В масштабе микро

Публикуем 21 проект отборочного тура конкурса «МикроДом», организованного фестивалем «Города». Участники, создавая крохотное пространство для жилья, работы и отдыха, вдохновлялись самыми разными образами – от грозового дождя до куриного яйца.

mainImg
Итоги конкурса были подведены 17 ноября. Из 126 работ, поступивших на конкурс, жюри отобрало 21 проект – большинство из них будут реализованы к февралю наступающего года в парке Музеон. Для фестиваля «Города» – 15-го по счету – это первый случай «выхода в большой город», на одну из центральных экспозиционных площадок российской столицы.

Напомним, что по условиям конкурса участникам необходимо было разработать маленькие (не более 15 квадратных метров) и теплые дома, в которых при случае можно переночевать даже зимой. Помимо архитектурной ценности, микро-жилища должны отвечать экологическим и энергоэффективным требованиям. Функцию своих архитектурных объектов участники определяли самостоятельно – скажем, микро-отель, микро-школа или микро-музей.
Мы представляем вашему вниманию проекты победителей отборочного тура.

«Яйцо в кубе». Команда: Хитека (Уфа). Алексей Мельников, Тимур Арсланов
Команда из Уфы предлагает собрать микро-дом в виде яйца из доски и поликорбаната. Когда «яйцо» стоит вертикально, оно выполняет роль кабинета с рабочим столом. Но как только обитатель облокотится спиной о стену,  «яйцо», переместившись в горизонтальное положение, чудесным образом превратится в удобную кровать. Третья грань дома-яйца служит гостиной – здесь авторы предполагают принимать гостей.
«Яйцо в кубе». Команда: Хитека (Уфа). Алексей Мельников, Тимур Арсланов.
«Яйцо в кубе». Команда: Хитека (Уфа). Алексей Мельников, Тимур Арсланов.


«Хостел Ракета». Команда «Лесосплав»
Восьмигранная «ракета» предназначена не для полета в космос, но созерцание звездного неба обитателям этого объекта гарантировано: на высоте более 6 м авторы вместо крыши предлагают устроить остекленный фонарь. Само сооружение планируется возводить из сэндвич-панелей. В таком хостеле на семи квадратных метрах смогут разместиться до 5 человек.
Хостел «Ракета»
© Команда «Лесосплав»

 
«Павильон-спутник» (Учительская)
. Команда «Лесосплав»
Рядом с павильоном «Школа», подобно отделившемуся от большой планеты спутнику, по замыслу авторов должна появиться «Учительская», в которой преподаватели смогут отдохнуть в тишине и собраться с мыслями. Она полностью повторяет черты «Школы», только диаметр ее значительно меньше.
«Павильон-спутник» (Учительская). Команда «Лесосплав»


d-2000. Максим Цыбин, Анастасия Анисина
Универсальное пространство микродома d-2000, по заверению авторов, годится для любого использования. Внутри можно и работать, и чай пить, и спать, и кино смотреть. А снаружи этот полифункциональный домик представляет собой не больше, не меньше железобетонную трубу, набранную из трех колец. С одной стороны у трубы – окно, а с другой двойная деревянная дверь. Брось такой дом где-нибудь посреди поля, и вряд ли кто догадается, что в нем хоть и временно, но жить можно.
«d-2000». Максим Цыбин, Анастасия Анисина


Microloft
. АБ Ивана Овчинникова
Дом Ивана Овчинникова из дерева, стекла и металла, несмотря на малые размеры, можно вполне назвать домом. В нем есть и универсальное рабочее пространство, и полноценная спальня на втором ярусе, и даже терраса перед целиком остекленной стеной. Все это парит над землей на высоте 4,5 м на легких опорах. Вверх ведут два марша деревянной лестницы.
Microloft. АБ Ивана Овчинникова


«Древо». Руслан Лукащук
Название проекта говорит само за себя. Затейливая структура второго этажа, выполненная из дерева и стекла, имитирует сцепившиеся ветвями кроны деревьев, правда, без листьев. Если же взглянуть на фасад дома, то его очертания донельзя традиционны – так дети рисуют домики на своих первых  рисунках: избушка с двускатной крышей и печной трубой.
«Древо». Руслан Лукащук


«Купе». А.Луконская, Н.Николаева
За основу своего микродома авторы взяли купе поезда – маленькое, но комфортное даже для длительного путешествия. Это прямоугольный в плане объем, приподнятый на невысоких опорах. Со стороны входа предусмотрена небольшая площадка с лестницей, похожая на  железнодорожную платформу. В таком купе из-за большого количества окон много света. Внутри легко разместятся на ночлег два человека, а, использовать пространство как мастерскую смогут более 4-х человек.
Купе. А.Луконская, Н.Николаева


«Микродом, где идет дождь»
. Команда ProPolis
Интерактивный павильон по своей структуре похож на телевизор. Внутри него проектор, а главный фасад – это не что иное как экран телевизора, по которому транслируются всевозможные сюжеты. Экран утоплен в проеме с обманной перспективой. Внутри предусмотрены и рабочие места, и пространство для отдыха. Также есть терраса и небольшой тамбур.
«Микродом где идет дождь». Команда ProPolis


Микростудия Seasons
. Команда ProPolis
Микростудия предназначена для детских мастер-классов. Это простой деревянный куб с вертикальными проемами окон в торце. Большая крытая терраса, значительно превышающая лимит разрешенной площади, вытягивает и уравновешивает объем. На ней дети смогут играть, качаться в гамаках или смотреть различные представления, сидя на зеленых трибунах.
«Микростудия Seasons». Команда «ProPolis»


«Образовательный центр»
. Влад Кунин, Олег Волков, Мария Павленко, Людмила Малкис, Олег Распопов, Елена Кобзарь
На картинке центр выглядит большим многоуровневым и многослойным зданием, за прозрачными фасадами которого кипит жизнь. Трудно поверить, что все это не выходит за пределы 15 кв.м. В плане объем представляет собой сектор круга, внутри которого разворачиваются самые разнообразные сценарии построения учебного процесса. Авторы также предлагают варианты компоновки нескольких таких модулей.
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР». Влад Кунин, Олег Волков, Мария Павленко, Людмила Малкис, Олег Распопов, Елена Кобзарь


«Под дождем». Валерия Пестерова, Регина Мирзоянц
Авторы этого микродома вдохновлялись косыми дождями. Их объект, фасады которого планируется набирать из тонких деревянных реек, весь выстраивается по наклонной линии, параллельно «струнам» дождя. Внутреннее пространство универсально.
«Под дождем». Пестерова Валерия, Мирзоянц Регина


«Микрогостиница с теплицей»
. Куприянов Владимир
Автор гостиницы не только ухитрился разместить в своем микро-объеме 6 спальных мест, но и устроил в нем теплицу для выращивания различных трав и овощей, из которых при желании можно и ужин приготовить. На трех этажах гостиницы есть все необходимое для жизни – спальные места, пространство для отдыха, санузел и небольшая обзорная терраса наверху.
«МИКРОГОСТИНИЦА С ТЕПЛИЦЕЙ». Куприянов Владимир


«Киноточка». Владимир Юзбашев, Екатерина Борисова
Архитекторы придумали кинотеатр – домашний для тех, кто внутри, и под открытым небом для тех, кто снаружи. Главный фасад-экран транслирует изображение в обе стороны. Сам же объем в профиль очень напоминает компьютерный монитор, и отделка для него выбрана соответствующая – серебристо-металлическая.
«Киноточка». Владимир Юзбашев, Екатерина Борисова

«Киноточка». Владимир Юзбашев, Екатерина Борисова


«Микрошоурум»
. Yunaya.Bureau.
Миша Антонов, Маша Веерпалу, Андрей Киселёв

Авторы павильона позиционируют свой проект как «шоурум света и науки». Ведущую роль в проекте играет свет: предполагается, что здесь будут регулярно проводиться перформансы и воркшопы со световыми эффектами. Боковые стены планируется выполнить из светопрозрачных конструкций. По форме маленький светящийся домик, способный вместить до 30 человек, напоминает всплывший из под земли нос затонувшей лодки – или готическую капеллу, особенно из-за шпилей наверху. Внутри авторы планируют поместить друг напротив друга зеркала, чтобы раздвинуть крохотный интерьер до бесконечности.
«МИКРОШОУРУМ». Yunaya.Bureau. Миша Антонов, Маша Веерпалу, Андрей Киселёв


«Гармония»
. Роман Лисицин, Дмитрий Сафронов, Максим Бабаев, Вадим Бедов
Авторы «Гармонии» представили микродом в виде растянутой чьими-то невидимыми руками гармошки. Один край ее так и завис в воздухе, а второй, придвинувшийся к земле чуть ближе, служит входом в дом. «Меха» этой необычной гармони планируется изготавливать из клееных гнутых балок, а пространства между ними будут заполняться прозрачным поликарбонатом.
«Гармония». Роман Лисицин, Дмитрий Сафронов, Максим Бабаев, Вадим Бедов


«Микрочайная шишка»
. Команда «Бобры». Алексей Демидов, Илья Лапин, Елена Михайлова, Давид Оганесян, Олег Плотицын, Нелли Сибгатулина
Глядя на проект «Бобров», даже не читая названия, понятно, что перед нами «шишка», но не простая, а чайная. Это своего рода напоминание о лесе и природе в центре суетливого столичного города. Под деревянной «чешуей» скрывается уютное и теплое помещение, лишенное углов и предназначенное для чаепитий в узком кругу.
«Микрочайная шишка». Команда «Бобры». Алексей Демидов, Илья Лапин, Елена Михайлова, Давид Оганесян, Олег Плотицын, Нелли Сибгатулина


«Микропланетарий»
. Команда «Клуб любителей» (Новосибирск). Анна Жандарова, Кирилл Жандаров, Николай Наводкин
Куб планетария, снаружи демонстрирующий подсвеченную карту нашей планеты, внутри представляет достоверное изображение звездного неба. Причем как южного его полушария, так и северного, поскольку звезды заполняют и потолок, и стены, и пол. Технология производства «звезд» довольно проста: внутренняя оболочка куба сплошь усеяна отверстиями разного диаметра, которые подсвечиваются лампочками. А они в свою очередь спрятаны между внутренней и внешней оболочками.
«МИКРОПЛАНЕТАРИЙ». Команда «Клуб любителей» (Новосибирск). Анна Жандарова, Кирилл Жандаров, Николай Наводкин


«Микростудия»
. Лиза Фонская, Никита Асадов
Деревянная двухъярусная студия из-за одной полностью остекленной стены кажется открытой верандой или беседкой. Однако за этой стеной создана более чем рабочая атмосфера. Центральное место занимает большой стол. Стены по всей высоте расчерчены многочисленными полками. И только на антресоли спрятано уединенное спальное место, куда можно забраться по встроенной в стены-стеллажи лестнице.
МИКРОСТУДИЯ. Лиза Фонская, Никита Асадов


Микроотель «Крона». Денис Дементьев
Образ отеля формирует потемневшее дерево, которое автор предполагает использовать для облицовки. Доски расходятся из центра под небольшим углом, как ветви на дереве. Нарочито неаккуратные зазоры между ними усиливают ощущение старины. Восприятие дома как вполне традиционного резко обрывается в тот момент, когда взгляд наталкивается на треугольный вырез в основании объема: прикрытую досками отдождя веранду для постояльцев.
«МИКРООТЕЛЬ КРОНА». Денис Дементьев


«Шильдик». Пётр Малиновский, Екатерина Беляева
Пространство данного микродома построено по принципу японского капсульного отеля, а откидные полки – это, как признаются авторы, опыт, перенятый у российских поездов. Внешний вид домика довольно прост: скатная кровля, «обернутая» пестрой чешуйчатой кожей.
«Шильдик». Пётр Малиновский, Екатерина Беляева


«Дом ROLLING STONE». Александр Штанюк
Дом-контейнер выстроен по вертикали. Опущенная на землю «крышка» контейнера превращена в дорожку. За стеклянной поверхностью стены как на ладони предстает внутреннее пространство дома с диагональю крутой лестницы и «ящичками» комнат. Дом предназначен для двух человек. Автор подчеркивает, что при наличии ветрогенератора и солнечного коллектора дом может быть полностью автономным.
«Дом ROLLING STONE». Александр Штанюк


Проекты финалистов будут реализовываться в продолжение двух зимних месяцев, а после – радовать всех посетителей парка. Организаторы подчеркивают, что все это стало возможно, благодаря стратегическим партнерам фестиваля – Микрогороду «В ЛЕСУ» , компаниям VELUX, ISOVER, FORBO, специалистам в области деревянного домостроения (НЛК-Домостроение, Древэксперт), компаниям UPM, ЖИДКОЕ ДЕРЕВО.РФ, ULTRALAM, ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА и текстиль от студии АРТ-ШАЛЕ.

В конце мая, на Арх Москве, жюри выберет лучшие из построенных микродомов (в том числе и оценив их энерго- и прочую эффективность по специальной анкете). Дальнейшая судьба домов пока не очень ясна: они могут переехать на АрхФерму, «а также в другие парки или даже остаться в Музеоне, или переехать куда-нибудь к спонсорам строительства, если понравятся» – говорит один из организаторов конкурса Андрей Асадов.
 

Поставщики, технологии

ISOVER (Изовер)

20 Ноября 2012

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.