Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.04.2011

Полет на Луну

Маргарита Чубукова

В галерее ВХУТЕМАС открыта выставка «Игорь Корбут. Из корзины». Ее замысел отражен в названии: зрителям предлагают познакомиться с нереализованными проектами и скетчами архитектора.

Вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина. 2007 г. Макет. Игорь Корбут. Фотография Маргариты Чубуковой
Вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина. 2007 г. Макет. Игорь Корбут. Фотография Маргариты Чубуковой
Архитектор Игорь Корбут показывает на этой выставке коллекцию графики, инсталляций и макетов архитектурных объектов, созданных после 1994-го года им лично или в соавторстве. Главная интрига экспозиции состоит в том, что все это нереализованные проекты – их как будто бы достали из корзины архитектора и устроили ретроспективу. Название выставки, однако, не лишено лукавства: Корбут не только архитектор, работавший сначала в команде Юрия Платонова, а затем проектировал под началом Андрея Бокова застройку Ходынского поля и реконструкцию ГМИИ. Корбут также художник, участник «бумажных» выставок в Москве, Америке и Британии, – так что его работы, даже извлеченные из несуществующей «корзины», не похожи на скучный подсобный материал проектировщика.

В небольшом, но хорошо освещенном пространстве галереи ВХУТЕМАС расставлены макеты, остальные экспонаты висят на стенах. Среди проектов – планы прибрежных зон, музеев, офисных центров и открытых пространств. Интересно наблюдать, как перекликаются между собой наброски, расположенные в разных уголках зала.

Например, на паре коллажей «Параллельная Москва» закреплены по две прямые цвета алюминия, пересекающиеся над разноцветными картами города. Можно подумать – если линии пересеклись, то где же параллели? Но если мы развернемся на 180 градусов и сделаем несколько шагов вперед, к макету «Параллельный Бронкс», созданному в том же году, – там архитектор предлагает спрятать всю инфраструктуру, включая и транспорт, и жилье в параллелепипед с сечением 60х60 метров и длиной в 6 миль, поднятый над землей. «Параллельная Москва», видимо, работает по такому же принципу. На этом цепь экспериментов с «надземным» не прерывается, и похожим приемом архитектор пользуется при разработке своего варианта реконструкции ГМИИ им. Пушкина. Главное здание музея опоясано кольцом, поднятым над землей. Эта «диадема» должна связать филиалы музея, разбросанные по окрестным кварталам, чтобы посетители музея могли перемещаться по комплексу, не спускаясь на землю.

В какой-то момент начинает казаться, что «отрыв от земли» – едва ли не центральная тема всей экспозиции. Специально или случайно, эту тему поддерживают и другие работы. В проектах музея авиации и космонавтики на Ходынском поле, выполненных в различных техниках, вверх взмывает «овальная» крыша. Полет ощущается и в проекте для площади Гагарина: здесь имеется башня, похожая на ракету, и монументальная арка. Когда Корбут проектирует «земную реальность», она тоже получается какой-то космической. Будь то причудливый эскиз зоопарка в Харбине или проект восстановления прибрежной зоны реки Доуро в Португалии с прозрачными мостами-рекреацией. Даже новая выставочная зона на ВВЦ оказывается похожей на имитацию взлетной полосы.

После окончания МАрхИ Игорь Корбут работал в мастерской знаменитого модерниста 1970-х Леонида Павлова, которого считает своим учителем; в студенческие годы тесно дружил с сыном великого авангардиста 1920-х Ивана Леонидова. Чувствуется, как это отразилось на творчестве архитектора: иногда он тяготеет к монументальности, но склонен к экспериментам, однако всегда придерживается собственного принципа: «простота-скромность-ясность-бесхитростность-естественность и искренность». На эту  формулу стоит обратить внимание: ведь о простоте можно было бы сказать одним словом, а тут слов неожиданно много. Можно даже сказать, для выражения простого смысла используется очень сложная форма.

Похожий подход наблюдается на этой выставке повсеместно: сложное притворяется простым, а простое сложным. Эскизы и макеты красочны, как у авангарда 1920-х, и артистически-небрежны, как (например) у художников андеграунда 1970-х: то картон, то пенопласт, то алюминий. Это совершенно негламурные макеты, их нельзя показывать заказчику, заказчик такое не поймет. Но они идеально подходят для небольшой художественной выставки, овеществленной попытки протянуть ниточку от Леонидова (или Татлина) в наше время. Так что, хотя часть макетов сделана для вполне определенных проектов, выставка с ее небрежной разноцветностью так же оторвана от жизни, как и объекты Корбута оторваны от земли.

Выставка продлится до 23 апреля.
Экспозиция во ВХУТЕМАСе. Фотография предоставлена организаторами
Экспозиция во ВХУТЕМАСе. Фотография предоставлена организаторами
Игорь Корбут. «Параллельная Москва». Фотография предоставлена организаторами
Игорь Корбут. «Параллельная Москва». Фотография предоставлена организаторами
Параллельный Бронкс, макет. И.Корбут, Н.Корбут, конкурс 2009 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Параллельный Бронкс, макет. И.Корбут, Н.Корбут, конкурс 2009 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Архитектурно-планировочное решение прибрежной территории р. Яуза на участке 3-го транспортного кольца до Самокатной улицы и Слободского пер. (район Лефортово, ЮВАО) варианты 2004 г. Игорь Корбут. Фотография предоставлена организаторами
Архитектурно-планировочное решение прибрежной территории р. Яуза на участке 3-го транспортного кольца до Самокатной улицы и Слободского пер. (район Лефортово, ЮВАО) варианты 2004 г. Игорь Корбут. Фотография предоставлена организаторами
Музей авиации и космонавтики на Ходынском поле. Макет. 2000 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Музей авиации и космонавтики на Ходынском поле. Макет. 2000 г. Фотография Маргариты Чубуковой
Новая выставочная зона на ВВЦ. Макет, 2008 г. И.Корбут, Д.Хуснутдинова, А.Кудимов (альтернативный проект). Фотография Маргариты Чубуковой
Новая выставочная зона на ВВЦ. Макет, 2008 г. И.Корбут, Д.Хуснутдинова, А.Кудимов (альтернативный проект). Фотография Маргариты Чубуковой
Игорь Корбут. Автопортрет, 2008 г. (картон, пластилин, пластик). Фотография Маргариты Чубуковой
Игорь Корбут. Автопортрет, 2008 г. (картон, пластилин, пластик). Фотография Маргариты Чубуковой