Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.04.2011

Никита Токарев о «Пермской стене»

Никита Токарев

Концепция «Пермской стены», реконструкции театра и площади в городе Перми, предложенная одним из самых утонченных архитекторов нашего времени, любимым учителем многих выпускников МАрхИ, Евгением Ассом, – нравится архитекторам и художникам, но она вызвала бурное неприятие местных жителей, которые не жалеют выражений для ее критики в своих блогах. Публикуем высказывание Никиты Токарева о проекте и ситуации вокруг него.

Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
«Мы, - писатели, художники, скульпторы, архитекторы, поклонники до сей поры нетронутой красоты ..., - мы собрались, чтобы всеми силами, со всем негодованием души, .. во имя французского искусства и подвергающейся угрозе истории Франции, выразить наш протест против неприличного возвышения в самом сердце Парижа бесполезной и чудовищной …башни, которую остроумная общественность, … уже окрестила Вавилонской». Что-то знакомое, не правда ли? Так писали о строящейся Эйфелевой башне, замечу, не безымянные блоггеры, а Шарль Гуно, Ги де Мопассан, Эмиль Золя и другие замечательные люди. Будь проект Эйфеля выставлен на общественное обсуждение – не видать Парижу башни. Не думаю, что архитектурные решения должны приниматься большинством голосов. Замечу в скобках, если не нарушен закон, например, высотный регламент, как было в Петербурге с Охта-центром.

Теперь о сути. Перед нами несомненно радикальный, но при этом удивительно точный проект. Стена полностью меняет пространство площади, у бескрайней и неоформленной пустыни с затерявшимся на ней зданием театра появляется нерв, плотность, интрига, развитие. Есть ход вдоль стены, есть сквозь нее, есть справа и слева. Стена – та же Эйфелева башня, только лежа.  Уверен, будь стена построена, там тут же начнут назначать свидания, вешать листовки, вести агитацию за и против, прятаться от дождя и играть в прятки. Стена, а вместе с ней и площадь, станет городским местом, точкой притяжения,  не в последнюю очередь благодаря острой дискуссии вокруг нее. О башне, кстати, тоже спорили до самой Первой мировой.

И в то же время – это всего лишь стена из бруса, тонкая, даже нежная  линия в огромном просторе площади. Ни бетона, ни тысяч квадратных метров, ни десятков этажей. .Есть в ней телесность деревянных домиков, которые еще стоят на окраинах Перми, «еловая готика русских равнин». О символике стены можно сказать немало, и это была бы плодотворная дискуссия.

И последнее. Частый аргумент в выступлениях: не хватает денег на  благоустройство города, на элементарное, а мы тут тратим деньги на стену. Не спорю, нам нужны и дороги, и ремонт домов. Но знак перемен, движения к новому, иногда не менее важен. Как Соловецкий камень на месте Дзержинского на Лубянской площади. На эти деньги можно было покрасить десяток фасадов, но в тот момент в Москве был сделан другой выбор. Сделает свой выбор и Пермь, я уверен.
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Реконструкция театра и площади перед театром, г. Пермь. Евгений Асс, Ольга Тулузакова, Григор Айказян. Проект 2010. Источник http://www.asse.ru
Никита Токарев
Никита Токарев