Заседание Объединенной экспертной рабочей группы, 14 июня

Были приняты: предпроект административного здания со встроенной АТС Бориса Левянта, предпроект офисного здания на ул. Большой Коммунистической, проект регенерации здания в Съезжинском пер. Отправлены на доработку: предпроект реконструкции института им. Кржижановского на Ленинском пр., проект офисно-делового центра и комплекса «Храма детства» у Олимпийского, проект реконструкции жилого дома на Большой Серпуховской

Автор текста:
Ирина Фильченкова

15 Июня 2007
mainImg

Первым обсуждался предпроект реконструкции со сносом и новым строительством научно-исследовательского учреждения – энергетического института им. Кржижановского с административно-офисными помещениями на Ленинском пр., 19 (Бюро архитектора Воронцова, арх. А.Р. Воронцов). Проект предлагает реконструкцию первого фронта малоэтажной застройки и создание на втором вместо 5-этажного здания 9-этажного остекленного объема. Эксперты отметили важность реконструкции научного центра и создание доминанты, поддерживающей проспект, однако дом такого размера требует перекройки в этом месте охранной зоны – а корректировка территории под конкретный объем никогда не приветствовалась. Поэтому окончательное решение рабочая группа не могла принять, и вынесла только рекомендации. Из представленных двух вариантов – более обобщенного фонового, полностью застекленного и другого – яркого, расчлененного по горизонтали объема-волны был выбран первый. Также была сокращена этажность здания – «до шести этажей проект можно считать регенерацией, но 9 уже нет». Дальше проект направили в Москомнаследие и главному архитектору Москвы.

Следующим рассматривали предпроект административно-офисного здания со встроенной АТС на Рогожском Валу, 11 (“ABD architects”, Борис Левянт). Здание предполагается построить на месте ветхой складской застройки, которая не имеет архитектурной ценности. Поскольку сегодня АТС перешла в цифровой формат, то основной функцией в здании будут офисы. По проекту это высотная башня в 81 м, на 52 тыс. кв.м. Волны на фасаде, по словам автора, позволяют приподнять лицевой фасад, чтобы сделать перед зданием аван-площадь. Высотный объем объекта, по мнению рабочей группы, поддерживается соседними высотками – зданием Меерсона и другими. В целом предпроект был одобрен, однако же Виктор Шередега предложил «продолжить поиски архитектурного облика», мотивировав это следующим образом: «если бы он был сделан десять лет назад – все лавры были бы ваши, но уже не сейчас».

Проект реконструкции жилого дома на Большой Серпуховской, 19/37, стр.4 (АБ «Ойкос», арх. А.И. Ковалевский) не входит в охранную зону. В конце ХIХ века этот 4-х этажный жилой дом архитектура Матвеева был переделан под доходный и до сегодняшнего дня сохранил особенности т.н. «кирпичного стиля». Сейчас проект предлагает реконструкцию здания, частичное сохранение его внутренних перегородок и фасада, плюс надстройку пятого этажа. Проект несколько месяцев назад выиграл конкурс в Москомархитектуре, однако он не совпадает с АРИ, выпущенным еще в 2005 году, где указано только 4 этажа. А в режиме «проекта», в отличие от «предпроекта», рабочая группа не имеет права на значительные изменения, и поэтому В. Шередега предложил обратиться с проектом за рекомендацией к Александру Кузьмину.

Рассматривался предпроект по регенерации фронта застройки улицы с размещением административного здания на Бол. Коммунистической, 11, стр.17 (Союз архитекторов России, творческая маст-я В.В. Ермакова). Как отметили эксперты, Большая Коммунистическая улица – одна из немногих сохранивших свой исторический облик. Один их таких ансамблей и был рассмотрен – жилой дом с курдонером и двумя флигелями, окруженный несколькими зданиями. В том числе и советским 2-х этажным ателье, которое и решили восстановить, так как оно по сравнению с прочими простояло здесь дольше всех. Председатель заседания отметил, что «дело здесь чистое» и потому восстановление возможно. Из трех предложенных вариантов были названы наиболее приемлемыми третий и четвертый.

Проект по корректировке объемно-планировочного и архитектурно-градостроительного решения участка застройки по улице Дурова, 3 в составе офисно-делового центра и комплекса «Храма детства» (Моспроект-4, арх. А.Г. Беляев) был снят на Общественном совете при мэре Москвы, в частности, из-за недоработки транспортной схемы – теперь авторы спроектировали подземные переходы к строящейся станции метро «Суворовская». Место строительства находится через дорогу от театра Дурова и рядом с Олимпийским комплексом - «ценным участком города»; кроме того, в ближайшем будущем здесь планируется построить много высоких зданий, в том числе башню для первого телеканала. Поэтому одной из проблем стало гармоничное соседство всех будущих построек. Более серьезные возражения коснулись явного функционального дисбаланса комплекса, в котором совершенно очевидно главную скрипку играет инвеститционное строительство – объемная призма громоздится за миниатюрными цилиндриками детского центра в стиле театра Дурова. Эта проблема была главной и на общественном совете, где проект "завернули", и сейчас - ее решение, однако, не наметилось. Резюмируя, Виктор Шередега предложил рассмотреть проект в составе всего района на заседании ЭКОСа на предмет того, можно ли его совместить с предполагаемыми соседними зданиями.

Предпроект коммунальных служб в межпутевом пространстве Казанского и Митьковского направления МЖД (ОАО «Союздорпроект»). В «полосе отчуждения» у ж/д путей на пустом треугольнике участка планируется построить стоянку для крупных уборочных машин нескольких близлежащих дворов. Эксперты быстро приняли его и отметили важность такого некоммерческого проекта.

Проект регенерации здания под административное использование в Съезжинском пер., 3, стр. 1,2 (Архитектурное бюро Пригожина, арх. А.Е. Пригожин) рассматривался совсем недавно и был отклонен из-за современности, которая не соответствовала исторической ампирной стилистике всего района. На этот раз проектировщики принесли несколько разных вариантов нового здания и объединенный генплан района. Эксперты решили, что «если выполнить «регенерацию» всего района невозможно, то нечего и пытаться», плюс ко всему они постановили, что объект не представляет стратегического значения для всего участка и следовательно теперь можно выбрать лучший вариант из представленных. Решили вынести на регламент гл. архитектору Москвы 3 и 4-й варианты, но при этом все же отметить, что среди представленных проектов так и не появилось «…вариантов, отражающих историческую среду».

Предпроект реконструкции со сносом и новым строительством энергетического института им. Кржижановского на Ленинском пр., 19. Принятый вариант.
Предпроект административно-офисного здания со встроенной АТС на Рогожском Валу, 11
Предпроект административно-офисного здания со встроенной АТС на Рогожском Валу, 11. Фотографии Ирины Фильченковой
Проект реконструкции жилого дома на Большой Серпуховской, 19/37, стр.4
Проект реконструкции жилого дома на Большой Серпуховской, 19/37, стр.4
Предпроект по регенерации фронта застройки улицы с размещением административного здания на Бол. Коммунистической ул.
Проект по корректировке объемно-планировочного и архитектурно-градостроительного решения участка застройки по улице Дурова,3 в составе офисно-делового центра и комплекса «Храма детства»
Предпроект коммунальных служб в межпутевом пространстве
Проект регенерации здания под административное использование в Съезжинском пер., 3, стр. 1,2


15 Июня 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.