В ходе первого тура конкурса, который сначала предполагался единственным, победитель выявлен не был. Сначала появилась информация о том, что вторая и третья премии достались малоизвестным европейским бюро, потом был сформирован шорт-лист из шести участников, работы которых, на взгляд жюри, наиболее полно соответствовали требованиям ТЗ. В эту шестерку, приглашенную к участию во втором туре, попал и проект Киёкадзу Араи, который в итоге и был признан лучшим. Своих соперников японский архитектор обошел не только наиболее рациональной, на взгляд жюри, планировкой комплекса и его футуристичным внешним видом, но и умением строить высотные объекты в сейсмически неблагополучных регионах. Что же касается сроков и стоимости реализации этого амбициозного проекта, то замысел Араи обойдется столице Армении в 200 миллионов долларов. Согласовать его город обещает в течение ближайших месяцев, а само строительство займет 3-4 года. Уже сейчас японский архитектор вносит в свой проект необходимые корректировки. Изменилось и официальное название комплекса: теперь он именуется просто и со вкусом – «Авангард».
Как и почти для всех участников этого конкурса, главной точкой отсчета и центром системы координат для Киёкадзу Араи стала заснеженная вершина Арарата. Однако если европейские архитекторы, как правило, проектировали высотный объем, способный соперничать с силуэтом библейской горы, то Араи остался верен традиционному японскому стремлению к целостности и созерцательности. Созданный им небоскреб не просто прорастает из ландшафта, но становится его логичным и неотъемлемым продолжением. В плане высотный объем имеет условно треугольную форму, так как составлен из нескольких сегментов – двух треугольников с закругленными длинными сторонами и врезанного в них куба. Своим острым углом небоскреб обращен к Арарату, а его покатые округлые бока, облицованные бело-черными пикселями недвусмысленно напоминают присыпанные снегом горные склоны. Третий фасад, смотрящий на город и расположенный точно по оси улицы Теряна, полностью остеклен, однако назвать его банальной прозрачной плоскостью язык не поворачивается – настолько причудливо и многообразно он изогнут. Кажется, что по нему прошелся мощный ураган, но на самом деле такая пластика объясняется желанием архитектора сориентировать максимальное число номеров на библейскую гору.
Помимо гостиницы, проект многофункционального центра включает в себя бизнес-центр, жилой комплекс и автостоянку, рассчитанную на 2000 машин. Последняя расположена под землей, а два других объема решены в виде горизонтально вытянутых и загнутых в разные стороны – тоже ради вида на Арарат, конечно! – пластин. Получившиеся дуги словно обнимают отель, расступаясь перед горой и, наоборот, сужаясь по направлению к улице Теряна и играя для города роль своеобразных пропилей. Между ними расположена озелененная пешеходная площадь, имеющая несколько террас. Вообще же из 4,5 га, отведенных под строительство нового комплекса, японский архитектор занял лишь половину, а всю остальную площадь отвел под озеленение и ландшафтный дизайн. Это решение восхитило всех членов жюри, ведь благодаря ему Ереван приобретен не только новую высотную доминанту, но и обширный сквер, подчеркивающий очарование существующего рельефа.