English version

Гений важного места

Архитекторы бюро «Остоженка» исследовали районы Волхонки и предложили не только ряд идей, делающих более зримой историю места, но и новые подходы к работе с историческими центрами российских городов.

mainImg
Архитектурно-градостроительное исследование районов Волхонки бюро «Остоженка» провело в первой половине 2014 года по заказу компании «Проект Белый город» как часть другого, более масштабного проекта, выполненного силами как российских, так и зарубежных специалистов, и вошедших в состав книги под названием «Территория культуры: кварталы Волхонки». Целью проекта было разработать предложения по формированию так называемого «музейного квартала» – городского пространства, объединяющего центральные московские музеи, в частности, ГМИИ и Музей архитектуры.

В рамках проекта датская студия Яна Гейла оценила состояние общественных пространств района, итальянцы из Mobility in Chain проанализировали транспортную ситуацию, профессор Габриэле Филиппини дал свои рекомендации по ландшафтному проектированию, компания Philips изучила световое оформление района. «Остоженку» пригласили к участию несколько позднее и архитекторы имели возможность опираться на результаты работы коллег. Впрочем, архитекторам немало помог также и собственный немалый опыт, связанный с работой над градостроительной концепцией соседнего района Остоженки.

«Когда-то, много лет назад, мы занимались подробным изучением судьбы района Остоженки, – рассказывает Александр Скокан, – этот район долгое время, фактически в течение всего XX века не застраивали, потому что по нему должен был пройти проспект, ведущий ко Дворцу Советов. Волхонка так же, как и Остоженка, оказалась в сфере влияния «больших строек»: вначале храма, затем дворца, затем опять храма – фактически, Остоженка оказывается одним крылом этого центра, Волхонка – другим. Для нас эти территории образуют взаимосвязанную группу, одна логично продолжает другую».
Выставка в Музее архитектуры, май 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Обложка буклета, изданного АБ. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Планшеты «Зодчества»-2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

В процессе исследования, которое предшествовало разработке собственно проектных предложений, стали очевидны основные проблемы района. Прежде всего – центральный район с огромным потенциалом, имеющий в своем активе важнейшие культурные и общественные объекты, недооценен и недостаточно привлекателен как для москвичей, так и для туристов. Во-первых, выяснилось, что градостроительный модуль всего района, система усадебный дворов, вполне сохранна, и обаяние старой Москвы внутри кварталов вполне ощутимо. Но «полевое исследование» – тщательный проход по району с GPS-трекером, – показал плохую проницаемость этой среды: если редкий гуляющий забредет в подворотню, ему придется выбираться тем же путем, описывая замысловатые петли, хорошо видные на треках. Большая часть дворов недоступны, а передвижение возможно только по крупным «артериям». Во-вторых, планы несостоявшихся великих строек нарушили целостность ткани исторического города, утрачена часть красных линий, образовались лакуны, просторные настолько, что даже не очень понятно, где у этой части города вход, а где выход. И наконец, Волхонка стала напряженной автомобильной трассой, она разрезает район на части, и в целом улицы отданы машинам, переходов мало, пешеходам некомфортно.

Работая над первой из перечисленных проблем – малой проницаемости внутренних пространств района, архитекторы тщательно пересчитали все потенциально доступные для прогулок усадебные дворы и скверы – их оказалось двадцать один, и предложили создать между ними новые пешеходные связи. Получилось два варианта: в одном добавлено четырнадцать связей, в другом пятнадцать – причем согласно математической теории графов, которую архитекторы применили анализа маршрута между дворами как дискретной системы, обнаружилось, что добавление всего лишь одной дополнительной связи, между двором усадьбы Голицыных и центром квартала между Большим и Малым Знаменскими переулками, значительно повышает все коэффициенты сразу, а следовательно, делает пешеходные прогулки намного более вариативными, а сам район – проницаемым и открытым, как и полагается музейному городку.
Объединенная карта маршрутов полевых исследований, фиксирующая фактическую проницаемость территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Мастер-план территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Система общественных пространств. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Графы Волхонки и матрицы смежности. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Аксонометрия площади Пречистенских ворот. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

На сеть дворов и скверов – мест тихого отдыха, наложен основной пешеходный маршрут, по улицам, который также стал более разветвленным, протянувшись от выхода из метро «Кропоткинская» по левой части Волхонки мимо ГМИИ к Староваганьковскому переулку, добравшись таким образом до Музея архитектуры. Ядром маршрута – своего рода воротами, ведущими в музейный квартал, архитекторы считают площадь Пречистенских ворот и фрагмент Волхонки, от метро к ГМИИ.

Для того, чтобы зрительно оформить пространство площади, вернуть ей масштаб, утраченный после сноса в 1972 году двухэтажного дома, стоявшего перед Красными палатами на «стрелке» между Пречистенской и Остоженкой, архитекторы предлагают занять место утраченного здания легким павильоном-крышей на тонких ногах, с некоторым количеством кафе, цветочных магазинов и крытой тропой от метро в сторону Остоженки (в начале девяностых «Остоженка» проектировала на этом месте, в рамках регенерации, торговый центр примерно того же размера, что и павильон). Памятник Энгельсу, сейчас одиноко стоящий посреди пустоватого сквера, остается в круглом вырезе перекрытий, как дерево. Под крышей павильона мог бы разместиться выход из строящейся станции метро «Волхонка» Калининской (желтой) линии.
Фрагмент: площадь Пречистенских ворот. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Павильон на стрелке между Остоженкой и Пречистенкой. Макет, 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Павильон на стрелке между Остоженкой и Пречистенкой. Макет, 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Кульминация пешеходного маршрута – бульвар, проложенный по тротуару левой стороны Волхонки, в сторону ГМИИ. Он повторяет контуры находящегося под землей на глубине каких-то пяти метров вестибюля станции «Кропоткинская», которая до 1958 года называлась «Дворец Советов» и даже рассматривалась как его парадный вестибюль: из станции планировался выход прямо в пространство храма победившего пролетариата. Рисунок мощения отражает контуры пятиконечных звезд, несомых колоннами станции, а в центре каждого пятиугольника, продолжая оси подземных колонн, на бульваре поставлен фонарный столб – станция таким образом «прорастает» вверх, ощутимо проявляя себя в надземном пространстве. В восточном торце она раскрывается буквально – новым выходом в виде овальной тумбы, обращенной к музею Частных коллекций. На эскизах видно, что солнечный свет мог бы проникать снаружи в подземный вестибюль, настолько он близок к поверхности.

Станция метро, торжественный павильон-арка, построенный Самуилом Кравцом в 1935 году, а также фрагмент субструкций Дворца Советов, сохранившийся под землей как часть выставочных залов нового храма и сквер вокруг бензоколонки кремлевского гаража, – архитекторы связали все эти воспоминания о грандиозных советских замыслах в один сюжет, назвав свой бульвар слегка иронично – «Светлый путь», и давая таким образом, в числе многого прочего, массу новых зацепок будущим экскурсоводам. И для размышлений – гуляющим.
Организация пешеходно-транспортного движения и благоустройство ул. Волхонки и прилегающей территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Станция «Кропоткинская» павильон над бензоколонкой ГОНа. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Концепция уличного освещения. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Новый выход из восточного торца «Кропоткинской» обращен к зданию музея коллекций, в двор которого авторы встраивают стеклянную призму нового атриума. Рядом, на углу Волхонки и Малого Знаменского возникает новый корпус ГМИИ, вполне современной архитектуры, но его объем опять же повторяет масштаб утраченного дома и восстанавливает красную линию Волхонки. От этого корпуса в сторону Бульварного кольца, по диагонали разрезая «Светлый путь», вдоль исторической красной линии тянется ряд парковых пергол, обозначающих масштаб исчезнувших старых зданий, напоминая о наслоении разных эпох, как минимум двух: советской и старой-усадебной (поэтому перголы), но на самом деле, конечно же, не двух, а многих. Все вместе складывается в несколько театрализованную, похожую на кулисы инсталляцию памяти трансформаций города: «вестибюль Дворца Советов» встречается с исчезнувшей линией старой улицы, продолженной фрагментом булыжной мостовой посреди транспортных потоков в центре площади и дальше – Энгельсом, фигура которого встроена в контуры дома, снесенного сорок лет назад для установки памятника. В этом пересечении, наслоении, вытягивании из места исторических смыслов, закладок и напоминаний – главный сюжет проекта.
Аксонометрия по западной части Волхонки. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Перголы, обозначающие историческую красную линию на «Светлом пути». Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Архитекторы предложили восстановить объем досоветской застройки ещё в двух местах: на Пречистенской набережной за галереей Глазунова и на месте сквера в начале Волхонки, тоже расчищенного к приезду Никсона. Для обоих случаев авторы проекта подсчитывают градостроительный потенциал, он оказывается сравнительно небольшим: 8700 м2 в одном случае и 5200 м2 в другом, так как относится только к регенерации – восстановлению лакун городской ткани. Все подсчеты вполне гипотетические и не выходят за рамки рекомендаций для корректировки регламента, который в данный момент запрещает любое строительство.
Таблица: градостроительный потенциал восстановления кварталов Волхонки. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

В дополнение к исследованиям транспортной ситуации, проведенным специалистами итальянского бюро MIC, которые на основе электронных расчетов предложили сузить проезжую часть Волхонки, снабдив ее разделительной полосой – всё это без уменьшения пропускной способности – архитекторы предложили возможные места дополнительных парковок машин и экскурсионных автобусов, и разработали более удобную схему пешеходных переходов на площади Пречистенских ворот, центр который с «музеем булыжника» становится пешеходным островком.

Помимо архитектурных вкраплений и градостроительных изысканий, книга, представляющая работу «Остоженки», снабжена дополнительными разделами – один из них называется «Архив Волхонка», в нем собраны сведения по истории района, на которые архитекторы опирались в работе, а также информация, которую авторы сочли интересной в качестве дополнения. «Уникальность Волхонки в том, что практически все важнейшие стилистические и градостроительные концепции оставили здесь свой след», – говорят авторы проекта, уделяя внимание не только хорошо известным, но и полузабытым вещам. Обнаруживается масса любопытного. К примеру, не все знают, что дом-коммуна Ивана Николаева построен на сводчатых подклетах церкви Ржевской Богоматери, в которых сейчас устроен ресторан. Узкие щелевидные окна книгохранилища библиотеки естественных наук практичны, потому что следуют ритму расстановки книжных стеллажей внутри. Курдонер деревянного дворца Екатерины II архитектора Казакова, был похож на последующие его же проекты кремлевского дворца, и все вместе – на римский форум. А конкурс на музей Ленина, где участвовали Леонид Павлов, Борис Мезенцев и другие знаменитости, позволил отточить монументальные замыслы для других, более поздних музеев вождя революции, в частности, для знаменитого музея в Горках. Музей планировалось построить справа от ГМИИ, за церковью Антипия, полностью разрушив весь квартал до Знаменки.
Дворец Советов. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Пречистенский дворец Екатерины II. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Ещё одно приложение – краткая история московского убранизма, у истоков которого в шестидесятые годы стояли Алексей Гутнов и возглавляемый им отдел Перспективных исследований НИ и ПИ Генплана, а также Андрей Боков и Александр Скокан, работавшие в семидесятые годы над проектами, посвященными благоустройству городского пространства и созданию пешеходных маршрутов – всему тому, чем сейчас так деятельно просвещаются московские власти и архитекторы. Они несколько отличаются от современного урбанизма: тогда меньше думали о транспортных проблемах и больше о сохранении и регенерации, о полузабытой московской истории. А также о проницаемости городских территорий, о пешеходных тропинках, которых в те социалистические времена, казалось бы, и так было немало – практически все дворы можно было пройти насквозь, это даже было своеобразным аттракционом: найти кратчайшие пути и больше вариантов маршрута. Урбанисты школы Гутнова предлагали комфортно обустроить эти тропы, заставить скамейками, засадить деревьями, нередко – закрыть стеклянными крышами пассажей. Наверное, одно из главных отличий школы Гутнова от современного урбанизма – ее несколько меньшая техничность и большее увлечение историей и культурой, попыткой сохранить остатки старой Москвы, напомнить об утраченном, прочертить старые линии, восстановить забытые связи, вырастить старый город из остатков и воспоминаний.
Реконструкция и развитие городских общественных и пешеходных пространств и пешеходных зон в Москве. История вопроса. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Градостроительное исследование, проведенное бюро «Остоженка» во главе с Александром Скоканом, одним из авторов проектов семидесятых годов – это, с одной стороны, набор идей, заказанных для книги и выставки, концептуальная проработка. Проект стоит несколько особняком, в стороне от конкурса на реконструкцию ГМИИ, хотя рассматривает ту же территорию, только шире, сосредотачиваясь на территориях, расположенных чуть дальше от Пушкинского музея и, так или иначе, предлагая свое видение района. Как известно, Александр Скокан вошел в состав жюри конкурса на реконструкцию ГМИИ, все проходило почти параллельно: выставка и презентация книги прошли в конце мая, результаты конкурса объявлены в конце июня.

С другой стороны, помимо сиюминутных задач у архитектурно-градостроительно-исследовательского проекта есть более чем амбициозная цель: находясь на уровне генерации идей, авторы попытались разработать универсальные принципы реконструкции исторических центров российских городов, объединив удачные стороны высоко-техничного, проверенного большим опытом европейского подхода – с более историчным, внимательным к месту методом исследования культуры города, дотошным прочтением места и написанием, до какой-то степени, его истории средствами урбанистики. Слишком противоречивая и многослойная структура у старых российских городов, слишком много «шрамов» на ней, и поэтому она требует большего внимания, – считают авторы. Недаром на последней странице буклета красуется совмещенная выкройка из журнала Burda – зримое отображение множества контуров, найденных и проявленных в городе, – следов памяти, делающих его пространство не только комфортным, но и осмысленным.
Последняя страница буклета. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Планшеты «Зодчества»-2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
***

Архитекторы подготовили издание своего проекта в виде отдельной брошюры, а в декабре показали его на стенде в рамках фестиваля «Зодчество». В январе планируется допечатать тираж книги, представляющей результаты архитектурно-градостроительного исследования.
 

30 Декабря 2014

Похожие статьи
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.