Нужно отметить то рвение, с которым организаторы проводят уже девятый Международный конкурс, посвященный ландшафтному искусству, который остается, в сущности, единственным в своем роде. Узконаправленных конкурсов по архитектуре ландшафтов больше нет – что объясняет большой спрос на него со стороны дизайнеров и архитекторов из многих российских, да и ближайших зарубежных, городов – именно они, а не москвичи, увозят с собой большое количество наград.
Видимо поэтому в приглашении организаторы сетуют, что «количество желающих участвовать намного превосходит выставочные возможности площадки «Дома на Брестской». В то же время главный, по значению и по площади, зал выставки – зал макета Москвы – по-прежнему занимали коммерческие стенды. Причем если на выставках интерьерного дизайна и архитектуры эти стенды, как правило, поражают лоском и блеском, то здесь они смотрятся, мягко говоря, уныло, вроде выставки-ярмарки «мой огород». Все конкурсные работы были расположены в зале, где проходит Общественный совет при мэре Москвы и в коридоре между двумя главными залами.
Благодаря тому, что ландшафтное искусство не обходится без малых архитектурных форм, причем очень природных и органичных, то на этой выставке всегда есть возможность увидеть эти формы в натуре, а не только изучать планшеты. Гвоздем программы, как и в прошлом году, оказалась инсталляция художника Николая Полисского, на этот раз демонстрирующая проект «Граница Империи», показанная во всей красе этим летом на фестивале «Арх-Стояние» в деревне Никола-Ленивец. В данном случае ощущение имперского величия пришлось навевать трем «делегатам» из десятков столбов, возвышающихся на огромной поляне близ калужской деревни. На верхушках гордо сидят архаические скульптурки двуглавых орлов. Проект из Никола-Ленивца получил первое место в номинации «Предмет в ландшафте» - хотя, признаться, это очень крупные предметы. Проект Полисского мог показаться очень увесистым среди более «легкомысленных» соседей – в сущности, парковой затеей его можно назвать лишь с очень большой натяжкой. С другой стороны, поэтому – из-за непохожести на большинство других работ с их пестротой и фестончиками – ему и была обеспечена награда.
Многих посетителей выставки притягивала к себе бронзовая скульптура изящной девочки с зонтом, по которому струился дождь – еще один лауреат номинации «Предмета в ландшафте». Она не взывала ни к новаторству, ни уж тем более к языческим страстям, а наверное, просто была из нашего общего прекрасного далека.
Номинация «Приусадебные участки» в этом году, по словам организаторов, стала самой многострадальной – в ней присудили ни второе, ни третье место, но вручили сразу два первых: «Природный сад» Юлии Матвеевой и «Сад в современном стиле» ландшафтной компании «Новый свет». Как ни старались остальные участники украшать цветами и травками каждый уголок отведенной им земли, победители смотрелись более свежо и стильно. В «современном» саде все построено на соединении горизонталей и вертикалей – ровных газонов и небольших водоемов с вытянутыми вверх соснами. В «природном» – сложный ландшафт формируется одними травами, отсылающими нас к английскому пейзажному парку.
В номинации «Общегородские территории» по совокупности работ победил «Минскпроект», реализовавший в столице Беларуси реконструкцию и благоустройство пешеходной зоны в районе пл. Свободы и благоустройство архитектурно-строительного знака «Беларусь партизанская 1941-1945».
В номинации «Проект-идея» жюри единогласно выбрало проект «Евангельская тропа» студентов Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна МАрхИ – «за редкое прочтение Евангельского текста и бережное отношение к монастырской архитектуре». Тропа, ведущая к монастырю, олицетворяет путь, которым прошел Христос, и стоящие на ней «парковые затеи» призваны образно напомнить идущему о главных двунадесятых праздниках. Сначала путника встречает легкая беседка, напоминающая огромный укрывающий лист, а может быть, крыло ангела, несущего «благую весть»... затем амфитеатр, символизирующий Преображение Господне, а легкий восточный колодец указывает на Крещение. Жаль только, что эти тонкие, лиричные работы останутся на бумаге.
Первое место в номинации «Проект» по совокупности работ получила компания «Европарк», представившая три работы, их которых можно выделить «Вавилон» - благоустройство стилобата жилого комплекса для служащих дипломатического корпуса. За высокими и пушистыми декоративными деревцами у новых жильцов будет возможность не только прогуляться, но и подчас разрешить в непринужденной обстановке тот или иной вопрос государственной важности.