Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 16 августа

Был принят только один проект – дом в Глазовском переулке Александра Асадова. Гостиница на месте «Соловьиного дома», перешедшая от М.М. Посохина к В.В. Колосницину, домик на Бол. Якиманке, грузное офисное здание в начале Самотеки и новое здание ИТАР-ТАСС на Дорогомиловской (С.Б. Ткаченко) - отправлены на доработку

Автор текста:
Ирина Фильченкова

20 Августа 2007
mainImg

Жилой дом ХIХ века, стоящий углом в начале Глазовского переулка (вл. 1/1) из-за ветхости интерьеров скоро будет частично разобран. Архитектор Александр Асадов представил перед экспертами проект регенерации этого дома, в котором после перерождения будет всего лишь 5 квартир, для четырех человек каждая. При полном сохранении угловых фасадов будут снесены внутренние стены и лестничные проходы. Однако существующее витражное окно и лестницу планируется после реконструкции вернуть на прежнее место. Проект приняли и направили на дальнейшее согласование главному архитектору города, но при одном условии – чтобы авторы предоставили документ о сохранении подлинных фасадов.

На Большой Якиманке (35, 37) на месте давно снесенного 6-этажного жилого дома предполагается построить новую 7-этажную гостиницу в режиме регенерации красной линии (это означает, что новое здание восстановит разорванный фронт застройки). Комплекс включит в себя существующее на этом месте 4-этажное здание. Проект (Моспроект-2, маст.5, арх. М.Г. Леонов) существует уже давно, постепенно эволюционируя вследствие согласований – в переработанном варианте он стал ниже и сейчас комплекс состоит из трех объемов по 7, 4 и 8 этажей. Представленный группе фасад дома был признан слишком современным для понятия регенерации, благодаря которому строительство на этом месте разрешили вообще, однако поскольку в данном случае речь идет о восстановлении красной линии улицы, а не конкретного дома, то проект не был радикально отклонен – его решили рассмотреть «в рабочем порядке», после того, как авторы принесут все недостающие картинки.

Многострадальный проект восстановления застройки на углу Никитского бульвара, 6/20, где сейчас находится «Домжур», а раньше стоял «Соловьиный дом» - не раз рассматривался на Общественном совете при мэре Москвы, каждый раз уменьшаясь на один этаж, и все равно не проходил. На сей раз автором проекта «восстановления Арбатской площади» оказался уже не Михаил Посохин, как раньше, а В.В. Колосницин (Моспроект-2, мастерская 7). Однако, в данном случае, несмотря на смену автора все произошло точно также, как и прежде – вместо 6 этажей «Соловьиного дома» оказалось семь, а вместо крыши (!) два стеклянных этажа. И хотя общее высотное ограничение для этого места – 15 метров – соблюдено, и новый дом спроектирован «в объемах» старого, эксперты отнеслись к предложенному варианту критически. Группа предложила отказаться от всех верхних этажей, в том числе стеклянных и сделать максимальной отметкой 5 этажей. К тому же, хотя проект и нарисован в исторической стилистике, в его цокольный этаж вставлены витрины, которых раньше не было. Ко всем высказанным пожеланиям Виктор Шередега добавил, что перед началом строительства необходимо в обязательном порядке провести на этом месте археологическое исследование, чтобы потом не пришлось останавливать строительство и начинать раскопки посреди котлована.

В начале Самотечной улицы, справа (владение 1/15) планируется новое административно-офисное здание (Моспроект, маст.22, Е.Л. Серов). Оно собирается возникнуть на месте временного кафе и вплотную примкнуть к стоящему на Самотеке длинному 3-этажному дому второй половины XIX века, прилипнув к нему со стороны двора. Проект представляет из себя сильно упрощенные вариации на темы 1930-х гг., совмещая желтоватый цвет сталинской архитектуры с мелковатыми плоскими эркерами и игривым модернистким садиком на крыше 22-метрового здания. Эта странность больше всего подвела авторов – хотя по визуально-ландшафтному анализу проект «проходной» (рядом эстакада, за которой «прячется»), все участники заседания выступили против такого «странного» объемно-пространственного решения, и предложили сделать обыкновенную кровельную крышу. Кроме того, запланированный процент офисов явно превышает возможный после памятного указа московского мэра, и еще здание будет строиться рядом с жилым домом, что грозит конфликтом с жителями. Виктор Шередега заключил обсуждение тем, что «…если хотите сохранить все функции, то идите на Общественный совет ЦАО».
 
Среди сталинских домов на Дорогомиловской улице планируется построить новое здание администрации ИТАР-ТАСС (ООО «Арка», авторы А.В. Кузьмин, С.Б. Ткаченко). 
Здание будет расположено на красной линии улицы между двумя жилыми домами – на что эксперты попросили письменное подтверждение согласия жителей на появление у них нового соседа. Показанный проект демонстрирует пример старательной деконструкции сталинской архитектуры – разложение дома а-ля 1950-е, застывшее на полпути. Арочно-пилястровая сталинская «шкурка» сползает с треугольного объема, обнажая обыкновенный стеклянный фасад. Нижний, выходящий на улицу, корпус уже полностью избавился от всего декора, он прост, горизонтален и опирается на две тяжелые тумбы; в верхней же части этот объем игриво приподнимает свои бетонные перекрытия, повинуясь нормам инсоляции – именно из-за них проект был отклонен на прошлом обсуждении. Что любопытно, проект показался группе «даже очень красивым», однако авторам предложили сделать варианты «попроще» и показать их в следующий раз.

Макет здания ИТАР-ТАСС. Фотографии Ирины Фильченковой
Проект регенерации жилого дома в Глазовском переулке
Проект регенерации жилого дома в Глазовском переулке. Сегодняшнее состояние.
Проект гостиницы - регенерации красной линии на Бол.Якиманке
Макет гостиницы на Никитском бульваре, 6/20
Проект гостиницы на Никитском бульваре, 6/20
Проект административно-офисного здания на Самотечной улице
Проект административно-офисного здания на Самотечной улице
Проект здания ИТАР-ТАСС


20 Августа 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.