Новым составом. Объединенная экспертная рабочая группа 11 октября 2007

С сегодняшнего дня ОЭРГ будет проходить в несколько уменьшенном составе организаций – ЭКОС и Москомархитектура будут заседать без Москомнаследия, которое будет рассматривать проекты отдельно. Однако персональный состав участников заседания остался практически прежним – решения будут принимать те же председатели: Валерий Романенко, Виктор Шередега, Владимир Чернышенко. На этот раз в центре внимания оказались – дом перед кинотеатром Новороссийск, спроектированный Владимиром Колосницыным, маленький домик на Николо-Ямской, которой хочет стать побольше, отдав за это все свои внутренности, и многофункциональный комплекс, который собирается окружить церковь Троицы в Павелецкой промзоне

Автор текста:
Ирина Фильченкова

12 Октября 2007
mainImg

В конце улицы Покровки, там, где она пересекается с Земляным валом, слева находится кинотеатр Новороссийск, построенный где-то в 1970-е годы. Перед ним – площадь Цезаря Куникова, большая и очень ветреная, пространство которой тянется вплоть до Садового кольца. Причем заметим, что, оказывается, сначала мастера советской архитектуры придумали сделать здесь площадь, а потом как-то не пошло и через некоторое время построили кинотеатр, а на площади поставили настоящий морской якорь и никак больше не оформляя, оставили все как есть. Якорь – замечательное развлечение, по нему любят карабкаться дети. Вообще-то можно подумать, что герою боев за Новороссийск посвящено все пустое пространство плюс троллейбусная остановка, а оказывается, что нет – только кусочек. Остальное – так, пустое место, а в наши времени места пустыми не бывают, если у них нет для того достаточных оснований, и на углу решили построить довольно-таки крупный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя» по проекту архитектора Владимира Колосницына (Моспроект-2, маст.№7).

Собственно, «Центральный дом предпринимателя» сейчас обитает в кинотеатре (хотя при этом там еще продолжают показывать кино), а новая постройка должна добавить «центру» площадей, заодно «в режиме регенерации» градостроительно акцентировав угол. Сейчас новый дом предполагается трехэтажным (вместо представленного когда-то на рассмотрение пятиуровневого здания), и выполнен в предсказуемой современной стилистике – полностью остекленный, с закругленным углом в сторону перекрестка.

Однако, несмотря на пониженную этажность и в целом небольшой объем, эксперты не приняли такой точечный характер исполнения и напомнили о концепции проекта. Еще будучи в стадии разработки, он рассматривался на Общественном совете при мэре Москвы, где было решено сделать из реконструируемого кинотеатра и современного здания единый комплекс – судя по всему, чтобы предприниматели ходили в кино. Увы, пока что единства не получилось ни композиционно, ни функционально. Кроме того, экспертам не понравился сплошной монотонный ряд фасадов  по Покровке, «залезание» паркинга под площадь Цезаря Куникова и в целом архитектурное решение «похожее на конструктор Lego». К тому же место, как и полагается, будет исследовано археологами и еще неизвестно, чем закончатся их раскопки... Решение насчет раскопок надо признать очень здравым – например, не далее как этим летом в начале той же улицы Покровки строители уже забили железные двутавры в кладку фундаментов Белого города. В конце концов авторам проекта предложили сделать новые варианты с учетом оговоренных рекомендаций.

На Николоямской улице, 44 в охранной зоне расположено достаточно простое начала ХХ века, построенное по проекту 1888 года. По проекту здание было трехэтажным, а построили его двухэтажным, так оно сто лет и простояло. Но не пропадать же этажу.  Сейчас архитектор Е.А. Любимов (ООО «КАТ») представил проект регенерации дома путем надстройки того самого недостающего третьего этажа, запланированного, но не построенного. Любопытно, что один из так называемых вариантов настройки этажа предполагает частичную, а другой – полную застройку внутреннего двора. В самом деле, не ограничиваться же только одним этажом. Кроме того, в ходе работ планируется полностью изменить внутреннюю планировку и от первоначального здания оставить только фасадные стены. В конце концов, двора наверное тоже мало. Что касается функции, то здесь будут располагаться торгово-демонстрационные залы медицинского оборудования и офисы. В целом проект был принят экспертами за основу, с оговоркой Виктора Шередеги, что для того, чтобы проект действительно стал  регенерацией надо отказаться от велюксов, выходящих на Николоямскую. А Громченко добавил, что предпочтителен вариант с минимальной застройкой внутреннего пространства двора. 

Неоднозначные оценки получил предпроект многофункционального общественно-делового комплекса в активно реконструируемой сейчас Павелецкой промзоне, на Кожевнической улице, 18-20, представленный автором с архитектурной фамилией Бухвостов (ООО «Столичный проект»). Основная сложность проекта состоит в том, что он располагается вокруг Троицкой церкви и должен максимально деликатно преподнести исторический объект. Комплекс состоит из нескольких крупных блоков, сгруппированных вокруг церкви и прорезанных четырьмя осевыми лучами, открывающими виды на церковь. Полное остекление корпусов, нарушенное только горизонтальными членениями, по словам авторов, должно способствовать дематериализации масштаба постройки посредством отражения в нем белокаменного храма.

По формальным характеристикам – высотным отметкам ландшафтно-визуального анализа и очертаниям охранной зоны – проект не вызвал вопросов. В целом проект тоже понравился своей цельностью и элегантностью решения. Однако все это было бы возможно, если бы он был в чистом поле... а так, саркастично заметили эксперты – «рядом стоящая архитектура просится к сносу». Отмечено было, что проект достаточно жесткий, механистичный, и хотелось бы большей текучести и органики, прежде всего, более органичного взаимодействия с соседней постройкой. Однако при этом он не должен быть «историзмом» или стилизацией: высший пилотаж, как заметил Виктор Шередега, здесь возможен как раз на увязке современного и исторического. К тому же эксперты добавили, что нельзя рассматривать такой крупный проект изолированно от реконструкции всей Павелецкой промзоны, которая в скором будущем изменит всю геометрию этого района.

Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.
Многофункциональный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя». Арх. В.В. Колосницин.
Многофункциональный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя». Арх. В.В. Колосницин. Генплан.
Регенерация здания на Николоямской улице, 44. Первоначальный вид.
Регенерация здания на Николоямской улице, 44. Арх. Е.А. Любимов.
Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.
Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.


12 Октября 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Зеленый холм у Потамака
Пристройка, расширившая Кеннеди-центр в Вашингтоне, почти полностью спрятана в зеленом холме. Она выстраивает задуманную в 1960-е связь центра с рекой и не закрывает никаких видов.
Дом молодежи
Реконструкция Дома молодежи на Фрунзенской, анонсированная год назад, получила АГР Москомархитектуры. Проект предполагает строительство нового здания между МДМ и парком Трубецких.
Двенадцать формул
Два московских учебных заведения показывают в открытых мастерских Баухауза проект, посвященный общественным пространствам. Методы спекулятивного дизайна и «сенсорная урбанистика» помогли поставить правильные вопросы и получить серьезные выводы.
Рем Колхас: взгляд в поля
Что Если Деревню Продолжат Благоустраивать Без Архитекторов? Владимир Белоголовский посетил открытие новой провокационной выставки Рема Колхаса “Countryside, The Future” в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Умер Иона Фридман
Архитектор-теоретик, озвучивший в конце 1950-х идею мобильной, саморазвивающейся силами жителей и изменяемой архитектуры – своего рода пространственной сети, приподнятой над традиционным городом и способной охватить весь мир.
Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.