Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

информация:
-
статус
проект -
даты
— 2024 -
место
Москва -
координаты
55.695965, 37.522429 -
функция
Образование и наука / Образовательный комплекс -
площадь подземная
39 570,9 м2 -
общая площадь
104 942,3 м2 -
I очередь
Гибкий блок - 15 578,2 м2
Коммерческий блок - 2 109,1 м2
Сервисы - 3 473,8 м2
Рабочие пространства (наземная часть) – 6 126 м2
Лаборатории – 21 283 м2
Общественные пространства (наземная часть) – 12 842 м2
Пространство для экспериментов – 271 м2 -
другие объекты
2024Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова2024Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова2024Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова2024Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Никита Явейн
Nikita Yavein / Россия
Евгений Новосадюк
Россия
Студия 44
Company: / Россияавторский коллектив
Н.И. Явейн, Е.А. Новосадюк, А.И. Амелькович, Е.А. Гичкина, Е.О. Васильева, И.Н. Кащеева, Б.Д. Немцев, А.И. Покатович, А.А. Сызранова, А.А. Патрикеев (визуализация)
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
описание:
В концепции архитектурного бюро «Студия 44» новый корпус физфака не копирует образ классических зданий университета, но наследует и воспроизводит как их системообразующие черты – регулярность, осевую симметрию, ортогональную геометрию, так и приметы фирменного стиля – квадратные формы, ступенчатые построения, ритм вертикальных элементов в тектонике здания.
Перед зданием разместится площадь, похожая на большой газон перед МГУ, но с инвертированным ландшафтом: там, где у МГУ был газон, у нового здания Физфака будет пешеходная площадка – и наоборот. Эта площадь станет частью будущего Парка науки, который окружит здания Физфака и получит продолжение внутри в виде четырех дворов для отдыха и общения.
Архитектура лабораторного корпуса построена по принципу фрактала – множества, сформированного из самоподобных элементов. Дворы-оранжереи, оформленные каждый в своем стиле, образуют систему композиционных ядер здания, его коммуникационных узлов и центров отдыха и общения.
***
Первые университеты в качестве учебных корпораций появились в европейских городах в XI–XIII вв. на базе соборных школ при монастырях. Дворы этих учебных заведений представляли из себя клуатры, квадратные или прямоугольные в плане внутренние
пространства, которые воспринимались монахами в качестве прообраза райского сада с древом познания. Для ученых квадратный университетский двор-клуатр служил местом
научных диспутов и общения с учениками, а для архитекторов – базовым элементом, который использовался как в единственном числе, так и в группе. Более того, подобная планировочная структура часто транслировалась на все окружающее городское пространство. Квадрат, как первоэлемент, объединяющий стихии земли, воздуха,
огня и воды, которые приблизительно соответствуют четырем агрегатным состояниям вещества, и в Античности, и в Средние века символизировал мудрость, истину, порядок и равенство.
Композиция и архитектура ансамбля МГУ на Воробьевых горах транслируют столь победительную энергетику, силу и спокойствие, что мы почли за честь подчинить свой проект этому мощному импульсу. Новый корпус физфака не копирует постройки середины
прошлого века, но наследует их системообразующие черты – регулярность, осевую симметрию, ортогональную геометрию, а также воспроизводит приметы фирменного стиля Льва Руднева – пристрастие к квадратным формам, ступенчатым/ярусным построениям (как по высоте, так и в плане), четкую артикуляцию ритма вертикальных элементов в тектонике здания.
Лев Руднев считал, что «воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем оно само». Добавим, что площадь не в меньшей, если не в большей степени, чем окружающие ее здания, служит определителем городской матрицы, идентификатором городских мест. Перед проектируемым зданием задумана квадратная площадь, пилотный элемент будущего Парка науки, идентичная по габаритам и рисунку площади у главного
здания МГУ. Пространство новой площади трактовано как общедоступный озелененный аванзал для зданий, расположенных по ее периметру.
Входы в здание организованы в промежутках между парными ризалитами; проход на первый этаж, приподнятый над землей на 1,2 м, происходит по лестницам – так же, как в главном здании факультета.
Площадь – пилотный элемент будущего Парка науки – трактована как общедоступный аванзал для зданий по ее периметру. По габаритам и форме это пространство соответствует площади у главного здания МГУ. Отличие от прототипа – в инверсии аранжировки ландшафта при сохранении его рисунка: то, что было газоном, стало пешеходной площадкой (и наоборот). Тем самым умножаются возможности проведения здесь публичных мероприятий. И пусть сегодня визуальная связь двух площадей
невозможна, но их ментальное родство станет очевидным – за счет формы, геометрии, а также соответствующих элементов благоустройства. Благоустройство площади развивает принципы, на которых базируется весь лабораторный комплекс. Квадрат, как первоэлемент, символизирующий четыре главные стихии, вновь становится системообразующим звеном, но в этом случае систему квадратных участков с расположенными на них боскетами, объединяет круг. Таким образом пространство площади поддерживает принцип фрактала, на котором сформирована архитектура всего лабораторного корпуса.
Архитектура лабораторного корпуса построена по принципу фрактала – множества, сформированного из самоподобных элементов. Такие симметричные построения примечательны строгой закономерностью и планировочной ясностью, позволяющей легко и безошибочно ориентироваться внутри здания. Вместе с тем, как ни парадоксально, регулярным структурам присуща даже большая функциональная гибкость, чем сооружениям со «свободным» иррегулярным планом. Единственное заметное отступление корпуса от абсолютной симметрии – вынос блока с конференц-залом и рестораном в отдельный объем в северо-восточном углу участка. Такое решение обусловлено как конфигурацией самого участка, так и данью памяти творчеству Льва Руднева периода 1930-х годов (Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1932-37). Мастера той эпохи искали совершенство на стыке конструктивизма и неоклассики, и мы продолжаем начатые ими поиски.
Озелененное пространство площади получает продолжение внутри лабораторного комплекса в виде четырех квадратных дворов-атриумов, вокруг которых скомпонованы
лаборатории и учебные аудитории. Эти дворы-оранжереи, оформленные каждый в своем стиле, образуют систему композиционных ядер комплекса, его коммуникационных узлов, а также центров отдыха и общения. Все проходы с улицы в глубь комплекса пролегают через дворы, движение в поперечном направлении идет по крытым галереям.
На площадь здание выходит четким строем выступов-ризалитов – в них расположены офисы научных работников и администрации. В четком вертикальном ритме главного фасада и уступчатом абрисе трех остальных узнаются фамильные черты исторических зданий комплекса. Лабораторный корпус выполнен в той же палитре и в тех же материалах, что и главный ансамбль МГУ.
Интерьерные решения
Ассоциации с корпусом физического факультета прослеживаются и в интерьере: в крутом уклоне амфитеатров больших аудиторий, в отделке полов плиткой терраццо, а стен – деревянными панелями. Лабораторный корпус выполнен в той же палитре и в тех же материалах, что и главный ансамбль МГУ – вплоть до латунных дверных ручек. Бережное отношение к устоявшимися на физфаке традициям и их адаптация под современные
условия формируют образ «физфака 2.0», когда классическое фундаментальное образование в области физики совмещается с научными исследованиями мирового уровня.
Перед зданием разместится площадь, похожая на большой газон перед МГУ, но с инвертированным ландшафтом: там, где у МГУ был газон, у нового здания Физфака будет пешеходная площадка – и наоборот. Эта площадь станет частью будущего Парка науки, который окружит здания Физфака и получит продолжение внутри в виде четырех дворов для отдыха и общения.
Архитектура лабораторного корпуса построена по принципу фрактала – множества, сформированного из самоподобных элементов. Дворы-оранжереи, оформленные каждый в своем стиле, образуют систему композиционных ядер здания, его коммуникационных узлов и центров отдыха и общения.
***
Первые университеты в качестве учебных корпораций появились в европейских городах в XI–XIII вв. на базе соборных школ при монастырях. Дворы этих учебных заведений представляли из себя клуатры, квадратные или прямоугольные в плане внутренние
пространства, которые воспринимались монахами в качестве прообраза райского сада с древом познания. Для ученых квадратный университетский двор-клуатр служил местом
научных диспутов и общения с учениками, а для архитекторов – базовым элементом, который использовался как в единственном числе, так и в группе. Более того, подобная планировочная структура часто транслировалась на все окружающее городское пространство. Квадрат, как первоэлемент, объединяющий стихии земли, воздуха,
огня и воды, которые приблизительно соответствуют четырем агрегатным состояниям вещества, и в Античности, и в Средние века символизировал мудрость, истину, порядок и равенство.
Композиция и архитектура ансамбля МГУ на Воробьевых горах транслируют столь победительную энергетику, силу и спокойствие, что мы почли за честь подчинить свой проект этому мощному импульсу. Новый корпус физфака не копирует постройки середины
прошлого века, но наследует их системообразующие черты – регулярность, осевую симметрию, ортогональную геометрию, а также воспроизводит приметы фирменного стиля Льва Руднева – пристрастие к квадратным формам, ступенчатым/ярусным построениям (как по высоте, так и в плане), четкую артикуляцию ритма вертикальных элементов в тектонике здания.
Лев Руднев считал, что «воздух, омывающий здание, не меньше участвует в композиции, чем оно само». Добавим, что площадь не в меньшей, если не в большей степени, чем окружающие ее здания, служит определителем городской матрицы, идентификатором городских мест. Перед проектируемым зданием задумана квадратная площадь, пилотный элемент будущего Парка науки, идентичная по габаритам и рисунку площади у главного
здания МГУ. Пространство новой площади трактовано как общедоступный озелененный аванзал для зданий, расположенных по ее периметру.
Входы в здание организованы в промежутках между парными ризалитами; проход на первый этаж, приподнятый над землей на 1,2 м, происходит по лестницам – так же, как в главном здании факультета.
Площадь – пилотный элемент будущего Парка науки – трактована как общедоступный аванзал для зданий по ее периметру. По габаритам и форме это пространство соответствует площади у главного здания МГУ. Отличие от прототипа – в инверсии аранжировки ландшафта при сохранении его рисунка: то, что было газоном, стало пешеходной площадкой (и наоборот). Тем самым умножаются возможности проведения здесь публичных мероприятий. И пусть сегодня визуальная связь двух площадей
невозможна, но их ментальное родство станет очевидным – за счет формы, геометрии, а также соответствующих элементов благоустройства. Благоустройство площади развивает принципы, на которых базируется весь лабораторный комплекс. Квадрат, как первоэлемент, символизирующий четыре главные стихии, вновь становится системообразующим звеном, но в этом случае систему квадратных участков с расположенными на них боскетами, объединяет круг. Таким образом пространство площади поддерживает принцип фрактала, на котором сформирована архитектура всего лабораторного корпуса.
Архитектура лабораторного корпуса построена по принципу фрактала – множества, сформированного из самоподобных элементов. Такие симметричные построения примечательны строгой закономерностью и планировочной ясностью, позволяющей легко и безошибочно ориентироваться внутри здания. Вместе с тем, как ни парадоксально, регулярным структурам присуща даже большая функциональная гибкость, чем сооружениям со «свободным» иррегулярным планом. Единственное заметное отступление корпуса от абсолютной симметрии – вынос блока с конференц-залом и рестораном в отдельный объем в северо-восточном углу участка. Такое решение обусловлено как конфигурацией самого участка, так и данью памяти творчеству Льва Руднева периода 1930-х годов (Военная академия им. М. В. Фрунзе, 1932-37). Мастера той эпохи искали совершенство на стыке конструктивизма и неоклассики, и мы продолжаем начатые ими поиски.
Озелененное пространство площади получает продолжение внутри лабораторного комплекса в виде четырех квадратных дворов-атриумов, вокруг которых скомпонованы
лаборатории и учебные аудитории. Эти дворы-оранжереи, оформленные каждый в своем стиле, образуют систему композиционных ядер комплекса, его коммуникационных узлов, а также центров отдыха и общения. Все проходы с улицы в глубь комплекса пролегают через дворы, движение в поперечном направлении идет по крытым галереям.
На площадь здание выходит четким строем выступов-ризалитов – в них расположены офисы научных работников и администрации. В четком вертикальном ритме главного фасада и уступчатом абрисе трех остальных узнаются фамильные черты исторических зданий комплекса. Лабораторный корпус выполнен в той же палитре и в тех же материалах, что и главный ансамбль МГУ.
Интерьерные решения
Ассоциации с корпусом физического факультета прослеживаются и в интерьере: в крутом уклоне амфитеатров больших аудиторий, в отделке полов плиткой терраццо, а стен – деревянными панелями. Лабораторный корпус выполнен в той же палитре и в тех же материалах, что и главный ансамбль МГУ – вплоть до латунных дверных ручек. Бережное отношение к устоявшимися на физфаке традициям и их адаптация под современные
условия формируют образ «физфака 2.0», когда классическое фундаментальное образование в области физики совмещается с научными исследованиями мирового уровня.
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Ситуационный план
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Генеральный план
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Организация транспортных и пешеходных потоков
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Концепция благоустройства
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Очередность строительства
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Планировочные решения
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Массинг
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Фасады
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке -8.400
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке -4.800
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке 0.00
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке +7.200
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке +12.00
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке +16.800
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке 21.600
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке 26.400
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. План на отметке 31.200, 36.00
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Функциональное зонирование
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Аудитории
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Type E. Потоковая аудитория на 325 студентов
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Лаборатории
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кабинеты
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Кабинеты
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Коворкинги
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
© Студия 44
Архитектурная концепция комплекса зданий нового лабораторного комплекса физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Детали
© Студия 44
Никита Явейн,
другие постройки:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)

Сергей Кузнецов, Сергей Чобан, 2009 – 2010
Главный медиацентр Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
07.05.2025
Медицинская сталь
06.05.2025
Разноцветный город
Николай Переслегин, Сергей Переслегин05.05.2025
Дух степи, очаг и оберег
05.05.2025
На орбите Москва-Сити
Юлий БорисовТехнологии:
30.04.2025
Архитект Дизайн
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости для тех, кто создаёт пространства и идеи
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.Архитект Дизайн
11.04.2025
UNISTEM
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения для архитектурных задач
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.UNISTEM
10.04.2025
SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки и создания GeoJSON
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.SINTEZ.SPACE, ИП Киселев А.В.
02.04.2025
ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев Херсонеса
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.ОРТОСТ-ФАСАД, Сретенские архитектурные мастерские
01.04.2025
Компания Славдом
Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.Компания Славдом