информация:
-
статус
проект -
даты
— 2004 -
место
Санкт-Петербург
Орловская ул., 5 -
координаты
59.953808, 30.389773 -
функция
Административно-офисный / административный комплекс -
общая площадь
17550 м2 -
высота
28 -
этажность
9 -
строительный объем
81425 м3
Никита Явейн
Nikita Yavein / РоссияСтудия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Архитекторы: Никита Явейн, Ирина Голышева, Варвара Хмелёва при участии Юрия Ашметьева, Евгения Еловкова, Владимира Лемехова, Дмитрия Косова, Ольги Шориной Конструктор: Юрий Бондарев
партнеры, заказчики, смежники
заказчик: Законодательное Собрание Ленинградской области
описание:
Геометрия здания подсказана самой конфигурацией участка застройки, напоминающей равносторонний треугольник – прообраз пирамиды. Пирамида – одна из ключевых форм архитектуры европейского ампира, ее возможности исследовали Этьен-Луи Булле, Клод-Никола Леду, Николай Львов, Тома де Томон. В Петербурге, знаменитом своими ампирными построениями, эта форма должна быть особенно актуальна и востребована. Скрещивание равностороннего треугольника и пирамиды привело к появлению тетраэдра. Тетраэдр относится к так называемым «Платоновым телам» – идеальным фигурам, трактуемым как символы или геометрические модели неких высших значений. В рассматриваемом случае эта почти «магическая» форма призвана сочетать ясность и рациональную компактность планировки с ярко выраженной семантикой образа.
Динамизм внешней оболочки воспроизводится и внутри здания: в основной объем вставлен тетраэдр меньшего размера. В результате появляются два подобных, но разновеликих пространства, вложенных одно в другое по принципу матрешки или фрактала. Между ними устанавливается четкая иерархия взаимоотношений. Внешние грани внутреннего тетраэдра формируют каскады лестниц и рабочие кабинеты, прозрачное ядро вмещает залы заседаний.
Поэтажное зонирование также подчиняется иерархическому принципу: верхние этажи занимает руководство области и законодательного собрания, ниже располагаются председатели фракций и постоянных комиссий, еще ниже – депутаты, у основания пирамиды – кабинеты сотрудников аппарата Законодательного Собрания. Чем выше и ближе к внутреннему ядру, тем выше общественный статус пространства. При этом архитектурная метафора институционального устройства не выглядит одномерной: отношения «верх – низ» и «центр – периферия» накладываются друг на друга, продуцируя сложную игру смыслов.
На самом верху, в уровне девятого этажа, устроена площадка с видом на город и, сквозь центральный световой проем, – на залы заседаний. Через отдельный вестибюль сюда может подняться каждый желающий. На вершине пирамиды оказываются избиратели, овеществляя тем самым идею «прозрачной политики», доступной контролю граждан.
Присутствие здания в невских панорамах, его центральное местоположение и близость к Смольному собору – барочному шедевру Франческо Бартоломео Растрелли – переводят проектную задачу в разряд особо ответственных. Здесь очень важно избежать диссонанса с масштабом окружения и, в то же время, не впасть в стилизаторство, сделать значимое сооружение созвучным сегодняшнему дню. Предлагаемое решение – попытка продолжить ампирные традиции петербургской архитектуры в новых и, вместе с тем, вечных, «надвременных» формах. Несмотря на четкую геометрию, остекленная пирамида с прозрачной вершиной будет восприниматься как «исчезающая» фигура, здание-мираж, растворяющееся в воздухе. Пологий тетраэдр напоминает, скорее, родственную контексту ландшафтную форму, чем довлеющую над ним архитектурную доминанту.
Форма тетраэдра редко встречается в архитектурной практике. Помимо перечисленных выше качеств, предлагаемая версия его исполнения вскрывает ряд свойств, доселе неизвестных:
•многообразие пространственных переживаний, одновременное восприятие всех слоев и объемов как изнутри, так и снаружи;
•легкая ориентация внутри здания, считывание всей структуры комплекса в каждой его точке;
•глубокое проникновение естественного света за счет яркого зенитного освещения;
•минимально возможные теплопотери при обширных плоскостях остекления благодаря большой глубине здания.
Динамизм внешней оболочки воспроизводится и внутри здания: в основной объем вставлен тетраэдр меньшего размера. В результате появляются два подобных, но разновеликих пространства, вложенных одно в другое по принципу матрешки или фрактала. Между ними устанавливается четкая иерархия взаимоотношений. Внешние грани внутреннего тетраэдра формируют каскады лестниц и рабочие кабинеты, прозрачное ядро вмещает залы заседаний.
Поэтажное зонирование также подчиняется иерархическому принципу: верхние этажи занимает руководство области и законодательного собрания, ниже располагаются председатели фракций и постоянных комиссий, еще ниже – депутаты, у основания пирамиды – кабинеты сотрудников аппарата Законодательного Собрания. Чем выше и ближе к внутреннему ядру, тем выше общественный статус пространства. При этом архитектурная метафора институционального устройства не выглядит одномерной: отношения «верх – низ» и «центр – периферия» накладываются друг на друга, продуцируя сложную игру смыслов.
На самом верху, в уровне девятого этажа, устроена площадка с видом на город и, сквозь центральный световой проем, – на залы заседаний. Через отдельный вестибюль сюда может подняться каждый желающий. На вершине пирамиды оказываются избиратели, овеществляя тем самым идею «прозрачной политики», доступной контролю граждан.
Присутствие здания в невских панорамах, его центральное местоположение и близость к Смольному собору – барочному шедевру Франческо Бартоломео Растрелли – переводят проектную задачу в разряд особо ответственных. Здесь очень важно избежать диссонанса с масштабом окружения и, в то же время, не впасть в стилизаторство, сделать значимое сооружение созвучным сегодняшнему дню. Предлагаемое решение – попытка продолжить ампирные традиции петербургской архитектуры в новых и, вместе с тем, вечных, «надвременных» формах. Несмотря на четкую геометрию, остекленная пирамида с прозрачной вершиной будет восприниматься как «исчезающая» фигура, здание-мираж, растворяющееся в воздухе. Пологий тетраэдр напоминает, скорее, родственную контексту ландшафтную форму, чем довлеющую над ним архитектурную доминанту.
Форма тетраэдра редко встречается в архитектурной практике. Помимо перечисленных выше качеств, предлагаемая версия его исполнения вскрывает ряд свойств, доселе неизвестных:
•многообразие пространственных переживаний, одновременное восприятие всех слоев и объемов как изнутри, так и снаружи;
•легкая ориентация внутри здания, считывание всей структуры комплекса в каждой его точке;
•глубокое проникновение естественного света за счет яркого зенитного освещения;
•минимально возможные теплопотери при обширных плоскостях остекления благодаря большой глубине здания.
Никита Явейн,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
01.05.2024
Грани реальности
Михаил Бейлин, Даниил Никишин27.04.2024
ПЕРСПЕКТИВный рывок
26.04.2024
Памяти Ирины Шиповой
26.04.2024
Решетка Фарадея
Андрей АсадовТехнологии:
02.05.2024
KERAMA MARAZZI
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.KERAMA MARAZZI
02.05.2024
«Айра»
Российские модульные технологии для всесезонных детских игровых комплексов
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.«Айра»
23.04.2024
Riverclack
Парк «Притяжение»: инновационные кровельные и фасадные решения на новых объектах в портфолио Riverclack
Riverclack
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux