозами, как у нас, поэтому и зимой можно прекрасно ездить по обычным, уличным велодорожкам, а в целом высокая культура дорожного движения, охватывающая всех его участников, обеспечивает велосипедистам безопасность и комфорт. При этом реалистично создание велополитена только в крупных городах, хотя немного городов-миллиоников находится в богатых на снег и холода климатических зонах планеты. Поэтому этот проект подходит в первую очередь для России.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Реализация такой транспортной системы имеет свои сложности. Велополитен трудно было бы соорудить в тесном, маломасштабном историческом центре. Да и в остальных районах не везде он может вписаться в существующие улицы как с технической, так и с эстетической точки зрения. Поэтому возможный маршрут велополитена достаточно ограничен, хотя в иных местах он будет незаменим для связи определенных городских зон. При этом важно уточнить: хотя велополитен можно рассматривать как идею для любого города, это скорее подходящий лишь для конкретной ситуации вариант решения транспортных проблем. Для многих городов такая система не является реалистичным путем выхода из транспортного кризиса.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Казань, как и многие другие крупные города, столкнулась с проблемой пробок, и потому остро встали вопросы об альтернативных, экологичных видах транспорта. При рассмотрении вариантов развития транспортной инфраструктуры нашего города мы выявили возможность применения велополитена в некоторых его районах.

Казань развивалась в рамках радиальной планировочной структуры, постепенно приобретая новые районы и более крупный масштаб. Сейчас в городе имеется «окольцовывающая» его протяженная, широкая и загруженная окружная дорога, проходящая через густонаселенные территории. По всей ее длине две многополосные проезжие части разделены идущими посередине трамвайными путями. По этой дороге можно было бы проложить линию велополитена, совмещенного с маршрутом трамвая. Вдоль набережных тоже возможно провести ветку велополитена. Надземный велотоннель также мог бы связать между собой спортивные объекты, благо они имеют достаточно места для размещения узловых станций.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»

Безусловно, мы рассматриваем велополитен в комплексе с обычными велодорожками: вместе они образуют единую транспортную сеть. При использовании этой сети горожане смогут выбрать – передвигаться ли на собственных велосипедах или брать их напрокат от станции до станции. Возможно использовать и велосипеды с электротягой – конечно, с ограничением скорости. Сейчас можно построить первую пробную линию велополитена, например, вдоль Казанки от нового стадиона до Кировской дамбы. Этот участок велотоннеля может служить и тренировочным сооружением для спортсменов.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Подводя итог, хочу перечислить основные достоинства этой идеи. Велополитен делает возможной поездки на велосипедах и веломобилях круглогодично, при любой погоде. Он обеспечивает безопасность таких поездок, независимость от пробок и других транспортных проблем, разгружая при этом городскую транспортную систему. Позволяя в любое время использовать велосипед, велополитен усиливает роль этого экологически чистого и полезного для здоровья вида транспорта. К тому же велосипед гораздо дешевле купить и содержать по сравнению с личным автомобилем.

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Попов
  • Александр Бровкин
  • Юлия Тряскина
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Гинзбург
  • Наталья Сидорова
  • Дмитрий Ликин
  • Сергей Переслегин
  • Андрей Асадов
  • Владимир Биндеман
  • Александра Кузьмина
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Роман Леонидов
  • Анатолий Столярчук
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Скуратов
  • Георгий Трофимов
  • Олег Шапиро
  • Зураб Басария
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Константин Ходнев
  • Лукаш Качмарчик
  • Шимон Матковски
  • Наталия Шилова
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Даниил Лоренц
  • Арсений Леонович
  • Николай Миловидов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Бирюков
  • Петр Фонфара
  • Магда Кмита
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Станислав Белых
  • Алексей Иванов
  • Николай Переслегин
  • Павел Андреев
  • Карен Сапричян
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Романов
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Мединский
  • Валерия Преображенская
  • Никита Токарев
  • Магда Чихонь
  • Екатерина Грень
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Сергей Кузнецов
  • Александр Скокан
  • Илья Уткин
  • Антон Надточий
  • Сергей Труханов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи