Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 16 августа

Был принят только один проект – дом в Глазовском переулке Александра Асадова. Гостиница на месте «Соловьиного дома», перешедшая от М.М. Посохина к В.В. Колосницину, домик на Бол. Якиманке, грузное офисное здание в начале Самотеки и новое здание ИТАР-ТАСС на Дорогомиловской (С.Б. Ткаченко) - отправлены на доработку

Автор текста:
Ирина Фильченкова

20 Августа 2007
mainImg
0

Жилой дом ХIХ века, стоящий углом в начале Глазовского переулка (вл. 1/1) из-за ветхости интерьеров скоро будет частично разобран. Архитектор Александр Асадов представил перед экспертами проект регенерации этого дома, в котором после перерождения будет всего лишь 5 квартир, для четырех человек каждая. При полном сохранении угловых фасадов будут снесены внутренние стены и лестничные проходы. Однако существующее витражное окно и лестницу планируется после реконструкции вернуть на прежнее место. Проект приняли и направили на дальнейшее согласование главному архитектору города, но при одном условии – чтобы авторы предоставили документ о сохранении подлинных фасадов.

На Большой Якиманке (35, 37) на месте давно снесенного 6-этажного жилого дома предполагается построить новую 7-этажную гостиницу в режиме регенерации красной линии (это означает, что новое здание восстановит разорванный фронт застройки). Комплекс включит в себя существующее на этом месте 4-этажное здание. Проект (Моспроект-2, маст.5, арх. М.Г. Леонов) существует уже давно, постепенно эволюционируя вследствие согласований – в переработанном варианте он стал ниже и сейчас комплекс состоит из трех объемов по 7, 4 и 8 этажей. Представленный группе фасад дома был признан слишком современным для понятия регенерации, благодаря которому строительство на этом месте разрешили вообще, однако поскольку в данном случае речь идет о восстановлении красной линии улицы, а не конкретного дома, то проект не был радикально отклонен – его решили рассмотреть «в рабочем порядке», после того, как авторы принесут все недостающие картинки.

Многострадальный проект восстановления застройки на углу Никитского бульвара, 6/20, где сейчас находится «Домжур», а раньше стоял «Соловьиный дом» - не раз рассматривался на Общественном совете при мэре Москвы, каждый раз уменьшаясь на один этаж, и все равно не проходил. На сей раз автором проекта «восстановления Арбатской площади» оказался уже не Михаил Посохин, как раньше, а В.В. Колосницин (Моспроект-2, мастерская 7). Однако, в данном случае, несмотря на смену автора все произошло точно также, как и прежде – вместо 6 этажей «Соловьиного дома» оказалось семь, а вместо крыши (!) два стеклянных этажа. И хотя общее высотное ограничение для этого места – 15 метров – соблюдено, и новый дом спроектирован «в объемах» старого, эксперты отнеслись к предложенному варианту критически. Группа предложила отказаться от всех верхних этажей, в том числе стеклянных и сделать максимальной отметкой 5 этажей. К тому же, хотя проект и нарисован в исторической стилистике, в его цокольный этаж вставлены витрины, которых раньше не было. Ко всем высказанным пожеланиям Виктор Шередега добавил, что перед началом строительства необходимо в обязательном порядке провести на этом месте археологическое исследование, чтобы потом не пришлось останавливать строительство и начинать раскопки посреди котлована.

В начале Самотечной улицы, справа (владение 1/15) планируется новое административно-офисное здание (Моспроект, маст.22, Е.Л. Серов). Оно собирается возникнуть на месте временного кафе и вплотную примкнуть к стоящему на Самотеке длинному 3-этажному дому второй половины XIX века, прилипнув к нему со стороны двора. Проект представляет из себя сильно упрощенные вариации на темы 1930-х гг., совмещая желтоватый цвет сталинской архитектуры с мелковатыми плоскими эркерами и игривым модернистким садиком на крыше 22-метрового здания. Эта странность больше всего подвела авторов – хотя по визуально-ландшафтному анализу проект «проходной» (рядом эстакада, за которой «прячется»), все участники заседания выступили против такого «странного» объемно-пространственного решения, и предложили сделать обыкновенную кровельную крышу. Кроме того, запланированный процент офисов явно превышает возможный после памятного указа московского мэра, и еще здание будет строиться рядом с жилым домом, что грозит конфликтом с жителями. Виктор Шередега заключил обсуждение тем, что «…если хотите сохранить все функции, то идите на Общественный совет ЦАО».
 
Среди сталинских домов на Дорогомиловской улице планируется построить новое здание администрации ИТАР-ТАСС (ООО «Арка», авторы А.В. Кузьмин, С.Б. Ткаченко). 
Здание будет расположено на красной линии улицы между двумя жилыми домами – на что эксперты попросили письменное подтверждение согласия жителей на появление у них нового соседа. Показанный проект демонстрирует пример старательной деконструкции сталинской архитектуры – разложение дома а-ля 1950-е, застывшее на полпути. Арочно-пилястровая сталинская «шкурка» сползает с треугольного объема, обнажая обыкновенный стеклянный фасад. Нижний, выходящий на улицу, корпус уже полностью избавился от всего декора, он прост, горизонтален и опирается на две тяжелые тумбы; в верхней же части этот объем игриво приподнимает свои бетонные перекрытия, повинуясь нормам инсоляции – именно из-за них проект был отклонен на прошлом обсуждении. Что любопытно, проект показался группе «даже очень красивым», однако авторам предложили сделать варианты «попроще» и показать их в следующий раз.

Макет здания ИТАР-ТАСС. Фотографии Ирины Фильченковой
Проект регенерации жилого дома в Глазовском переулке
Проект регенерации жилого дома в Глазовском переулке. Сегодняшнее состояние.
Проект гостиницы - регенерации красной линии на Бол.Якиманке
Макет гостиницы на Никитском бульваре, 6/20
Проект гостиницы на Никитском бульваре, 6/20
Проект административно-офисного здания на Самотечной улице
Проект административно-офисного здания на Самотечной улице
Проект здания ИТАР-ТАСС

20 Августа 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Похожие статьи
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.