Заседание экспертной рабочей группы, 1 февраля 2007

В НИиПи Генплана были рассмотрены: проект гостиничного комплекса на Садовнической ул. в Замоскворечье, досуговый центр «Изумрудный город» на ул. Казакова около м. "Курская", проект многофункционального комплекса на Грузинском валу в районе Белорусской площади – и еще четыре проекта

Автор текста:
Ирина Фильченкова

01 Февраля 2007
mainImg

Первым рассматривался проект реконструкции здания Минтранса России на Рождественке, вл. 1, стр.1 (ОАО ГПИ НИИ Морского транспорта «Союзморниипроект»). Поскольку авторы не представили ландшафтно-визуальный анализ и значительно завысили этажность, тем самым, увеличив офисные площади, с которыми сейчас борются в центре города – эксперты отклонили проект до последующей его доработки по замечаниям.

Проект реконструкции под ресторан здания на Таганской ул., 38, стр.1 (ООО «Творческая мастерская «Громов и Пальцев») был представлен в двух вариантах. Во втором – к небольшому двухэтажному дому XIX века добавляется выходящий навес, перекрытый большим стеклянным парусом. Экспертам группы в целом показался такой подход достаточно агрессивным и эпатажным, хотя и более честным, чем первый – «проект может быть любой, главное чтобы он не мешал общему впечатлению архитектуры». Решением стала рекомендация группы сделать третий вариант, с учетом всех замечаний.

Проект строительства торгово-административного здания в Аптекарском переулке, 4 (Арх. Е.Г. Геласимов) имеет долгую историю, начавшуюся в 2003 году, когда его одобрили на Общественном совете. Сейчас комиссии было представлено несколько вариантов. Раньше здесь находились фабричные помещения, снесенные из-за ветхости. Проект предполагает группу зданий, формирующих улицу: в первом варианте это угловой корпус с круглым зданием во внутреннем дворе, во втором – треугольное в плане здание с внутренним двором и выгнутым лицевым фасадом. Общее решение объема и высота комплекса – 41 метр, устроили экспертов группы, однако встал вопрос об уместности здесь офисных функций, тем более во дворе жилых домов. Отметив, что это вопрос скорее не к авторам, а к вышестоящим инстанциям, призванным решать проблему офисов, эксперты комиссии решили выработать свою жесткую позицию в этом отношении и предложили сделать новые дома жилыми, после чего представить проект на архитектурном совете.

Больше вопросов вызвал проект офисно-гостиничного комплекса на Садовнической ул., 31 («Моспроект-2», мастерская 19, Д.Н. Деев). Будущее здание расположено в Замоскворечье справа от Устьинского моста, между Москвой-рекой и обводным каналом, на месте снесенного в 1986 году дома 30-х гг. Комплекс разновысотный с понижением до 23 метров в сторону моста и повышением до 27 метров вдоль улицы, где сделан угловой акцент в виде башни. Главное возражение экспертов вызвало изменение восприятия церкви Николы Заяицкого, на которую зрительно накладывается угловая башня здания – «церковь должна доминировать, пусть это не охранная зона, но смежная с ней». Критику вызвало также и пластическое решение: непонятно почему высотность к реке занижена, где можно было бы сделать пропилеи открывающейся улице. Вердикт экспертов – «не поймана логика этого места: пытались стилистически тяготеть к чечулинской высотке, но на деле вступили в соперничество с церковью». Последними замечаниями стало соотношение гостиницы и офисов (1:3), которое, по мнению группы, следует пересмотреть, а также то, что гостиница опять класса Делюкс, а не 4 или 3 звездная, о нехватке которых так часто говорит мэр города.

Группой также был рассмотрен проект многофункционального семейного спортивно-досугового центра «Изумрудный город» на ул. Казакова, 7 («Русатомэнергострой», арх. Д.Е. Мортиков). Главная градостроительная сложность, на которой сосредоточилось обсуждение – восприятие церкви Никиты Мученика и расположенного в дальней перспективе Старой Басманной храма Богоявления в Елохове – в связи с чем сделано ограничение высотности до 38 метров. Проект разноэтажный – 6,9 и 2 этажа объединены 2-х уровневой подземной автостоянкой на 375 машиномест. Комплекс предполагает роликодром, гостиницу, апартаменты и офисные помещения. Как отметили эксперты комиссии, первоначальный проект больше подходил под собственное название, был почти «диснеевским», а после того как его попросили сделать более урбанистическим, он превратился в скучный протяженный объем, в котором не читается досуговый центр. В целом объемное решение одобрили, но предложили поработать с архитектурой.

Был рассмотрен проект размещения многофункционального комплекса на Грузинском валу, 11 (ООО «Арка», С.Б. Ткаченко). Комплекс расположен за Белорусским вокзалом, у ж/д путей. Первоначально он состоял из нескольких нескольких высотных башен по 130 метров, но после визуально-ландшафтного анализа решили сделать то же ограничение, что и проекту расположенного с другой стороны площади комплекса Бориса Левянта «Белая площадь», то есть до 86 метров. Сейчас комплекс С. Ткаченко – это высотное здание в виде гигантской стеклянной горки, в котором будет располагаться 400 номеров 4-звездной гостиницы с ритейлом на первых этажах. Район Белорусского вокзала, как известно, пока не имеет четкой транспортной схемы для новых объектов. Поэтому комиссия предложила рассматривать всю территорию за вокзалом комплексно, с точки зрения плотности и доступности, и вынести все постройки по Грузинскому валу на Архитектурный совет для рассмотрения А. Кузьминым.

Проект реконструкции дворца ледового спорта «Центральный», площадь которого по постановлению Москвы нужно было увеличить – единогласно утвердили, с дальнейшим обсуждением на Архитектурном совете.

Проект многофукционального комплекса на Грузинском валу, 11. Все фотографии Ирины Фильченковой
Проект реконструкции здания под ресторан на Таганской 38, стр.1
Проект торгово-административного здания в Аптекарском пер., 4
Проект офисно-гостиничного комплекса на Садовнической ул., 31
Проект офисно-гостиничного комплекса на Садовнической ул., 31
Проект реконструкции дворца ледового спорта «Центральный»


01 Февраля 2007

Автор текста:

Ирина Фильченкова
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.