Мемориальный комплекс: развитие темы

Несколько дней назад мы писали о конфликте, связанном с проектированием федерального мемориального комплекса: выигравший конкурс коллектив архитекторов во главе с А. Боковым оказался фактически отстранен от работ, авторский замысел заимствован и искажен. Во вторник обе стороны, причастные к спору, встретились с журналистами и прокомментировали свою позицию

Автор текста:
Ирина Фильченкова

08 Февраля 2007
mainImg

Конкурс на архитектурную концепцию состоялся в 2002 г. и был выигран мастерской А.В. Бокова. Федеральный мемориал должен быть построен недалеко от деревни Сгонники Мытищинского района на участке около 58 га, 26 из которых отводится под кладбище. Как пояснил руководитель 4 мастерской «Моспроекта-4» А.В. Боков, после проведения конкурса в течение четырех лет не было должного финансирования и исходной документации, а впоследствии на роль генпроектировщика вместо профессионального (и хорошо известного в Москве) института была приглашена малоизвестная фирма, «состоящая из директора и бухгалтера».

Затем один из скульпторов, включенных в коллектив, в обход остальных авторов, доработал проект по-своему и утвердил его у заказчика – «в итоге привлечение людей, не связанных непосредственно с проектированием, существенно исказило первоначальный замысел». Как рассказал скульптор Г.В. Франгулян, перед коллективом стояла задача создания уникального комплекса, что предполагает качественное художественное решение и смысловую насыщенность – ради чего был проведен поиск источников в истории искусств вообще и в советской практике в частности. Но работа была остановлена на стадии фор-эскизов, когда заказчику обманным путем представили другой проект, дополненный примитивным рядом из 40 ряженых фигур, держащих то лук, то ружье.

Эти фигуры поставлены С.В. Горяевым на мосту – в центральной части комплекса, который трактовался авторами как символическое звено между двумя частями комплекса – миром живых и миром мертвых. В первоначальном варианте здесь был ряд вазонов, из которых ночью должны были появляться лучи света. Центральное здание-пропилеи превратили в два разъединенных корпуса. В результате из проекта исчезла заложенный в первоначальном авторском варианте символический образ мемориального комплекса.

Основным аргументом военных (выступающих в качестве заказчиков) были сроки: 18 месяцев, а на все строительство 24 месяца, заявленные архитекторами еще в конкурсном предложении. На что А.В. Боков ответил замечательной историей о том, как в процессе тендера на разработку рабочей документации, который по сути даже не был объявлен, к ним пришел человек «сверху» и сказал, что сроки создания ее могут быть 18 месяцев (хотя коллектив мог ее сделать и за 6, как поясняет Боков), и в итоге, когда были объявлены результаты, оказалось, что выиграл тот, кто поставил минимальные сроки.

И.о. начальника контрактного строительства и инвестиций М.А. Лиманский, который представил документ с подписью А.В. Бокова, согласно которому строительство должно было закончится в 2005 году, но не закончено и, по словам Лиманского, на замечания заказчика не было никакой реакции. «Поэтому мы переработали и изменили проект». На вопрос архитектора, на каком основании, и.о. начальника дал исчерпывающий ответ – «Моспроект-4» здесь всего лишь субподрядчик, «…о каком авторском праве вы можете заявлять?» Затем Лиманский добавил, «…это голословное заявление, что они выиграли конкурс, пусть положат документы», и зачитал заключение конкурса: «…следует создать авторский коллектив, состоящий из лауреатов 1,2 и 3 премии, а руководство авторским коллективом возложить на лауреата 1 премии А.В. Бокова».

И.о. директора фирмы «20 Загрантехстройпроект», которая является генподрядчиком и фактически на сегодня разработчиком согласованного проекта. Он сказал, что «…в связи с тем, что к осени 2004 года проект не был готов, мы были вынуждены принять меры, чтобы минуя Мопроект-4, выполнить поставленную задачу и мы ее выполнили. На сегодняшний день проект закончен полностью, прошел госэкспертизу, согласован со всеми организациями и по нему уже начато строительство».

На вопрос от журналиста – участвовал ли «20 Загрантехстройпроект» в конкурсе и на основании чего было передано проектирование, нынешний генподрядчик ответил, что в конкурсе организация не участвовала, но принимала участие в его подготовке и впоследствии стала отвечать за организационный процесс.

Последним выступил скульптор С.В. Горяев, который рассказал свою версию произошедшего – «во время проектирования некоторые вещи оказались непроходными, и от Минобороны поступило тематическое задание, которое получили все одновременно и приступили к работе, но, понимая, что пластический язык, предлагаемый Франгуляном и Гадаевым не устраивает заказчика, я взял на себя смелость сделать проект, чтобы комбинат просто не потерял работу». Свелось все к тому, что он «сделал проект как мог».

Итак, по-видимому решение остается за судом. Не очень понятно, может ли во время судебного разбирательства продолжаться реализация проекта – в противном случае может оказаться, что даже если суд подтвердит права коллектива архитекторов и скульпторов, мемориал уже будет построен и не так, как хотелось бы. Вопрос в том, что действительно важно при сооружении такого мемориала – первоначальные сроки, которые все равно уже истекли, или качество того, что простоит потом намного дольше.

Все фотографии Ирины Фильченковой
Проект моста «Моспроекта-4»
Центральный корпус
Художник С. Горяев


08 Февраля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова

Технологии и материалы

Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.

Сейчас на главной

Степан Липгарт: «Гнуть свою линию – это правильно»
Потомок немецких промышленников, «сын Иофана», архитектор – о том, как изучение ордерной архитектуры закаляет волю, и как силами нескольких человек проектировать жилые комплексы в центре Петербурга. А также: Дед Мороз в сталинской высотке, арка в космос, живопись маньеризма и дворцы Парижа – в интервью Степана Липгарта.
Новое время Советской площади
Благоустройство центральной площади Гаврилова Посада, профинансированное из трех источников и призванное помочь городу стать туристическим, выглядит современно и ставит задачи осмысления местной идентичности.
Разобрано по весне
Временный и уже разобранный павильон на площади перед «Зарядьем»: кольцеобразный, с деревянной конструкцией и фасадом из металла и поликарбоната. Внутри был тот самый искусственный снег, березы елки.
Метод обнимания
TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью предальпийского городка в итальянском Трентино-Альто-Адидже.
Мёд и медь
Архитектор Роман Леонидов спроектировал подмосковный Cool House в райтовском духе, распластав его параллельно земле и подчеркнув горизонтали. Цветовая композиция основана на сопоставлении теплого медового дерева и холодной бирюзовой меди.
Пресса: Почему индустриальное домостроение оставит будущее...
О будущем жилья невозможно говорить, пытаясь обойти стену, в которую оно упирается,— массовое индустриальное домостроение. Если модель массового индустриального домостроения сохранится, то это довольно простое будущее, которое более или менее сводится к настоящему.
СКК: сохранять, крушить, копировать?
Мы поговорили с петербургскими архитекторами о ситуации вокруг обрушенного СКК – здания, купол которого по чистоте формы и инженерного замысла сравнивают с римским Пантеоном, только выполненным в металле. Что, однако, не помогло ему получить статус памятника и защиту от сноса.
Лучи знаний
Школа в Подмосковье, архитектуру которой определяет учебная программа, природное окружение, а также желание использовать только честные материалы.
Кружево из углепластика
Три портала по проекту Асифа Хана для Экспо-2020 в Дубае при высоте в 21 метр сооружены из нитей сверхлегкого углепластика и не требуют дополнительной несущей конструкции.
Арктический вуз
Новое крыло Арктического колледжа на острове Баффинова Земля на севере Канады. Авторы проекта – Teeple Architects из Торонто.
Критическая масса прогресса
20-й по счету летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» спроектируют молодые женщины-архитекторы из ЮАР – бюро Counterspace; их постройка будет посвящена социальным и экологическим темам.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Сокольники: ковер из кирпича
Архитекторы бюро Megabudka опубликовали свой проект Сокольнической площади в деталях и с объяснениями всех мотивов. Рассматриваем проект и призываем голосовать за него в «Активном гражданине». Очень хочется, чтобы победила архитектурная версия.
Три январские неудачи Бьярке Ингельса
Основатель BIG подвергся критике из-за деловой встречи с бразильским президентом, известным своими крайне правыми взглядами и отрицанием экологических проблем Амазонии, лишился поста главного архитектора в WeWork и был отстранен от участия в проектировании небоскреба для нью-йоркского ВТЦ.
Кирпичные шестигранники
Башни Hoxton Press по проекту Karakusevic Carson и Дэвида Чипперфильда на границе лондонского Сити – коммерческое жилье, «субсидирующее» реновацию социального жилого массива рядом.
Одновременное развитие экономики и кино
В бывшем здании центрального рынка Монтевидео уругвайское бюро LAPS Arquitectos разместило штаб-квартиру Латиноамериканского банка развития CAF, национальную синематеку, легендарный бар и общественное пространство.
Москва 2050: деревянные высотки и летающий транспорт
Более 40 студентов представили видение Москвы будущего в недавно открывшейся галерее Шухов Лаб и на Биеннале архитектуры и урбанизма в Шэньчжэне. Рассказываем об итогах воркшопа «Москва 2050» и показываем работы участников.
Рестораны вместо лучших реставраторов страны?
Минкульт выдал ЦНРПМ предписание переехать до 1 марта. Не исключено, что после разорительного переезда научной реставрации в стране не останется. Говорим со специалистами, публикуем письмо сотрудников министру культуры.
Глэм-карьер
Благоустройство подмосковного озера от бюро Ai-architects: эко-школа, глэмпинг и всесезонные развлечения.
Красный зиккурат
Многоквартирный дом Cascade Villa в Алмере по проекту бюро CROSS Architecture снаружи – кирпичный, а во внутреннем дворе – обшит деревом.
Арт-депо
Офисное здание на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Артема Никифорова – это тонкая вариация на тему кирпичной промышленной архитектуры XIX и ХХ века с рядом художественных изобретений, хорошим строительным и ремесленным качеством.
Будущее не дремлет
Выставка Европейского культурного центра в ГНИМА это коллекция современных пространств разной степени общественности. Подборка довольно случайная, но интересная, а в последнем зале пугают потопом, античным форумом, зиккуратами и вигвамами.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Розовый слон
В Лос-Анджелесе построен флагманский магазин одежды The Webster по проекту Дэвида Аджайе. Для внешней и внутренней отделки британский архитектор использовал окрашенный бетон.
Архи-события: 3–9 февраля
«Кто хочет стать миллионером» для архитекторов и дизайнеров, новый интенсив в МАРШ и экскурсия с плаванием от «Москвы глазами инженера».
Пресса: Великое переселение
В последнюю неделю января 2020-го в стране активно обсуждают реновацию устаревшего жилья — вернее, возможность запуска подобных программ в российских регионах. В одном из первых своих интервью на посту вице-премьера Марат Хуснуллин отметил, что реновацию можно запустить в городах-миллионниках.
Умер Андрей Меерсон
Признанный мастер советского модернизма, автор «Лебедя» и самого красивого московского дома «на ножках» на Беговой, но и автор неоднозначного стилизаторского Ритц Карлтон на Тверской – тоже.
Неиссякаемый источник
VIP-зоны аэропорта – настоящее раздолье для цвета, пластики, образности и творческой фантазии архитекторов. Рассматриваем четыре бизнес-зала и один VIP-терминал ростовского аэропорта «Платов»: все они так или иначе осмысляют контекст: южное солнце, волны речной воды, восход над степным горизонтом и золото сарматов.
Кольцо на озере Сайсары
Здание филармонии и театра якутского эпоса на священном озере вписано в эпический круг и включает три объема, уподобленных традиционному жилищу. Кровля уподоблена аласу – якутской деревне вокруг озера. При столь интенсивной смысловой насыщенности проект сохраняет стереометрическую абстрактность и легкость формы, оперируя прозрачностью, многослойностью и отражениями.
Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.