Великие комбинаторы «Под крышей дома»

25 марта в Доме на Брестской открылся XII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Пестрое собрание частных коттеджей и общественных интерьеров на этот раз дополнено остроумной экспозицией предметного дизайна «12 стульев».

Анна Мартовицкая

Автор текста:
Анна Мартовицкая

mainImg
0 В этом году у фестиваля нет никакого специального девиза или лозунга. По результатам знакомства с экспозицией можно предположить, что все дело в том, что для профессионального сообщества самым актуальным из искусств по-прежнему остается выживание в условиях экономического кризиса. Но не посвящать же фестиваль теме, вокруг которой уже второй год подряд так или иначе вертятся все архитектурные мероприятия! Поэтому организаторы от темы отказались вовсе, а ставку сделали на оптимизм как таковой. Очень кстати тут оказался и нынешний порядковый фестиваля, заставивший вспомнить о самом ироничном плутовском романе XX века. Впрочем, у творения Ильфа и Петрова мероприятие позаимствовало лишь мебельную «составляющую» – главной творческой акцией «Под крышей дома-2010» стал турнир по проектированию стульев и «того, что может быть названо этим словом». Впрочем, обо всем по порядку.

Пространство «Под крышей дома» традиционно делится на две совершенно разные части – в конференц-зале выставляются проекты и реализации участников фестиваля, а по периметру зала генерального плана Москвы, вокруг знаменитого макета, размещаются специальные и коммерческие экспозиции. Своеобразным связующим звеном между ними можно считать коридор – из-за необходимости выгородить в конференц-зале место для проведения дискуссий часть планшетов неизбежно «выплескивается» за его пределы, так что дорога к «12 стульям» в этом году была вымощена архитектурой.

Не менее традиционно для этого фестиваля отсутствие какой-либо структуры внутри тематических разделов. И если в случае с дизайнерским капустником, посвященном мебели, предназначенной для сидения, и тем более коммерческими экспозициями это особой роли не играет, то на разделе собственно архитектурных и интерьерных проектов сказывается весьма негативно. Так и хочется перефразировать другой великий роман русской литературы: «Все смешалось «Под крышей дома». И дело не только в том, что никак не разведены реализации и проекты, а совсем свежие работы – с уже хорошо известными. Гораздо больше восприятию представленных работ мешает то, что интерьеры и частные дома перемежаются едва ли не в шахматном порядке, коттеджи кое-где при ближайшем рассмотрении оказываются экономными времянками или таунхаусами, а между ними умудрились вклиниться еще и несколько проектов поселков. По идее, в кризисное время поселкам хочется уделить самое пристальное внимание – хотя бы как доказательству того, что остались еще в стране девелоперы, готовые вкладывать средства в комплексное и при этом гармоничное развитие территорий. Однако получить исчерпывающую информацию о проектируемых поселках на фестивале едва ли представляется возможным – не указаны на планшетах ни заказчики, ни предполагаемые сроки реализации, а генпланы выполнены в столь мелком масштабе, что даже саму концепцию оценить сложно.

О том, что за окном по-прежнему неистовствует экономический кризис, на фестивале напоминают две вещи. Во-первых, многие его постоянные участники и лауреаты в этом году решили не выставляться вовсе. Нет «Под крышей дома», например, ни компании «А.Лен», обычно показывающей несколько объектов сразу, ни работ таких признанных мастеров жанра частной архитектуры, как Дмитрий Гажевский, Владимир Биндеман, Тимур Башкаев. Во-вторых, среди представленных проектов немалую часть занимает так называемый «эконом-класс». И если раньше загородное индивидуальное строительство воспринималось у нас как способ качественно улучшить свою жизнь и удачно вложить средства, то теперь оно все чаще позиционируется и как способ эти самые средства сэкономить. Наиболее показателен в этом смысле проект «Studio 202», которому авторы даже придумали рекламный слоган – «За «двушку» в Москве!». Иными словами, имея в своем распоряжении лишь сумму, эквивалентную стоимости обычной двухкомнатной квартиры в столице, архитектор Сергей Пилецкий и дизайнер Виолетта Карлова смогли спроектировать и построить в городе Видное (всего 6 км от Москвы!) дом площадью 300 квадратных метров. И нужно признать, это очень рационально спланированный и эффектный внешне дом, который за круглый эркер, облицованный темным деревом, местные жители уже успели прозвать «Пивной бочкой».

Еще более экономичный вариант представило бюро «Терра». Его «Дом-автоном» – это компактная бесфундаментная постройка, которая может быть возведена на участке с любым рельефом и существовать совершенно автономно от коммуникаций. Ставни – традиционный элемент русского дома – авторы трактовали как «носители» солнечных батарей, а в платформу, на которую установлен объем, вмонтировали аккумуляторы, емкости для хранения питьевой и дождевой воды и системы первичной переработки мусора. Дом, построенный из экологически чистых, восстанавливающихся естественным образом материалов на основе растительных волокон и натуральных смол, имеет плоскую обитаемую кровлю и всего один фасад с окнами, тогда как остальные экономии и надежности ради выполнены почти глухими и украшены лишь крошечными иллюминаторами.

Недорогой и привлекательный внешне вариант отделки фасадов в своем проекте Wood Patchwork House предлагает и архитектор Петр Костелов. Фасады коттеджа действительно словно «сшиты» из различных лоскутков – архитектор имитировал технологию пэчворк, используя все возможные способы отделки поверхности деревом, включая, например, такие, как мозаика из брусков и черенков от лопат.

Из представленных на фестивале интерьеров особенно хочется отметить «Открытую галерею» Натальи Тамручи и квартиру «Ваби-саби» в Крылатском архитекторов Андрея и Марии Горожанкиных. В первом случае подвальное помещение бывшей коммунальной квартиры в Трубниковом переулке было приспособлено под выставочные площади, а во втором, наоборот, двухуровневым жилым пространством стала бывшая мансарда. Изначально одноуровневую квартиру архитекторы дополнили антресольным этажом, представляющим собой металлическую конструкцию, подвешенную на тонких трубах к закладным деталям в покрытии мансарды. Впрочем, если говорить в целом о представленных на фестивале проекта интерьеров, то нельзя не отметить преобладающую в них избыточную роскошь. Рассматривая многочисленные фотографии, изобилующие рюшечками и позолотой, понимаешь, насколько одинаково сильно преувеличены слухи и о катастрофически упавших доходах москвичей, и об их меняющемся в сторону европейской сдержанности вкусе...

Куда более однородной и позитивной получилась экспозиция «12 стульев». Собственно дюжину составили работы известных архитекторов, специально приглашенных организаторами к участию в этом проекте, – Веры и Алексея Лобановых, Андрея Морина, Эдуарда Забуги, Бориса Уборевича-Боровского, бюро «Арт-Бля» и других. Естественно, все стулья категорически не похожи друг на друга, впрочем, конкурс и затевался в расчете на то, что каждый участник почувствует себя великим комбинатором формы и пространства. Супруги Лобановы сделали стул на колесиках – символ мобильности, столь востребованной сегодня, Андрей Савин и его коллеги трактовали стул как гигантскую расческу с загнутыми зубчиками, Борис Уборевич-Боровский склеил трон из картона, обклеенного фотографиями самых знаменитых дизайнерских стульев мира. А Тотан Кузембаев продолжил развивать традиционную для себя тему кочевничества и свой стул уподобил коврику, вырезанному из войлока, а сверху положил на него трогательную подушечку с вышитым паровозом. И все же, как понятно из этих кратких описаний, все архитекторы мыслили практично, и каждый сделанный ими стул может быть использован по своему прямому назначению. В этом, пожалуй, главное отличие стульев мэтров от расположившейся по соседству экспозиции студенческих работ на ту же тему. Стулья молодых – это, скорее, креативные инсталляции, чем предметы мебели. Впрочем, иногда в хозяйстве очень не помешает и стул с грядкой кактусов вместо сидения.
Проект «Дом-автоном». Арх. бюро «Терра»
Коттедж «Антикризисный вариант». Арх.: Studio 202
Wood Patchwork House. Арх. Петр Костелов
«Стул кочевника» Тотана Кузембаева
UB-cтул от Бориса Уборевича-Боровского
Стул от «Арт-Бля»

26 Марта 2010

Анна Мартовицкая

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Похожие статьи
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Здесь будет город-сад
Институт Генплана работает над проектом-исследованием территории площадью больше тысячи га в районе Вороново. Результат сравним с идеальным городом, причем идеи «города-сада» и компактной урбанизированной, но малоэтажной застройки с красными линиями, улицами, площадями пешеходной доступностью функций он совмещает в равных пропорциях.
Рыбий мост
Пешеходный и велосипедный мост в пригороде Сиднея по проекту Sam Crawford Architects вдохновлен местной фауной и традициями аборигенов.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
«Отшлифованный образ»
Завод по переработке овса по проекту бюро IDOM стоит среди живописного пейзажа Наварры и потому получил «отполированный» облик, не нарушающий окружение.
Зеленые углы
Офисная башня NION во Франкфурте по проекту UNStudio станет одним из самых экологичных зданий Германии.
Культура каменной кладки
Словацкое бюро BEEF Architekti попробовало переосмыслить типологию классической средиземноморской виллы, основываясь на исторических строительных технологиях и традиционных материалах.
Церемониальный вок
Свадебная часовня «Парящий занавес» по проекту say architects эксплуатирует форму приподнятых полукруглых ручек вока, характерную для традиционной жилой архитектуры Китая.
На стыке двух миров
Небольшое здание муниципального бассейна в чешском Лоуни бюро dkarchitekti представило как «живую рекламную витрину» водных видов спорта и отдыха.
Три в одном
Дом на Тележной улице, построенный по проекту мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» всего в паре шагов от Невского проспекта, визуально делится на три самостоятельных объекта. Так архитекторы сохраняют масштаб исторической улицы и преодолевают недостатки вытянутого участка.
Эстетика гусиного пуха
В объемном рисунке фасадов новой штаб-квартиры компании BSH в Шаосине архитекторы бюро Greater Dog Architects визуально отразили специфику деятельности заказчика — производство подушек и одеял из гусиного пуха.
Коридор над водой
Деревянный мост, спроектированный бюро LUO studio, соединил две части водного курорта «Береговая линия Гулоу». Его защищенное металлическими пластинами внутреннее пространство носит торжественный, почти сакральный характер.
Рыжие арки
Проект виллы в индийском штате Раджастан по проекту Sanjay Puri Architects учитывает крайне жаркий и сухой местный климат.
Коллекция домиков
Вилла в штате Мичиган продолжает местную традицию «многосоставных» сельских домов. Авторы проекта – Iannuzzi Studio.
Игра с восприятием
Детский сад на западе Индии по проекту Shanmugam Associates кажется крупнее благодаря продуманно расположенным «карнизам», которые также помогают затенять фасад.
Лес энергоэффективности
Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.
Торжество балконов
Жилой комплекс из обычных и социальных квартир по проекту CoBe Architecture et Paysage появился на месте центра сортировки почты в Бордо.
Квартиры вместо контор
Бюро Qarta Architektura разработало проект превращения памятника чешского функционализма – бывшего здания Пенсионного управления в Праге – в жилой комплекс.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Пресса: О сдвигах - видимых и невидимых. С XII Международного...
В конце марта в «Доме на Брестской» прошел XII Фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…», организованный Инженерно-технологическим центром Москомархитектуры и Архитектурно-строительным центром «Дом на Брестской».
Лоскуты на Волге
29 марта в Доме на Брестской состоялось вручение наград XII Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Церемония совпала с трагическими событиями в московском метро, поэтому прошла куда более тихо и камерно, чем планировалось изначально. Необычным стало и скромное число награжденных – обычно фестиваль поощрял практически всех участников, но в этом году чествует только по-настоящему лучших авторов загородных частных домов и интерьеров.
Пресса: "Под крышей дома" - малые формы
"Под крышей дома" – в Доме на Брестской открылся 12-й международный фестиваль архитектуры и дизайна. Свои разработки представляют около полутора сотен специалистов в области строительства и интерьера.
Великие комбинаторы «Под крышей дома»
25 марта в Доме на Брестской открылся XII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Пестрое собрание частных коттеджей и общественных интерьеров на этот раз дополнено остроумной экспозицией предметного дизайна «12 стульев».
Технологии и материалы
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Фактурная единица
Завод «Скрябин Керамикс» поставил для жилого комплекса West Garden, спроектированного бюро СПИЧ, 220 000 клинкерных кирпичей. Специально под проект был разработан новый формат и цветовая карта. Рассказываем о молодом и многообещающем бренде.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Стекло для СБЕРа:
свобода взгляда
Компания AGC представляет широкую линейку архитектурных стекол, которые удовлетворяют современным требованиям к энергоэффективности, и при этом обладают превосходными визуальными качествами. О продуктах AGC, которые бывают и эксклюзивными, на примере нового здания Сбербанк-Сити, где были применены несколько видов премиального стекла, в том числе разработанного специально для этого объекта
Искусство быть невидимым
Архитекторы Александра Хелминская-Леонтьева, Ольга Сушко и Павел Ладыгин делятся с читателями своим опытом практики применения новаторских вентиляционных решеток Invisiline при проектировании современных интерьеров.
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Вопрос ребром
Рассказываем и показываем на примере трех зданий, как с помощью системы BAUT можно создать большую поверхность с «зубчатой» кладкой: школа, библиотека и бизнес-центр.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Своя игра
«Новые Горизонты» предлагают альтернативу импортным детским площадкам: авторские, надежные и функциональные игровые объекты, которые компания проектирует и строит уже больше 20 лет.
Сейчас на главной
Школа как сообщество
Лондонское бюро AdjoubeiScott-Whitby Studio превратило здание Александровского училища в Калуге в уникальную школу на 150 учеников. Здание начала XX века адаптировали под британскую образовательную систему – как в программном смысле, так и в архитектурном.
Пена дней
В интерьере ресторана Sparkle бюро Archpoint переосмысляет эстетику винных погребов и обращается к образам, связанным с игристым вином – пузырькам, пене и жизнелюбию.
Небоскреб с оазисами
В Сингапуре завершено строительство небоскреба по проекту архитекторов BIG. Управляющим системами здания искусственным интеллектом и другими цифровыми компонентами занималось бюро CRA – Carlo Ratti Associati.
Королевство зеркал
На XXX по счету Зодчестве столько решеток и зеркал, что эффект дробления реальности на кусочки многократно усиливается. Только ради этого ощущения стоит посетить фестиваль. Но кроме того выставка богата, разнообразна и работает как хорошо отлаженная машина по всем направлениям: губернскому, студенческому, арт-объектному, круглостольному и прочим. Делать бы и делать такие фестивали.
Руин-бар
Нижегородский бар, спроектированный Fruit Design Studio, совмещает эстетику запустения с дворцовой роскошью, созданной из черновых материалов – бетона, армированного стекла и грубого металла.
Обещания и надежды
Объявлены шесть лауреатов Премии Ага Хана 2022. Они обещают лучшее будущее людям, демонстрируют новаторство и заботу о природе.
Оазис в дождливом городе
Бюро MAD Architects разработало интерьер первого в Петербурге коворкинга сети SOK. Его отличительная черта – обилие зелени и элементов биофильного дизайна, характерная для города колористика и отсылки к литературному наследию.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
Глядя в небо
В Саратове названы победители фестиваля короткометражных любительских роликов, посвященных архитектуре. Фильм, приглянувшийся редакции, занял 1 место. Размышляем о типологии, объясняем выбор, «показываем кино».
Заплыв за книгами
Водоем на кровле у библиотеки в провицнии Гуандун сделал ее «подводной»: читатели как будто ныряют туда за книгами. Авторы проекта – 3andwich Design / He Wei Studio.
Мои волжские ночи
Павильон для кинопоказов и фестивалей на набережной Саратова: ажурные стены, пропускающие речной простор, и каннская атмосфера внутри.
Японский дворик
Концепция благоустройства жилого комплекса у Москвы-реки, вдохновленная модернистскими садами и японскими традициями: гравюры Кацусика Хокусай, герои Хаяо Миядзаки и пространства для созерцания.
Лекции отменяются
Новый корпус Амстердамского университета прикладных наук рассчитан на новый тип образования: меньше лекций, больше проектной работы.
Лаборатория для жизни
Здание Лаборатории онкоморфологии и молекулярной генетики, спроектированное авторским коллективом под руководством Ильи Машкова («Мезонпроект»), использует преимущества природного контекста и предлагает пространство для передовых исследований, дружественное к врачам и пациентам.
Индустриальная романтика
Atelier Liu Yuyang Architects превратило заброшенный корпус теплоэлектростанции и часть территории набережной реки Хуанпу в Шанхае в атмосферное городское пространство, романтизирующее промышленное прошлое территории.
Архивуд–13: Троянский конь
Вручена тринадцатая по счету подборка дипломов премии АрхиWOOD. Главный приз – очень предсказуемый – парку Веретьево, а кто ж его не наградит. Зато спецприз достался Троянскому коню, и это свежее слово.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Твой морепродукт
Пожалуй, первая в истории Архи.ру публикация, в которой есть слово «сексуальный»: яркий и чувственный интерьер для рыбного ресторана без прямых линий и прямолинейных намеков.
Каньон для городской жизни
В Амстердаме открылся комплекс Valley по проекту MVRDV: архитекторы соединили офисы, жилье, развлекательные заведения и даже «инкубатор» для исследователей с многоуровневым зеленым общественным пространством.
Интерьер как пейзаж
Работая над пространствами отеля в Светлогорске, мастерская Олеси Левкович стремилась дополнить впечатления, полученные гостями от природы побережья Балтийского моря.
Законченный образ
Каркасный дом с тремя спальнями и террасой, для которого архитекторы продумали не только технологию строительства, но и обстановку – вся мебель и предметы быта также созданы мастерской Delo.
Маяк на сопке
Смотровая площадка, построенная в рамках проекта «Мой залив», дает жителям Мурманска возможность насладиться природой родного края, поймать северное солнце или укрыться от непогоды.