08.02.2007

Мемориальный комплекс: развитие темы

Несколько дней назад мы писали о конфликте, связанном с проектированием федерального мемориального комплекса: выигравший конкурс коллектив архитекторов во главе с А. Боковым оказался фактически отстранен от работ, авторский замысел заимствован и искажен. Во вторник обе стороны, причастные к спору, встретились с журналистами и прокомментировали свою позицию

информация:

Все фотографии Ирины Фильченковой
Все фотографии Ирины Фильченковойоткрыть большое изображение

Конкурс на архитектурную концепцию состоялся в 2002 г. и был выигран мастерской А.В. Бокова. Федеральный мемориал должен быть построен недалеко от деревни Сгонники Мытищинского района на участке около 58 га, 26 из которых отводится под кладбище. Как пояснил руководитель 4 мастерской «Моспроекта-4» А.В. Боков, после проведения конкурса в течение четырех лет не было должного финансирования и исходной документации, а впоследствии на роль генпроектировщика вместо профессионального (и хорошо известного в Москве) института была приглашена малоизвестная фирма, «состоящая из директора и бухгалтера».

Затем один из скульпторов, включенных в коллектив, в обход остальных авторов, доработал проект по-своему и утвердил его у заказчика – «в итоге привлечение людей, не связанных непосредственно с проектированием, существенно исказило первоначальный замысел». Как рассказал скульптор Г.В. Франгулян, перед коллективом стояла задача создания уникального комплекса, что предполагает качественное художественное решение и смысловую насыщенность – ради чего был проведен поиск источников в истории искусств вообще и в советской практике в частности. Но работа была остановлена на стадии фор-эскизов, когда заказчику обманным путем представили другой проект, дополненный примитивным рядом из 40 ряженых фигур, держащих то лук, то ружье.

Эти фигуры поставлены С.В. Горяевым на мосту – в центральной части комплекса, который трактовался авторами как символическое звено между двумя частями комплекса – миром живых и миром мертвых. В первоначальном варианте здесь был ряд вазонов, из которых ночью должны были появляться лучи света. Центральное здание-пропилеи превратили в два разъединенных корпуса. В результате из проекта исчезла заложенный в первоначальном авторском варианте символический образ мемориального комплекса.

Основным аргументом военных (выступающих в качестве заказчиков) были сроки: 18 месяцев, а на все строительство 24 месяца, заявленные архитекторами еще в конкурсном предложении. На что А.В. Боков ответил замечательной историей о том, как в процессе тендера на разработку рабочей документации, который по сути даже не был объявлен, к ним пришел человек «сверху» и сказал, что сроки создания ее могут быть 18 месяцев (хотя коллектив мог ее сделать и за 6, как поясняет Боков), и в итоге, когда были объявлены результаты, оказалось, что выиграл тот, кто поставил минимальные сроки.

И.о. начальника контрактного строительства и инвестиций М.А. Лиманский, который представил документ с подписью А.В. Бокова, согласно которому строительство должно было закончится в 2005 году, но не закончено и, по словам Лиманского, на замечания заказчика не было никакой реакции. «Поэтому мы переработали и изменили проект». На вопрос архитектора, на каком основании, и.о. начальника дал исчерпывающий ответ – «Моспроект-4» здесь всего лишь субподрядчик, «…о каком авторском праве вы можете заявлять?» Затем Лиманский добавил, «…это голословное заявление, что они выиграли конкурс, пусть положат документы», и зачитал заключение конкурса: «…следует создать авторский коллектив, состоящий из лауреатов 1,2 и 3 премии, а руководство авторским коллективом возложить на лауреата 1 премии А.В. Бокова».

И.о. директора фирмы «20 Загрантехстройпроект», которая является генподрядчиком и фактически на сегодня разработчиком согласованного проекта. Он сказал, что «…в связи с тем, что к осени 2004 года проект не был готов, мы были вынуждены принять меры, чтобы минуя Мопроект-4, выполнить поставленную задачу и мы ее выполнили. На сегодняшний день проект закончен полностью, прошел госэкспертизу, согласован со всеми организациями и по нему уже начато строительство».

На вопрос от журналиста – участвовал ли «20 Загрантехстройпроект» в конкурсе и на основании чего было передано проектирование, нынешний генподрядчик ответил, что в конкурсе организация не участвовала, но принимала участие в его подготовке и впоследствии стала отвечать за организационный процесс.

Последним выступил скульптор С.В. Горяев, который рассказал свою версию произошедшего – «во время проектирования некоторые вещи оказались непроходными, и от Минобороны поступило тематическое задание, которое получили все одновременно и приступили к работе, но, понимая, что пластический язык, предлагаемый Франгуляном и Гадаевым не устраивает заказчика, я взял на себя смелость сделать проект, чтобы комбинат просто не потерял работу». Свелось все к тому, что он «сделал проект как мог».

Итак, по-видимому решение остается за судом. Не очень понятно, может ли во время судебного разбирательства продолжаться реализация проекта – в противном случае может оказаться, что даже если суд подтвердит права коллектива архитекторов и скульпторов, мемориал уже будет построен и не так, как хотелось бы. Вопрос в том, что действительно важно при сооружении такого мемориала – первоначальные сроки, которые все равно уже истекли, или качество того, что простоит потом намного дольше.

открыть большое изображение
Проект моста «Моспроекта-4»
Проект моста «Моспроекта-4» открыть большое изображение
Центральный корпус
Центральный корпусоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
Художник С. Горяев
Художник С. Горяевоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Селивохин
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Роман Леонидов
  • Валерий Лукомский
  • Илья Уткин
  • Сергей  Орешкин
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Сенкевич
  • Наталия Шилова
  • Даниил Лоренц
  • Дмитрий Васильев
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Курков
  • Антон Лукомский
  • Павел Андреев
  • Юлия Тряскина
  • Василий Крапивин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Антон Барклянский
  • Сергей Скуратов
  • Александр Скокан
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Биндеман
  • Сергей Кузнецов
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Чобан
  • Илья Машков
  • Сергей Труханов
  • Юлий Борисов
  • Евгений Герасимов
  • Никита Токарев
  • Зураб Басария
  • Арсений Леонович
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Никита Явейн
  • Полина Воеводина
  • Александр Попов
  • Алексей Гинзбург
  • Андрей Гнездилов
  • Вера Бутко
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Асадов
  • Олег Мединский
  • Валерия Преображенская
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Николай Миловидов
  • Екатерина Грень
  • Тотан Кузембаев
  • Олег Шапиро
  • Антон Бондаренко
  • Станислав Белых
  • Никита Бирюков
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Ладыгин
  • Андрей Романов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Парк Domino
  • Wenlock Cross Hackney
  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Офисное здание M_Eins
  • Kölncubus Süd
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»

Технологии:

24.09.2018

Фасадная система ALUCORE® XXL

Компании 3A Composites и HILTI разработали новую систему для навесных вентилируемых фасадов, которая обеспечивает простой монтаж крупногабаритных сотовых панелей.
ALUCOBOND®
11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи