Архсовет Москвы–4

В среду, 24-го июля, архитектурный совет Москвы рассмотрел два проекта: деловой комплекс на Можайском шоссе и торговый центр на Ленинградском шоссе.

mainImg
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь
Россия, Москва, Ленинградское шоссе, д. 16А

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро UNK project, ЗАО «Даннет Крэйвен» и «АСП Архитектурно-инженерная компания».
Генеральный проектировщик: «Миран-Проект»
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов, при участии: Ч. Даннетт, Р. Катано, И. Хатипоглу, А. Архипов

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ООО «Тенгри Девелопмент», ЗАО «Гендирекция «Центр»
Девелопер: Capital Partners; генподрядчик: Esta Construction             
Проект административно-делового комплекса на Можайском шоссе
Россия, Москва, Можайское шоссе

Авторский коллектив:
ООО НПП «Градостроительство». А.Пономаренко, И.Махмутов

2006

ООО «Медстройинвест»
Проект административно-делового комплекса на Можайском шоссе
Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов

По словам А. Пономаренко из ООО НПП «Градостроительство», представлявшей проект совету, его высота ограничена 45 метрами, комплекс немнго сдвинут в глубину участка, отступая от красной линии, но при этом авторы решили его «как угловой» со скругленным стеклянным боком, который выглядыват из коробки основого объема. Транспортная схема предполагает строительство дублера вдоль Можайского шоссе для подъезда к комплексу и его подземному паркингу.
Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов

История проектирования комплекса на этом участке не то чтобы очень сложна, но хорошо известна в профессиональной среде. В 2006 году Алексей Бавыкин нарисовал этоздание в виде гигантской арки – мы писали об этом проекте дважды; проект участвовал в экспозиции павильона России на венецианской биеннале 2008 года. Затем его «нарочитая руинированность» не понравилась Юрию Лужкову, Юрию Росляку и Юрию Григорьеву (история трансформаций арки подробнее описана здесь). Наконец Алексей Бавыкин предложил еще одну версию, уже без арки, и летом 2009 года Юрий Лужков на общественном совете, по его собственным словам, «скрепя сердце», с проектом согласился. Напоминаем, как выглядели проекты 2006/8 и 2009 годов:
А.Пономаренко, ООО НПП «Градостроительство». Фотография Елены Петуховой
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант) © Мастерская архитектора Бавыкина

Впрочем на этом, как мы теперь видим, проектирование не закончилось, бюро Бавыкина впоследствии предложило еще один вариант, показанный сейчас архсовету:
Проект 2010 года, разработанный мастерской Алексея Бавыкина. Авторы - А.Бавыкин, М.Марек, Д.Чистов, А.Власенко. Главный конструктор проекта - К.Кабанов. Главный инженер проекта - Л.Слуцковская

В качестве основных архсовету были представлены несколько вариантов ООО НПП «Градостроительство» (таким образом мы можем довольно-таки наглядно наблюдать эволюцию вариантов):
Вариант, разработанный Алексеем Бавыкиным. Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Авторы - А.Бавыкин, М.Марек, Д.Чистов, А.Власенко. Главный конструктор проекта - К.Кабанов. Главный инженер проекта - Л.Слуцковская
Варианты ООО НПП «Градостроительство». Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов
Варианты ООО НПП «Градостроительство». Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов
Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов
Генплан. Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов
Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов
Ситуационный план. Административно-деловой комплекс на Можайском шоссе. Заказчик – ООО «Медстройинвест». Проектировщик – ООО НПП «Градостроительство». Авторы – А.Пономаренко, И.Махмутов

У членов совета показанное решение вызвало массу вопросов: подавляющее большинство посоветовало вернуться к версии, разработанной коллективом Алексея Бавыкина, – как более четкой и уверенной в градостроительном смысле. Григорий Ревзин назвал работу Бавыкина более «мастерской», а представленный проект, по мнению критика, хоть и не является примером «хамской архитектуры», но проблемы участка никак не решает. Андрей Гнездилов заметил, что вариант Бавыкина «очень правильно реагирует на контекст. Новая же версия промахивается и в крупном масштабе, и в деталях. Чем дольше и пристальнее его рассматриваешь, тем больше разочаровываешься: диагональный угловой выступ, оказывается, не является входом в здание и дезориентирует посетителей, ниша, устроенная в первых этажах, которая визуально воспринимается как пассаж для пешеходов, закрыта для города, да и дублер шоссе ничего проекту не дает, потому что выезд из паркинга направлен непосредственно на Можайку».
Владимир Плоткин. Фотография Елены Петуховой

Ханс Штимманн и Сергей Чобан рекомендовали расположить здание четко по красной линии, что помогло бы выправить профиль улицы, даже невзирая на огромную разницу по высоте с многоэтажными соседями. Сергей Чобан добавил, что градообразующим здесь выступает именно восточный фасад и акцент следовало сделать на нем, а решение зафиксировать угол, по его мнению, было крайне неудачным. Против углового решения высказался и Евгений Асс, заметивший, что предложенная диагональ ничем не обоснована, как и решение здания в целом в виде объема внутри другого объема. Смутило членов совета и отсутствие внятного градостроительного анализа, без которого обсуждение проекта вообще становится бессмысленным. Кроме того, в проекте крайне слабо решена общественная часть и благоустройство территории.
У микрофона: Ханс Штимманн. Фотография Елены Петуховой

Владимир Плоткин согласился с предложенными габаритами здания, но посоветовал перенести центральный вход в акцентированную авторами угловую часть. Общее мнение разделили и Алексей Воронцов с Николаем Шумаковым, которые также указали на недостаточное количество предусмотренных машиномест и неправильно организованный проезд-дублер, пересекающий пешеходное движение по тротуару. Николай Шумаков предложил авторам сделать дополнительный наземный паркинг.
У микрофона: Александр Кудрявцев. Фотография Елены Петуховой

Проект поддержал, пожалуй, только Александр Кудрявцев, назвав его вполне «корректным и эмоциональным». Однако неясность градостроительной ситуации тоже вызвала у него большие сомнения в правильности представленного предложения. В результате проект решено было отправить на доработку. Резюмируя выступления членов совета, Сергей Кузнецов также высказался за вариант предложенный Алексеем Бавыкиным и рекомендовал авторам детально проработать прилегающие территории, пересмотреть использование первых этажей, которые должны стать общественными, и подумать над качеством работы с материалом в целом.

Проект многофункционального торгового комплекса на Ленинградском шоссе
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project

Далее совету был показан проект многофункционального торгового комплекса на Ленинградском шоссе. Архитектурное бюро UNK project подключилось к данному проекту сравнительно недавно; предыдущие версии, разработанные ЗАО «Даннет Крэйвен» и «АСП Архитектурно-инженерная компания», советом утверждены не были.
Юлий Борисов, UNK project. Фотография Елены Петуховой

Юлий Борисов, один из авторов представленной концепции, рассказал, что их проект основан на детальном изучении градостроительной и архитектурной ситуации на Ленинградке, для которой характерны открытые первые этажи, вертикальные пилоны и горизонтальные членения. Кроме того, авторы учитывали предыдущий и не вполне удачный опыт проектирования на данном участке, когда к проспекту были обращены практически глухие фасады. Таким образом, появился почти полностью стеклянный фасад с неравномерным ритмом вертикальных ламелей из латуни. Также для отделки предполагается использовать натуральный камень и энергосберегающее стекло. Вершина здания обозначена карнизом, что тоже очень характерно для окружающей застройки. Высота комплекса находится в строгом соответствии с окружением, а расположение на участке обусловлено существующим вектором красной линии. В состав комплекса вошел также объем наземного паркинга, расположенный позади основного здания. Авторы предложили продлить пилонаду от комплекса в сторону паркинга, спрятав его и одновременно включив в общую композицию.

Одним из принципиальных решений стало предложение устроить сквозной проход длиной 463 м через комплекс. Его маршрут начинается от метро, вначале идет по пешеходному мосту над железнодорожными путями, и затем «врезается» в здание, где становится чем-то вроде внутреннего бульвара, пересекает большое атриумное пространство и далее ведет в торговый центр «Метрополис» (построенный по проекту Бориса Левянта в 2008 году, он вплотную примыкает к проектируемому зданию). Юлий Борисов заметил, что несмотря на одинаковые названия двух соседних торговых комплексов, владельцы у них разные, и перед авторами была поставлена задача выполнить свой проект в совершенно иной стилистике.

Чтобы защитить тротуар от паркующихся на нем машин, авторы предложили приподнять его на 30 см, замостить, а по кромке высадить деревья.
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Проект, 2013 © UNK project
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Макет. Проект, 2013 © UNK project
Заседание архсовета. Фотография Елены Петуховой
Обсуждение проекта торгового комплекса на Ленинградском шоссе. Фотография Елены Петуховой

В целом все члены совета согласились с представленным проектом. Некоторые разногласия возникли вокруг фасадов комплекса. Евгений Асс и Николай Шумаков посчитали, что настолько открытый, стеклянный фасад совершенно не подходит для типологии торгового центра. Однако другие участники обсуждения такое решение одобрили и признали его более чем уместным в данном контексте. Сергей Чобан отметил, что «авторы спроектировали не просто новомодный фасад, а образ, который не устареет через 10-15 лет, останется актуальным, а его структура и правильный ритм будут восприниматься довольно хорошо и спустя годы». При этом Сергей Чобан посоветовал авторам задуматься об используемых материалах, поскольку «трудно себе представить долговечный фасад из металла. Металл очень быстро деформируется, и его стоит заменить на архитектурный бетон, что несущественно удорожит проект».
Андрей Гнездилов. Фотография Елены Петуховой
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. Фасады. Проект, 2013 © UNK project

Для Евгения Асса и Михаила Посохина осталось непонятным, как проектируемое здание взаимодействует со своим соседом справа – стилистически они решены совершенно по-разному, да и внутренняя структура состыковки не ясна. Примыкание трубы пешеходного перехода, по мнению Асса, тоже выглядит случайным и в архитектуре самого здания никак не отражено. Александр Кудрявцев вообще высказал сомнение в рациональности размещения на рассматриваемом участке торгового центра – слишком мощного и притягивающего очень большие потоки машин. Однако Владимир Плоткин заметил, что торговый центр на этом месте уже существует, «авторы же, предложив пропустить сквозь него поток пешеходов из метро, придали ему городской характер. Существенный плюс проекта – это ориентация на пешехода. Единственное замечание по поводу расположения входа: трактовка угла предполагает, что вход должен быть именно там, а на деле его в угловой части не оказывается. Очень важно правильно ориентировать посетителей».
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь. План 1 этажа. Проект, 2013 © UNK project

Достоинство сквозного прохода отметили все члены архсовета, правда, рекомендовали сделать на нем больший акцент и четче проработать. Например, Михаила Посохина смутила его протяженность около полукилометра, а Григорий Ревзин заметил, что разумнее было бы сделать там траволатор: «Движение внутри пассажа – не очень продуманная часть проекта. А без него этот проект вообще не имеет никакого значения для города. В Гонконге, например, подобные пассажи – это основной способ движения по городу, и там они очень грамотно решены». Ханс Штимманн подчеркнул, что на рассмотрение совета представлен весьма позитивный пример размещения торгового центра в городе, а также в качестве плюсов отметил наличие витрин и отсутствие рекламы на фасадах.

Проект решено было одобрить с незначительными корректировками.
Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK https://unk.ltd/
Проект:
Многофункциональный торговый комплекс «Метрополис», вторая очередь
Россия, Москва, Ленинградское шоссе, д. 16А

Авторский коллектив:
Архитектурное бюро UNK project, ЗАО «Даннет Крэйвен» и «АСП Архитектурно-инженерная компания».
Генеральный проектировщик: «Миран-Проект»
Руководитель авторского коллектива: Юлий Борисов, при участии: Ч. Даннетт, Р. Катано, И. Хатипоглу, А. Архипов

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ООО «Тенгри Девелопмент», ЗАО «Гендирекция «Центр»
Девелопер: Capital Partners; генподрядчик: Esta Construction             
Проект административно-делового комплекса на Можайском шоссе
Россия, Москва, Можайское шоссе

Авторский коллектив:
ООО НПП «Градостроительство». А.Пономаренко, И.Махмутов

2006

ООО «Медстройинвест»

27 Июля 2013

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.