Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
информация:
-
статус
проект -
даты
— 2004 -
место
Санкт-Петербург
Орловская ул., 5 -
координаты
59.953808, 30.389773 -
функция
Административно-офисный / административный комплекс -
общая площадь
17550 м2 -
высота
28 -
этажность
9 -
строительный объем
81425 м3

Никита Явейн
Nikita Yavein / Россия
Студия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Ирина Голышева, Варвара Хмелёва при участии Юрия Ашметьева, Евгения Еловкова, Владимира Лемехова, Дмитрия Косова, Ольги Шориной Конструктор: Юрий Бондарев
партнеры, заказчики, смежники
заказчик: Законодательное Собрание Ленинградской области
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
описание:
Геометрия здания подсказана самой конфигурацией участка застройки, напоминающей равносторонний треугольник – прообраз пирамиды. Пирамида – одна из ключевых форм архитектуры европейского ампира, ее возможности исследовали Этьен-Луи Булле, Клод-Никола Леду, Николай Львов, Тома де Томон. В Петербурге, знаменитом своими ампирными построениями, эта форма должна быть особенно актуальна и востребована. Скрещивание равностороннего треугольника и пирамиды привело к появлению тетраэдра. Тетраэдр относится к так называемым «Платоновым телам» – идеальным фигурам, трактуемым как символы или геометрические модели неких высших значений. В рассматриваемом случае эта почти «магическая» форма призвана сочетать ясность и рациональную компактность планировки с ярко выраженной семантикой образа.
Динамизм внешней оболочки воспроизводится и внутри здания: в основной объем вставлен тетраэдр меньшего размера. В результате появляются два подобных, но разновеликих пространства, вложенных одно в другое по принципу матрешки или фрактала. Между ними устанавливается четкая иерархия взаимоотношений. Внешние грани внутреннего тетраэдра формируют каскады лестниц и рабочие кабинеты, прозрачное ядро вмещает залы заседаний.
Поэтажное зонирование также подчиняется иерархическому принципу: верхние этажи занимает руководство области и законодательного собрания, ниже располагаются председатели фракций и постоянных комиссий, еще ниже – депутаты, у основания пирамиды – кабинеты сотрудников аппарата Законодательного Собрания. Чем выше и ближе к внутреннему ядру, тем выше общественный статус пространства. При этом архитектурная метафора институционального устройства не выглядит одномерной: отношения «верх – низ» и «центр – периферия» накладываются друг на друга, продуцируя сложную игру смыслов.
На самом верху, в уровне девятого этажа, устроена площадка с видом на город и, сквозь центральный световой проем, – на залы заседаний. Через отдельный вестибюль сюда может подняться каждый желающий. На вершине пирамиды оказываются избиратели, овеществляя тем самым идею «прозрачной политики», доступной контролю граждан.
Присутствие здания в невских панорамах, его центральное местоположение и близость к Смольному собору – барочному шедевру Франческо Бартоломео Растрелли – переводят проектную задачу в разряд особо ответственных. Здесь очень важно избежать диссонанса с масштабом окружения и, в то же время, не впасть в стилизаторство, сделать значимое сооружение созвучным сегодняшнему дню. Предлагаемое решение – попытка продолжить ампирные традиции петербургской архитектуры в новых и, вместе с тем, вечных, «надвременных» формах. Несмотря на четкую геометрию, остекленная пирамида с прозрачной вершиной будет восприниматься как «исчезающая» фигура, здание-мираж, растворяющееся в воздухе. Пологий тетраэдр напоминает, скорее, родственную контексту ландшафтную форму, чем довлеющую над ним архитектурную доминанту.
Форма тетраэдра редко встречается в архитектурной практике. Помимо перечисленных выше качеств, предлагаемая версия его исполнения вскрывает ряд свойств, доселе неизвестных:
•многообразие пространственных переживаний, одновременное восприятие всех слоев и объемов как изнутри, так и снаружи;
•легкая ориентация внутри здания, считывание всей структуры комплекса в каждой его точке;
•глубокое проникновение естественного света за счет яркого зенитного освещения;
•минимально возможные теплопотери при обширных плоскостях остекления благодаря большой глубине здания.
Динамизм внешней оболочки воспроизводится и внутри здания: в основной объем вставлен тетраэдр меньшего размера. В результате появляются два подобных, но разновеликих пространства, вложенных одно в другое по принципу матрешки или фрактала. Между ними устанавливается четкая иерархия взаимоотношений. Внешние грани внутреннего тетраэдра формируют каскады лестниц и рабочие кабинеты, прозрачное ядро вмещает залы заседаний.
Поэтажное зонирование также подчиняется иерархическому принципу: верхние этажи занимает руководство области и законодательного собрания, ниже располагаются председатели фракций и постоянных комиссий, еще ниже – депутаты, у основания пирамиды – кабинеты сотрудников аппарата Законодательного Собрания. Чем выше и ближе к внутреннему ядру, тем выше общественный статус пространства. При этом архитектурная метафора институционального устройства не выглядит одномерной: отношения «верх – низ» и «центр – периферия» накладываются друг на друга, продуцируя сложную игру смыслов.
На самом верху, в уровне девятого этажа, устроена площадка с видом на город и, сквозь центральный световой проем, – на залы заседаний. Через отдельный вестибюль сюда может подняться каждый желающий. На вершине пирамиды оказываются избиратели, овеществляя тем самым идею «прозрачной политики», доступной контролю граждан.
Присутствие здания в невских панорамах, его центральное местоположение и близость к Смольному собору – барочному шедевру Франческо Бартоломео Растрелли – переводят проектную задачу в разряд особо ответственных. Здесь очень важно избежать диссонанса с масштабом окружения и, в то же время, не впасть в стилизаторство, сделать значимое сооружение созвучным сегодняшнему дню. Предлагаемое решение – попытка продолжить ампирные традиции петербургской архитектуры в новых и, вместе с тем, вечных, «надвременных» формах. Несмотря на четкую геометрию, остекленная пирамида с прозрачной вершиной будет восприниматься как «исчезающая» фигура, здание-мираж, растворяющееся в воздухе. Пологий тетраэдр напоминает, скорее, родственную контексту ландшафтную форму, чем довлеющую над ним архитектурную доминанту.
Форма тетраэдра редко встречается в архитектурной практике. Помимо перечисленных выше качеств, предлагаемая версия его исполнения вскрывает ряд свойств, доселе неизвестных:
•многообразие пространственных переживаний, одновременное восприятие всех слоев и объемов как изнутри, так и снаружи;
•легкая ориентация внутри здания, считывание всей структуры комплекса в каждой его точке;
•глубокое проникновение естественного света за счет яркого зенитного освещения;
•минимально возможные теплопотери при обширных плоскостях остекления благодаря большой глубине здания.
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Законодательное собрание Ленинградской области
© Студия 44
Никита Явейн,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Владимир Плоткин, 2005 – 2008
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
07.05.2025
Медицинская сталь
06.05.2025
Разноцветный город
Николай Переслегин, Сергей Переслегин05.05.2025
Дух степи, очаг и оберег
05.05.2025
На орбите Москва-Сити
Юлий БорисовТехнологии:
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом