Полет на Луну

В галерее ВХУТЕМАС открыта выставка «Игорь Корбут. Из корзины». Ее замысел отражен в названии: зрителям предлагают познакомиться с нереализованными проектами и скетчами архитектора.

Автор текста:
Маргарита Чубукова

19 Апреля 2011
mainImg
0 Архитектор Игорь Корбут показывает на этой выставке коллекцию графики, инсталляций и макетов архитектурных объектов, созданных после 1994-го года им лично или в соавторстве. Главная интрига экспозиции состоит в том, что все это нереализованные проекты – их как будто бы достали из корзины архитектора и устроили ретроспективу. Название выставки, однако, не лишено лукавства: Корбут не только архитектор, работавший сначала в команде Юрия Платонова, а затем проектировал под началом Андрея Бокова застройку Ходынского поля и реконструкцию ГМИИ. Корбут также художник, участник «бумажных» выставок в Москве, Америке и Британии, – так что его работы, даже извлеченные из несуществующей «корзины», не похожи на скучный подсобный материал проектировщика.

В небольшом, но хорошо освещенном пространстве галереи ВХУТЕМАС расставлены макеты, остальные экспонаты висят на стенах. Среди проектов – планы прибрежных зон, музеев, офисных центров и открытых пространств. Интересно наблюдать, как перекликаются между собой наброски, расположенные в разных уголках зала.

Например, на паре коллажей «Параллельная Москва» закреплены по две прямые цвета алюминия, пересекающиеся над разноцветными картами города. Можно подумать – если линии пересеклись, то где же параллели? Но если мы развернемся на 180 градусов и сделаем несколько шагов вперед, к макету «Параллельный Бронкс», созданному в том же году, – там архитектор предлагает спрятать всю инфраструктуру, включая и транспорт, и жилье в параллелепипед с сечением 60х60 метров и длиной в 6 миль, поднятый над землей. «Параллельная Москва», видимо, работает по такому же принципу. На этом цепь экспериментов с «надземным» не прерывается, и похожим приемом архитектор пользуется при разработке своего варианта реконструкции ГМИИ им. Пушкина. Главное здание музея опоясано кольцом, поднятым над землей. Эта «диадема» должна связать филиалы музея, разбросанные по окрестным кварталам, чтобы посетители музея могли перемещаться по комплексу, не спускаясь на землю.

В какой-то момент начинает казаться, что «отрыв от земли» – едва ли не центральная тема всей экспозиции. Специально или случайно, эту тему поддерживают и другие работы. В проектах музея авиации и космонавтики на Ходынском поле, выполненных в различных техниках, вверх взмывает «овальная» крыша. Полет ощущается и в проекте для площади Гагарина: здесь имеется башня, похожая на ракету, и монументальная арка. Когда Корбут проектирует «земную реальность», она тоже получается какой-то космической. Будь то причудливый эскиз зоопарка в Харбине или проект восстановления прибрежной зоны реки Доуро в Португалии с прозрачными мостами-рекреацией. Даже новая выставочная зона на ВВЦ оказывается похожей на имитацию взлетной полосы.

После окончания МАрхИ Игорь Корбут работал в мастерской знаменитого модерниста 1970-х Леонида Павлова, которого считает своим учителем; в студенческие годы тесно дружил с сыном великого авангардиста 1920-х Ивана Леонидова. Чувствуется, как это отразилось на творчестве архитектора: иногда он тяготеет к монументальности, но склонен к экспериментам, однако всегда придерживается собственного принципа: «простота-скромность-ясность-бесхитростность-естественность и искренность». На эту  формулу стоит обратить внимание: ведь о простоте можно было бы сказать одним словом, а тут слов неожиданно много. Можно даже сказать, для выражения простого смысла используется очень сложная форма.

Похожий подход наблюдается на этой выставке повсеместно: сложное притворяется простым, а простое сложным. Эскизы и макеты красочны, как у авангарда 1920-х, и артистически-небрежны, как (например) у художников андеграунда 1970-х: то картон, то пенопласт, то алюминий. Это совершенно негламурные макеты, их нельзя показывать заказчику, заказчик такое не поймет. Но они идеально подходят для небольшой художественной выставки, овеществленной попытки протянуть ниточку от Леонидова (или Татлина) в наше время. Так что, хотя часть макетов сделана для вполне определенных проектов, выставка с ее небрежной разноцветностью так же оторвана от жизни, как и объекты Корбута оторваны от земли.

Выставка продлится до 23 апреля.
Вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина. 2007 г. Макет. Игорь Корбут. Фотография Маргариты Чубуковой
zooming
Экспозиция во ВХУТЕМАСе. Фотография предоставлена организаторами
zooming
Игорь Корбут. «Параллельная Москва». Фотография предоставлена организаторами
Параллельный Бронкс, макет. И.Корбут, Н.Корбут, конкурс 2009 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Музей авиации и космонавтики на Ходынском поле. Макет. 2000 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Новая выставочная зона на ВВЦ. Макет, 2008 г. И.Корбут, Д.Хуснутдинова, А.Кудимов (альтернативный проект). Фотография Маргариты Чубуковой
Игорь Корбут. Автопортрет, 2008 г. (картон, пластилин, пластик). Фотография Маргариты Чубуковой

19 Апреля 2011

Автор текста:

Маргарита Чубукова
Пресса: Из «корзины» архитектора Игоря Корбута
В галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «Игорь Корбут. Из корзины». Обычно архитекторы стремятся масштабно презентовать свое творчество и показывают самые выгодные реализованные и проектные решения. Архитектор Игорь Корбут представил необычную экспозицию из «корзины» - идеи, образы, эскизы, эксперименты по форме и цвету, ассамбляж из пластилина и сетки, графику, макеты.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Резервуар для искусства
В музейном квартале Бангалора, столицы Южной Индии, открылось новое здание музея MAP – Музея изобразительного искусства и фотографии. Основа фондов – коллекция предпринимателя Абхишека Поддара, он же заказчик архитектурного проекта, авторы здания – местное архбюро Mathew and Ghosh Architects.
Ферма в каждый дом
На воркшопе Архитектура+FOODTECH архитектурная лаборатория SA lab вместе студентами придумала новый тип вертикальных ферм и прошла путь от концепции до реализации. Прототип напечатан на 3D-принтере из переработанного пластика и выращивает 136 растений.
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.