Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.03.2010

Великие комбинаторы «Под крышей дома»

Анна Мартовицкая

25 марта в Доме на Брестской открылся XII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Пестрое собрание частных коттеджей и общественных интерьеров на этот раз дополнено остроумной экспозицией предметного дизайна «12 стульев».

В этом году у фестиваля нет никакого специального девиза или лозунга. По результатам знакомства с экспозицией можно предположить, что все дело в том, что для профессионального сообщества самым актуальным из искусств по-прежнему остается выживание в условиях экономического кризиса. Но не посвящать же фестиваль теме, вокруг которой уже второй год подряд так или иначе вертятся все архитектурные мероприятия! Поэтому организаторы от темы отказались вовсе, а ставку сделали на оптимизм как таковой. Очень кстати тут оказался и нынешний порядковый фестиваля, заставивший вспомнить о самом ироничном плутовском романе XX века. Впрочем, у творения Ильфа и Петрова мероприятие позаимствовало лишь мебельную «составляющую» – главной творческой акцией «Под крышей дома-2010» стал турнир по проектированию стульев и «того, что может быть названо этим словом». Впрочем, обо всем по порядку.

Пространство «Под крышей дома» традиционно делится на две совершенно разные части – в конференц-зале выставляются проекты и реализации участников фестиваля, а по периметру зала генерального плана Москвы, вокруг знаменитого макета, размещаются специальные и коммерческие экспозиции. Своеобразным связующим звеном между ними можно считать коридор – из-за необходимости выгородить в конференц-зале место для проведения дискуссий часть планшетов неизбежно «выплескивается» за его пределы, так что дорога к «12 стульям» в этом году была вымощена архитектурой.

Не менее традиционно для этого фестиваля отсутствие какой-либо структуры внутри тематических разделов. И если в случае с дизайнерским капустником, посвященном мебели, предназначенной для сидения, и тем более коммерческими экспозициями это особой роли не играет, то на разделе собственно архитектурных и интерьерных проектов сказывается весьма негативно. Так и хочется перефразировать другой великий роман русской литературы: «Все смешалось «Под крышей дома». И дело не только в том, что никак не разведены реализации и проекты, а совсем свежие работы – с уже хорошо известными. Гораздо больше восприятию представленных работ мешает то, что интерьеры и частные дома перемежаются едва ли не в шахматном порядке, коттеджи кое-где при ближайшем рассмотрении оказываются экономными времянками или таунхаусами, а между ними умудрились вклиниться еще и несколько проектов поселков. По идее, в кризисное время поселкам хочется уделить самое пристальное внимание – хотя бы как доказательству того, что остались еще в стране девелоперы, готовые вкладывать средства в комплексное и при этом гармоничное развитие территорий. Однако получить исчерпывающую информацию о проектируемых поселках на фестивале едва ли представляется возможным – не указаны на планшетах ни заказчики, ни предполагаемые сроки реализации, а генпланы выполнены в столь мелком масштабе, что даже саму концепцию оценить сложно.

О том, что за окном по-прежнему неистовствует экономический кризис, на фестивале напоминают две вещи. Во-первых, многие его постоянные участники и лауреаты в этом году решили не выставляться вовсе. Нет «Под крышей дома», например, ни компании «А.Лен», обычно показывающей несколько объектов сразу, ни работ таких признанных мастеров жанра частной архитектуры, как Дмитрий Гажевский, Владимир Биндеман, Тимур Башкаев. Во-вторых, среди представленных проектов немалую часть занимает так называемый «эконом-класс». И если раньше загородное индивидуальное строительство воспринималось у нас как способ качественно улучшить свою жизнь и удачно вложить средства, то теперь оно все чаще позиционируется и как способ эти самые средства сэкономить. Наиболее показателен в этом смысле проект «Studio 202», которому авторы даже придумали рекламный слоган – «За «двушку» в Москве!». Иными словами, имея в своем распоряжении лишь сумму, эквивалентную стоимости обычной двухкомнатной квартиры в столице, архитектор Сергей Пилецкий и дизайнер Виолетта Карлова смогли спроектировать и построить в городе Видное (всего 6 км от Москвы!) дом площадью 300 квадратных метров. И нужно признать, это очень рационально спланированный и эффектный внешне дом, который за круглый эркер, облицованный темным деревом, местные жители уже успели прозвать «Пивной бочкой».

Еще более экономичный вариант представило бюро «Терра». Его «Дом-автоном» – это компактная бесфундаментная постройка, которая может быть возведена на участке с любым рельефом и существовать совершенно автономно от коммуникаций. Ставни – традиционный элемент русского дома – авторы трактовали как «носители» солнечных батарей, а в платформу, на которую установлен объем, вмонтировали аккумуляторы, емкости для хранения питьевой и дождевой воды и системы первичной переработки мусора. Дом, построенный из экологически чистых, восстанавливающихся естественным образом материалов на основе растительных волокон и натуральных смол, имеет плоскую обитаемую кровлю и всего один фасад с окнами, тогда как остальные экономии и надежности ради выполнены почти глухими и украшены лишь крошечными иллюминаторами.

Недорогой и привлекательный внешне вариант отделки фасадов в своем проекте Wood Patchwork House предлагает и архитектор Петр Костелов. Фасады коттеджа действительно словно «сшиты» из различных лоскутков – архитектор имитировал технологию пэчворк, используя все возможные способы отделки поверхности деревом, включая, например, такие, как мозаика из брусков и черенков от лопат.

Из представленных на фестивале интерьеров особенно хочется отметить «Открытую галерею» Натальи Тамручи и квартиру «Ваби-саби» в Крылатском архитекторов Андрея и Марии Горожанкиных. В первом случае подвальное помещение бывшей коммунальной квартиры в Трубниковом переулке было приспособлено под выставочные площади, а во втором, наоборот, двухуровневым жилым пространством стала бывшая мансарда. Изначально одноуровневую квартиру архитекторы дополнили антресольным этажом, представляющим собой металлическую конструкцию, подвешенную на тонких трубах к закладным деталям в покрытии мансарды. Впрочем, если говорить в целом о представленных на фестивале проекта интерьеров, то нельзя не отметить преобладающую в них избыточную роскошь. Рассматривая многочисленные фотографии, изобилующие рюшечками и позолотой, понимаешь, насколько одинаково сильно преувеличены слухи и о катастрофически упавших доходах москвичей, и об их меняющемся в сторону европейской сдержанности вкусе...

Куда более однородной и позитивной получилась экспозиция «12 стульев». Собственно дюжину составили работы известных архитекторов, специально приглашенных организаторами к участию в этом проекте, – Веры и Алексея Лобановых, Андрея Морина, Эдуарда Забуги, Бориса Уборевича-Боровского, бюро «Арт-Бля» и других. Естественно, все стулья категорически не похожи друг на друга, впрочем, конкурс и затевался в расчете на то, что каждый участник почувствует себя великим комбинатором формы и пространства. Супруги Лобановы сделали стул на колесиках – символ мобильности, столь востребованной сегодня, Андрей Савин и его коллеги трактовали стул как гигантскую расческу с загнутыми зубчиками, Борис Уборевич-Боровский склеил трон из картона, обклеенного фотографиями самых знаменитых дизайнерских стульев мира. А Тотан Кузембаев продолжил развивать традиционную для себя тему кочевничества и свой стул уподобил коврику, вырезанному из войлока, а сверху положил на него трогательную подушечку с вышитым паровозом. И все же, как понятно из этих кратких описаний, все архитекторы мыслили практично, и каждый сделанный ими стул может быть использован по своему прямому назначению. В этом, пожалуй, главное отличие стульев мэтров от расположившейся по соседству экспозиции студенческих работ на ту же тему. Стулья молодых – это, скорее, креативные инсталляции, чем предметы мебели. Впрочем, иногда в хозяйстве очень не помешает и стул с грядкой кактусов вместо сидения.
Проект «Дом-автоном». Арх. бюро «Терра»
Проект «Дом-автоном». Арх. бюро «Терра»
Коттедж «Антикризисный вариант». Арх.: Studio 202
Коттедж «Антикризисный вариант». Арх.: Studio 202
Wood Patchwork House. Арх. Петр Костелов
Wood Patchwork House. Арх. Петр Костелов
«Стул кочевника» Тотана Кузембаева
«Стул кочевника» Тотана Кузембаева
UB-cтул от Бориса Уборевича-Боровского
UB-cтул от Бориса Уборевича-Боровского
Стул от «Арт-Бля»
Стул от «Арт-Бля»