Экспозиция традиционно расположилась в «Доме на Брестской» – в «Зале макета», где проходят общественные советы при мэре Москвы, в коридорах и на небольшом четвертом этаже. Мэтры дизайна заняли третий этаж, оставив верхнюю площадку начинающим художникам. Интересно наблюдать, как по мере повышения этажности проекты становятся все более свободными и утопическими.
Посреди зала основного конкурса собраны объекты, отдаленно напоминающие увеличенную мебель: центральная часть выставки изображает из себя гипертрофированный интерьер, каждый предмет которого используется в качестве выставочного стенда. Так, например, архитектурная мастерская Карена Бальяна разместила изображения одного из своих новых интерьеров на поверхности повешенного к потолку светящегося цилиндрического торшера, заземленного одиноким шнуром. Соседний стенд изображает рамку-портал, который можно проходить насквозь, рассматривая помещенные на его внутренних стенках фотографии. Гвоздем зала работает менее узнаваемый объект, в силу своей непонятности претендующий на роль метафоры – пластиковый цилиндр, из тела которого выдавлены подсвеченные прямоугольники с картинками. Больше всего это похоже на ствол дерева с обрубленными ветками.
По стенам развешены планшеты с изображением квартир, офисов, магазинов и тематических ресторанов. Проект ресторана «Припаркуйся на время» Софьи Тодоровской предлагает микст экстерьеров разных эпох: круглый танцпол окружен небольшими залами, каждый из которых создает атмосферу какой-то части XX века, главным образом силами помещенного в центр ретро-автомобиля от бьюика до кадиллака. Пространство офиса коммуникационной компании Zero Алексея Левчука сконструировано мощными прямыми плоскостями и длинными коридорами. Видимо, лаконизм помогает выстраивать эффективную коммуникацию.
Претенденты на премию «авторский предмет» и «предметная инсталляция» выставлены в зале макета Генплана Москвы. Эта концептуальная экспозиция отличается ненавязчивой эфемерностью форм, оторванных от суетной жизни, а также настойчивой привязанностью к теме светильника. Это и понятно: во-первых, свет – тема возвышенная и привлекательная, во-вторых, его источники меньше всего привязаны к прагматическим требованиям и могут быть почти любого вида. Так что самая концептуальная часть выставки эволюционировала в направлении магазина «Свет» – правда, не какого-нибудь, а очень хорошего.
«АРТ-Бля», например, обставили бумажными светильниками характерных очертаний небольшой уголок с табуреткой и облачком. Проект «Бедный дизайн», иными словами как из ничего сделать что-то, Наталии Тамручи – это серо-коричневая комната с ностальгическими лампами в виде высохших цветов. Мастерская Варвары Зеленецкой предложила вариант «вечернего пляжа», который можно сделать прямо у себя в доме – натянув в комнате гамак, закрыв верхний свет и усилив нижний. «Арт-каскад» предложила нескучный вариант офиса из привычных материалах в новых формах: полка для бумаг сильно выгнута, неон контрастирует с обильной зеленью, а пол покрыт «зеленой травой».
Концептуальную экспозицию Интерьер-идей составили студенты – в целом эту часть выставки можно считать вариациями на тему дизайна ХХ века. Одни авторы вспомнили супрематизм Малевича с красно-черно-желтыми формами. Другим оказался ближе строгий абстракционизм Пита Мондриана с его знаменитыми цветными прямоугольниками и черными линиями, из которых был составлен перекрестный диалог в трехмерном пространстве. Третьи попытались представить жизнь в интерьере через показ этой жизни в игрушечном домике, в который зрителю непременно захочется взглянуть и которая к тому же транслируется на экране телевизора.
Победители конкурсов Фестиваля будут объявлены 1 апреля, а до этого в «Доме на Брестской» будут проходит мастер-классы по дизайну и архитектуре дома.