Новым составом. Объединенная экспертная рабочая группа 11 октября 2007

С сегодняшнего дня ОЭРГ будет проходить в несколько уменьшенном составе организаций – ЭКОС и Москомархитектура будут заседать без Москомнаследия, которое будет рассматривать проекты отдельно. Однако персональный состав участников заседания остался практически прежним – решения будут принимать те же председатели: Валерий Романенко, Виктор Шередега, Владимир Чернышенко. На этот раз в центре внимания оказались – дом перед кинотеатром Новороссийск, спроектированный Владимиром Колосницыным, маленький домик на Николо-Ямской, которой хочет стать побольше, отдав за это все свои внутренности, и многофункциональный комплекс, который собирается окружить церковь Троицы в Павелецкой промзоне

Автор текста:
Ирина Фильченкова

12 Октября 2007
mainImg

В конце улицы Покровки, там, где она пересекается с Земляным валом, слева находится кинотеатр Новороссийск, построенный где-то в 1970-е годы. Перед ним – площадь Цезаря Куникова, большая и очень ветреная, пространство которой тянется вплоть до Садового кольца. Причем заметим, что, оказывается, сначала мастера советской архитектуры придумали сделать здесь площадь, а потом как-то не пошло и через некоторое время построили кинотеатр, а на площади поставили настоящий морской якорь и никак больше не оформляя, оставили все как есть. Якорь – замечательное развлечение, по нему любят карабкаться дети. Вообще-то можно подумать, что герою боев за Новороссийск посвящено все пустое пространство плюс троллейбусная остановка, а оказывается, что нет – только кусочек. Остальное – так, пустое место, а в наши времени места пустыми не бывают, если у них нет для того достаточных оснований, и на углу решили построить довольно-таки крупный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя» по проекту архитектора Владимира Колосницына (Моспроект-2, маст.№7).

Собственно, «Центральный дом предпринимателя» сейчас обитает в кинотеатре (хотя при этом там еще продолжают показывать кино), а новая постройка должна добавить «центру» площадей, заодно «в режиме регенерации» градостроительно акцентировав угол. Сейчас новый дом предполагается трехэтажным (вместо представленного когда-то на рассмотрение пятиуровневого здания), и выполнен в предсказуемой современной стилистике – полностью остекленный, с закругленным углом в сторону перекрестка.

Однако, несмотря на пониженную этажность и в целом небольшой объем, эксперты не приняли такой точечный характер исполнения и напомнили о концепции проекта. Еще будучи в стадии разработки, он рассматривался на Общественном совете при мэре Москвы, где было решено сделать из реконструируемого кинотеатра и современного здания единый комплекс – судя по всему, чтобы предприниматели ходили в кино. Увы, пока что единства не получилось ни композиционно, ни функционально. Кроме того, экспертам не понравился сплошной монотонный ряд фасадов  по Покровке, «залезание» паркинга под площадь Цезаря Куникова и в целом архитектурное решение «похожее на конструктор Lego». К тому же место, как и полагается, будет исследовано археологами и еще неизвестно, чем закончатся их раскопки... Решение насчет раскопок надо признать очень здравым – например, не далее как этим летом в начале той же улицы Покровки строители уже забили железные двутавры в кладку фундаментов Белого города. В конце концов авторам проекта предложили сделать новые варианты с учетом оговоренных рекомендаций.

На Николоямской улице, 44 в охранной зоне расположено достаточно простое начала ХХ века, построенное по проекту 1888 года. По проекту здание было трехэтажным, а построили его двухэтажным, так оно сто лет и простояло. Но не пропадать же этажу.  Сейчас архитектор Е.А. Любимов (ООО «КАТ») представил проект регенерации дома путем надстройки того самого недостающего третьего этажа, запланированного, но не построенного. Любопытно, что один из так называемых вариантов настройки этажа предполагает частичную, а другой – полную застройку внутреннего двора. В самом деле, не ограничиваться же только одним этажом. Кроме того, в ходе работ планируется полностью изменить внутреннюю планировку и от первоначального здания оставить только фасадные стены. В конце концов, двора наверное тоже мало. Что касается функции, то здесь будут располагаться торгово-демонстрационные залы медицинского оборудования и офисы. В целом проект был принят экспертами за основу, с оговоркой Виктора Шередеги, что для того, чтобы проект действительно стал  регенерацией надо отказаться от велюксов, выходящих на Николоямскую. А Громченко добавил, что предпочтителен вариант с минимальной застройкой внутреннего пространства двора. 

Неоднозначные оценки получил предпроект многофункционального общественно-делового комплекса в активно реконструируемой сейчас Павелецкой промзоне, на Кожевнической улице, 18-20, представленный автором с архитектурной фамилией Бухвостов (ООО «Столичный проект»). Основная сложность проекта состоит в том, что он располагается вокруг Троицкой церкви и должен максимально деликатно преподнести исторический объект. Комплекс состоит из нескольких крупных блоков, сгруппированных вокруг церкви и прорезанных четырьмя осевыми лучами, открывающими виды на церковь. Полное остекление корпусов, нарушенное только горизонтальными членениями, по словам авторов, должно способствовать дематериализации масштаба постройки посредством отражения в нем белокаменного храма.

По формальным характеристикам – высотным отметкам ландшафтно-визуального анализа и очертаниям охранной зоны – проект не вызвал вопросов. В целом проект тоже понравился своей цельностью и элегантностью решения. Однако все это было бы возможно, если бы он был в чистом поле... а так, саркастично заметили эксперты – «рядом стоящая архитектура просится к сносу». Отмечено было, что проект достаточно жесткий, механистичный, и хотелось бы большей текучести и органики, прежде всего, более органичного взаимодействия с соседней постройкой. Однако при этом он не должен быть «историзмом» или стилизацией: высший пилотаж, как заметил Виктор Шередега, здесь возможен как раз на увязке современного и исторического. К тому же эксперты добавили, что нельзя рассматривать такой крупный проект изолированно от реконструкции всей Павелецкой промзоны, которая в скором будущем изменит всю геометрию этого района.

Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.
Многофункциональный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя». Арх. В.В. Колосницин.
Многофункциональный деловой комплекс «Центральный дом предпринимателя». Арх. В.В. Колосницин. Генплан.
Регенерация здания на Николоямской улице, 44. Первоначальный вид.
Регенерация здания на Николоямской улице, 44. Арх. Е.А. Любимов.
Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.
Многофункциональный общественно-деловой комплекс на Кожевнической улице, 18-20. Арх. В.Н. Бухвостов.


12 Октября 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эксизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии, использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.