08.04.2011
Анна Ильичева //
TATLIN, NEWS, Апрель, 2010
Из «корзины» архитектора Игоря Корбута
- Репортаж
- выставка
Вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина. Авторы: И. Корбут, Д. Хуснутдинова, А. Кудимов. Макет 2007 г.
информация:
-
где:
Россия. Москва -
событие:
«Игорь Корбут. Из корзины» архитектурная графика, проекты, макеты
В галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «Игорь Корбут. Из корзины». Обычно архитекторы стремятся масштабно презентовать свое творчество и показывают самые выгодные реализованные и проектные решения. Архитектор Игорь Корбут представил необычную экспозицию из «корзины» - идеи, образы, эскизы, эксперименты по форме и цвету, ассамбляж из пластилина и сетки, графику, макеты.
На выставке представлены концепты нереализованных по разным причинам проектов - Музей авиации и космонавтики на Ходынском поле, зоопарк в Харбине, вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина и новая выставочная зона на ВВЦ, а также конкурсные предложения для Бруклина, Копенгагена и Порту. О бумажной архитектуре, наследии авангарда и современной Москве Игорь Анатольевич рассказал куратору галереи ВХУТЕМАС Анне Ильичевой:
Анна Ильичева: Игорь Анатольевич, свою выставку вы назвали «Из корзины» и представили эскизы, варианты, конкурсные работы, незавершенные идеи и образы, которые, то трансформируются, то отбрасываются в процессе плановой работы. На ваш взгляд в «корзине архитектора» хранится все самое интересное?
Игорь Корбут: То, что в корзине – это повседневная практика архитектора, которая необходима в профессиональной работе. Все время надо думать о чем-то… К тому же такова специфика работы любого архитектора, в отличие, например, от художника, который не зависит ни от кого, кроме своего таланта и творческих возможностей. Архитектор работает в коллективе, чтобы сделать какой-то проект, надо достигнуть с коллективом определенного соглашения, а это требует времени. Масса идей остается невостребованными и отметается еще на уровне проекта, а на уровне осуществления появляются другие условия, влияющие на проект.
А.И.: Значит это та самая «бумажная архитектура», которая вышла за рамки архитектурной практической деятельности и стала изобразительным концептуальным искусством?
И.К.: Это название придумал Юрий Аввакумов, он точное, но не совсем корректное. «Бумажное» – нечто не материальное, второстепенное, как корзина для мусора. А на самом деле это действительно сосредоточение идей и образов проекта, это необходимая стадия работы. Все архитекторы занимаются бумажной архитектурой. Отделение бумажной архитектуры от обычной практики неправильно, все это части одной работы архитектора. Хотя бывают исключения, вот проекты 1920-х годов, которые висят у вас в галерее ВХУТЕМАС, - это бумажная архитектура.
А.И.: На вас как на мастера наследие школы ВХУТЕМАСа оказало какое-то влияние? В вашем проекте Музея авиации и космонавтики чувствует влияние идей Ивана Леонидова…
И.К.: Я начинал учиться в МАрхИ в 1959 году. У меня преподавал Владимир Федорович Кринский (1-2- курс, Введение), потом с 3 курса - Геннадий Яковлевич Мовчан, а после окончания 25-летним молодым человеком я попал к Леониду Николаевичу Павлову в мастерскую «Моспроекта» и считаю его своим учителем. С Леонидовым получилось еще интересней. В институте с нами учился сын Ивана Ильича Андрей, к сожалению, рано ушедший из жизни. Всю институтскую молодость я провел в квартире на Гоголевском бульваре, где жил Леонидов, в этом замечательном доме, который необходимо сохранять. Это же конструктивистская ячейка F, малогабаритная квартирка такая была. Ивана Ильича я уже не застал, он умер в 1959 году, но по стенам висели его работы. Его жена Нина Андреевна кормила нас котлетами, а мы, студенты, делали курсовые.
А.И.: Звезды мировой архитектуры, в том числе Заха Хадид, считают, что вся современная архитектура, так или иначе, вышла из русского авангарда. Насколько наши российские архитекторы ценят эту отечественную традицию?
И.К.: У нас ко своему относятся с некоторым пренебрежением. Но хотя прошло уже почти сто лет, а работы авангардистов не устаревают. Недавно я прочитал в журнале дискуссию о том, что ставить на Лубянской площади, - то ли вернуть памятник Дзержинскому, то ли поставить памятник Ивану III. Чушь какая-то….Я бы предложил реализовать идею В. Кринского и поставить в центре площади его небоскреб.
А.И.: Да, смелое предложение для Лубянки. Но мы не можем пока даже сохранить то, что уже было построено в 1920-1930-х годах…
И.К.: Самое страшное, что наследие разрушается. То, что снесли Военторг – это преступление. Гостиница «Москва» – новодел, подлинное здание уничтожено. Я считаю, что гостиница в Зарядье - это была хорошая архитектура, замечательный дом построен архитектором Д. Чечулиным….
Полный текст интервью с И.А. Корбутом читайте в апрельском номере журнале TATLIN NEWS
Комментарии
comments powered by HyperComments
Анна Ильичева: Игорь Анатольевич, свою выставку вы назвали «Из корзины» и представили эскизы, варианты, конкурсные работы, незавершенные идеи и образы, которые, то трансформируются, то отбрасываются в процессе плановой работы. На ваш взгляд в «корзине архитектора» хранится все самое интересное?
Игорь Корбут: То, что в корзине – это повседневная практика архитектора, которая необходима в профессиональной работе. Все время надо думать о чем-то… К тому же такова специфика работы любого архитектора, в отличие, например, от художника, который не зависит ни от кого, кроме своего таланта и творческих возможностей. Архитектор работает в коллективе, чтобы сделать какой-то проект, надо достигнуть с коллективом определенного соглашения, а это требует времени. Масса идей остается невостребованными и отметается еще на уровне проекта, а на уровне осуществления появляются другие условия, влияющие на проект.
А.И.: Значит это та самая «бумажная архитектура», которая вышла за рамки архитектурной практической деятельности и стала изобразительным концептуальным искусством?
И.К.: Это название придумал Юрий Аввакумов, он точное, но не совсем корректное. «Бумажное» – нечто не материальное, второстепенное, как корзина для мусора. А на самом деле это действительно сосредоточение идей и образов проекта, это необходимая стадия работы. Все архитекторы занимаются бумажной архитектурой. Отделение бумажной архитектуры от обычной практики неправильно, все это части одной работы архитектора. Хотя бывают исключения, вот проекты 1920-х годов, которые висят у вас в галерее ВХУТЕМАС, - это бумажная архитектура.
А.И.: На вас как на мастера наследие школы ВХУТЕМАСа оказало какое-то влияние? В вашем проекте Музея авиации и космонавтики чувствует влияние идей Ивана Леонидова…
И.К.: Я начинал учиться в МАрхИ в 1959 году. У меня преподавал Владимир Федорович Кринский (1-2- курс, Введение), потом с 3 курса - Геннадий Яковлевич Мовчан, а после окончания 25-летним молодым человеком я попал к Леониду Николаевичу Павлову в мастерскую «Моспроекта» и считаю его своим учителем. С Леонидовым получилось еще интересней. В институте с нами учился сын Ивана Ильича Андрей, к сожалению, рано ушедший из жизни. Всю институтскую молодость я провел в квартире на Гоголевском бульваре, где жил Леонидов, в этом замечательном доме, который необходимо сохранять. Это же конструктивистская ячейка F, малогабаритная квартирка такая была. Ивана Ильича я уже не застал, он умер в 1959 году, но по стенам висели его работы. Его жена Нина Андреевна кормила нас котлетами, а мы, студенты, делали курсовые.
А.И.: Звезды мировой архитектуры, в том числе Заха Хадид, считают, что вся современная архитектура, так или иначе, вышла из русского авангарда. Насколько наши российские архитекторы ценят эту отечественную традицию?
И.К.: У нас ко своему относятся с некоторым пренебрежением. Но хотя прошло уже почти сто лет, а работы авангардистов не устаревают. Недавно я прочитал в журнале дискуссию о том, что ставить на Лубянской площади, - то ли вернуть памятник Дзержинскому, то ли поставить памятник Ивану III. Чушь какая-то….Я бы предложил реализовать идею В. Кринского и поставить в центре площади его небоскреб.
А.И.: Да, смелое предложение для Лубянки. Но мы не можем пока даже сохранить то, что уже было построено в 1920-1930-х годах…
И.К.: Самое страшное, что наследие разрушается. То, что снесли Военторг – это преступление. Гостиница «Москва» – новодел, подлинное здание уничтожено. Я считаю, что гостиница в Зарядье - это была хорошая архитектура, замечательный дом построен архитектором Д. Чечулиным….
Полный текст интервью с И.А. Корбутом читайте в апрельском номере журнале TATLIN NEWS
другие тексты:
19.04.2011
Маргарита Чубукова. Полет на Луну