20.01.2014

Альтернативная вело-инициатива

Архитектор Артур Айтбагин и его мастерская разработали проект велополитена для Казани.

информация:

  • мастерская:
    Архитектурная мастерская Артура Айтбагина
  • где:
    Россия. Казань

Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Недавно Архи.ру рассказывал о проекте британских архитекторов, предложивших построить в Лондоне вело-эстакады. Теперь предлагаем Вашему вниманию проект велополитена – поднятых над уровнем улицы велодорожек в тоннелях – который с 2011 разрабатывает «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина».

Публикуем текст Артура Айтбагина.


В современном городе жители должны чувствовать себя удобно. Для прогулок им нужны бульвары, скверы и парки, а для перемещения на значительные расстояния – развитая транспортная система и удобные дороги. В современную эпоху особенно актуальны экологичные виды транспорта, в том числе нужна и разветвленная сеть велодорожек. При этом, если традиционный транспорт используется в любое время года, то велосипед у нас считается сугубо «сезонным явлением». Однако стоит обсудить вопрос о создании в Казани велополитена круглогодичного использования.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Сама идея крытых велодорожек не нова: еще в прошлом веке предлагалось построить такую дорогу в Москве, хотя в столице это оправдано, вероятно, лишь в спальных районах. А в Европе велополитен не слишком актуален: там нет такой проблемы со снегом и морозами, как у нас, поэтому и зимой можно прекрасно ездить по обычным, уличным велодорожкам, а в целом высокая культура дорожного движения, охватывающая всех его участников, обеспечивает велосипедистам безопасность и комфорт. При этом реалистично создание велополитена только в крупных городах, хотя немного городов-миллиоников находится в богатых на снег и холода климатических зонах планеты. Поэтому этот проект подходит в первую очередь для России.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»

Реализация такой транспортной системы имеет свои сложности. Велополитен трудно было бы соорудить в тесном, маломасштабном историческом центре. Да и в остальных районах не везде он может вписаться в существующие улицы как с технической, так и с эстетической точки зрения. Поэтому возможный маршрут велополитена достаточно ограничен, хотя в иных местах он будет незаменим для связи определенных городских зон. При этом важно уточнить: хотя велополитен можно рассматривать как идею для любого города, это скорее подходящий лишь для конкретной ситуации вариант решения транспортных проблем. Для многих городов такая система не является реалистичным путем выхода из транспортного кризиса.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Казань, как и многие другие крупные города, столкнулась с проблемой пробок, и потому остро встали вопросы об альтернативных, экологичных видах транспорта. При рассмотрении вариантов развития транспортной инфраструктуры нашего города мы выявили возможность применения велополитена в некоторых его районах.

Казань развивалась в рамках радиальной планировочной структуры, постепенно приобретая новые районы и более крупный масштаб. Сейчас в городе имеется «окольцовывающая» его протяженная, широкая и загруженная окружная дорога, проходящая через густонаселенные территории. По всей ее длине две многополосные проезжие части разделены идущими посередине трамвайными путями. По этой дороге можно было бы проложить линию велополитена, совмещенного с маршрутом трамвая. Вдоль набережных тоже возможно провести ветку велополитена. Надземный велотоннель также мог бы связать между собой спортивные объекты, благо они имеют достаточно места для размещения узловых станций.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»

Безусловно, мы рассматриваем велополитен в комплексе с обычными велодорожками: вместе они образуют единую транспортную сеть. При использовании этой сети горожане смогут выбрать – передвигаться ли на собственных велосипедах или брать их напрокат от станции до станции. Возможно использовать и велосипеды с электротягой – конечно, с ограничением скорости. Сейчас можно построить первую пробную линию велополитена, например, вдоль Казанки от нового стадиона до Кировской дамбы. Этот участок велотоннеля может служить и тренировочным сооружением для спортсменов.
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»
Проект велополитена в Казани © «Архитектурная мастерская Артура Айтбагина»открыть большое изображение

Подводя итог, хочу перечислить основные достоинства этой идеи. Велополитен делает возможной поездки на велосипедах и веломобилях круглогодично, при любой погоде. Он обеспечивает безопасность таких поездок, независимость от пробок и других транспортных проблем, разгружая при этом городскую транспортную систему. Позволяя в любое время использовать велосипед, велополитен усиливает роль этого экологически чистого и полезного для здоровья вида транспорта. К тому же велосипед гораздо дешевле купить и содержать по сравнению с личным автомобилем.

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Магда Кмита
  • Всеволод Медведев
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Лукаш Качмарчик
  • Роман Леонидов
  • Михаил Канунников
  • Андрей Асадов
  • Дмитрий Васильев
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Бровкин
  • Николай Переслегин
  • Никита Бирюков
  • Сергей  Орешкин
  • Олег Мединский
  • Алексей Курков
  • Карен Сапричян
  • Валерия Преображенская
  • Илья Машков
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Ликин
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Антон Бондаренко
  • Георгий Трофимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Переслегин
  • Евгений Герасимов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Асадов
  • Александра Кузьмина
  • Наталья Сидорова
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Левон Айрапетов
  • Олег Шапиро
  • Олег Карлсон
  • Павел Андреев
  • Николай Миловидов
  • Валерий Лукомский
  • Зураб Басария
  • Сергей Чобан
  • Илья Уткин
  • Сергей Скуратов
  • Алексей Гинзбург
  • Константин Ходнев
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Ковалёв
  • Петр Фонфара
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Селивохин
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Антон Лукомский
  • Антон Барклянский
  • Сергей Кузнецов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Сенкевич
  • Магда Чихонь
  • Екатерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Даниил Лоренц
  • Юлий Борисов
  • Наталия Шилова
  • Юлия Тряскина
  • Иван Кожин
  • Шимон Матковски

Постройки и проекты (новые записи):

  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи