«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде.
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
/ Musical theatre in Kaliningrad, contest project
информация:
-
статус
проект -
даты
05.2007 -
место
Калининград
территория,ограниченная ул Шевченко, Фрунзе,Клинической,наб Нижнего пруда и участком комп. "Янтарь" -
координаты
54.712510, 20.515432 -
функция
Культурный / Театр -
площадь участка
1,7 га -
площадь застройки
10860 м2 -
общая площадь
30900 м2 -
высота
37,150 -
этажность
6 -
строительный объем
163725 м3

Никита Явейн
Nikita Yavein / Россия
Студия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Никита Явейн, Владимир Зенкевич, Георгий Снежкин, Сергей Аксенов, Наталья Архипова, Юрий Ашметьев, Вероника Жукова, Владимир Лемехов
партнеры, заказчики, смежники
заказчик: ООО «Аватар»
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
описание:
Театр оперы и балета в Калининграде – сооружение, рассчитанное на несколько ракурсов восприятия. Изнутри – это целый Театральный квартал с «домами» и «улицами», скомпонованными на планировочной основе старинного квартала, где родился великий романтик Гофман. Снаружи – не здание, но скорее новая форма городского ландшафта – фантастический «Сад Гофмана», каскад озелененных террас, обращенных к Нижнему озеру. Все вместе взятое – новый тип городского культурного форума, синтез трехзального музыкального театра и многофункционального амфитеатра под открытым небом.
Театр решено строить на месте сквера. Поэтому главный формообразующий элемент сооружения в нашем проекте – озелененная кровля, перекрывающая практически весь участок. Ее край, примыкающий к шумной автомагистрали, приподнят; далее, следуя естественной топологии рельефа, плоскость плавно спускается к воде и завершается ступенями открытого амфитеатра, выходящего на благоустроенную набережную. Тем самым мы отворачиваем «пятый фасад» здания от уличной суеты и обращаем его к спокойной глади Нижнего озера.
Превращая сквер в висячий сад – Сад Гофмана – мы не только сохраняем городу открытое зеленое пространство, но и придаем ему статус артефакта. В самом деле, в современном российском городе трудно вообразить что-либо более выразительное, провокативное и даже сюрреалистическое, чем зеленый луг, который невозможно ни вытоптать, ни застроить.
Сквозь отверстия в крыше прорастают несколько объемов – это верхушки трех зрительных залов и сценической коробки наибольшего из них. Залы и опоясывающие их кулуары для зрителей заключены в прозрачные цилиндры. Днем посетитель оказывается в магическом круге льющихся сверху световых колец; вечером «из-под земли» будут вырываться три праздничных столба света, обозначая присутствие театра в ткани города.
Сад на кровле – продолжение театрального фойе и самого театрального действа. На вершины стеклянных цилиндров – площадки с панорамным видом на город – можно будет выходить во время антрактов, а также до и после спектаклей. Живая декорация будет видоизменяться в зависимости от времени года, а дополнительные площадки – жить собственной «около театральной» жизнью, предоставляя возможность для проведения различных шоу, карнавалов, праздников, кинопоказов, концертов под открытым небом. Наконец, здесь можно будет просто посидеть за столиком летнего кафе, наслаждаясь открывающимся видом.
По контрасту с необычайным простором «верхнего фойе», интерьер театра призван воспроизвести ощущение камерности и уюта, присущее «городским интерьерам» старого Кенигсберга. Внутренняя планировка театра построена на планировочной основе квартала, где родился и вырос Гофман. Удлиненное фойе-улица проходит точно по следам прежней Крейслерштрассе, зрительные залы находятся там, где раньше были крупные сооружения и площади. Наконец, скрытое от глаз зрителя закулисье размещено на периферии квартала, вдоль нынешнего проспекта. Для экономии пространства сценические площадки объединены общими арьерсценами. Такое зонирование позволяет удобно развести в пространстве зрительские и обслуживающие потоки, организовав входы для посетителей с набережной, а транспортные подъезды и входы для труппы – с автомагистрали.
Театр решено строить на месте сквера. Поэтому главный формообразующий элемент сооружения в нашем проекте – озелененная кровля, перекрывающая практически весь участок. Ее край, примыкающий к шумной автомагистрали, приподнят; далее, следуя естественной топологии рельефа, плоскость плавно спускается к воде и завершается ступенями открытого амфитеатра, выходящего на благоустроенную набережную. Тем самым мы отворачиваем «пятый фасад» здания от уличной суеты и обращаем его к спокойной глади Нижнего озера.
Превращая сквер в висячий сад – Сад Гофмана – мы не только сохраняем городу открытое зеленое пространство, но и придаем ему статус артефакта. В самом деле, в современном российском городе трудно вообразить что-либо более выразительное, провокативное и даже сюрреалистическое, чем зеленый луг, который невозможно ни вытоптать, ни застроить.
Сквозь отверстия в крыше прорастают несколько объемов – это верхушки трех зрительных залов и сценической коробки наибольшего из них. Залы и опоясывающие их кулуары для зрителей заключены в прозрачные цилиндры. Днем посетитель оказывается в магическом круге льющихся сверху световых колец; вечером «из-под земли» будут вырываться три праздничных столба света, обозначая присутствие театра в ткани города.
Сад на кровле – продолжение театрального фойе и самого театрального действа. На вершины стеклянных цилиндров – площадки с панорамным видом на город – можно будет выходить во время антрактов, а также до и после спектаклей. Живая декорация будет видоизменяться в зависимости от времени года, а дополнительные площадки – жить собственной «около театральной» жизнью, предоставляя возможность для проведения различных шоу, карнавалов, праздников, кинопоказов, концертов под открытым небом. Наконец, здесь можно будет просто посидеть за столиком летнего кафе, наслаждаясь открывающимся видом.
По контрасту с необычайным простором «верхнего фойе», интерьер театра призван воспроизвести ощущение камерности и уюта, присущее «городским интерьерам» старого Кенигсберга. Внутренняя планировка театра построена на планировочной основе квартала, где родился и вырос Гофман. Удлиненное фойе-улица проходит точно по следам прежней Крейслерштрассе, зрительные залы находятся там, где раньше были крупные сооружения и площади. Наконец, скрытое от глаз зрителя закулисье размещено на периферии квартала, вдоль нынешнего проспекта. Для экономии пространства сценические площадки объединены общими арьерсценами. Такое зонирование позволяет удобно развести в пространстве зрительские и обслуживающие потоки, организовав входы для посетителей с набережной, а транспортные подъезды и входы для труппы – с автомагистрали.
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
пресса:
14.09.2007
Евгения Бахтурова. С изысками // TATLIN , №4/40/48/2007
30.07.2007
Неля Оселко. Здесь будет театр заложен // Проект Россия , 01.07.2007
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
«Сад Гофмана». Конкурсный проект Музыкального театра в Калининграде
© Студия 44
Никита Явейн,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Владимир Плоткин, 2005 – 2008
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
07.05.2025
Медицинская сталь
06.05.2025
Разноцветный город
Николай Переслегин, Сергей Переслегин05.05.2025
Дух степи, очаг и оберег
05.05.2025
На орбите Москва-Сити
Юлий БорисовТехнологии:
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом