Кто обустроит Третьяковку

Объявлен состав участников закрытого конкурса на фасады нового корпуса Третьяковской галереи, выходящего на Кадашевскую набережную. Одновременно Сергей Кузнецов объявил о проведении открытого конкурса на ту же тему среди студентов МАрхИ (UPD: конкурс уже прошел).

mainImg
Речь о северной, выходящей в сторону Кадашевской набережной и Кремля частью «музейного квартала» Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Проект нового музейного корпуса был разработан «Моспроектом-4» в 2003-2007 годах. В декабре 2012 года тендер на строительство выиграла компания «Зарубежпроект» (см. об этом довольно ехидную, но подробную статью в Slon.ru), которая выступает сейчас в роли заказчика конкурса. Участники конкурса должны предложить новое решение фасадов; на работу отведено 2,5 месяца, т.е. предполагается, что результаты будут известны к середине августа. Здание должно быть построено к 2018 году, стоимость строительства несколько лет назад была определена объемом 4,7 млрд. рублей, деньги планируется выделить из госбюджета.

Участников конкурса – семь:
  • ТПО «Резерв»
  • АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры»
  • UNK project
  • АБ «Остоженка»
  • SPEECH
  • АБ «ТОТЕМЕНТ/ПЕЙПЕР»
  • А.В. Боков
Параллельно на ту же тему будет проведен открытый конкурс среди студентов МАрхИ. По словам Сергея Кузнецова, вероятно, что победители этого конкурса будут интегрированы в команду, работающую над проектом. (UPD: позднее выяснилось, что студенческий конкурс уже прошел. Вероятно, мы неправильно поняли то, что было сказано на брифинге. Приносим извинения тем, кто был введен в заблуждение по нашей вине. Полную видеозапись брифинга можно увидеть ниже.)

zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, 2003-2004, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Архитекторы А.В. Боков, Сержантов А.Г., Макарова О.В., Сержантова Н.М., Япринцева Н.В. Изображение с сайта: i-stroy.ru (вид со стороны Лаврушинского пер.). Вверху слева - изображение, распространенное пресс-службой музея в 2012 году, вид со стороны Кадашевской набережной.
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
Предпроектное предложение второй очереди Государственной Третьяковской галереи, ГУП МНИИП «Моспроект-4». Источник - slon.ru, 2012
zooming
А.В. Щусев. Проект расширения галереи в два раза с выводом нового фасада на Кадашевскую набережную для размещения советского искусства (1944). Изображение из буклета размещенного на сайте ГТГ tretyakovgallery.ru

Вчера автор существующего проекта, глава «Моспроекта-4» Андрей Боков, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор ГТГ Ирина Лебедева провели пресс-брифинг, на котором рассказали о своем видении проводимого конкурса. Здесь можно увидеть видеозапись брифинга: 




По словам Ирины Лебедевой, перед участниками поставлена очень сложная задача – предложить новое, встроившись в существующий (и получивший все согласования) проект, реализация которого уже начата: «сделана стена в грунте, опоясывающая всю стройплощадку», см. трансляцию с веб-камеры с видом на стройплощадку. Галерея, по образному выражению директора, начавшись с собственного дома Третьякова, «развивалась как росток», обрастая флигелями (историю роста можно изучить по брошюре на сайте музея и наглядному flash-ролику там же).
В новом здании разместяся фондохранилище, мастерские, зал графики и другие выставочные залы, а также помещения, необходимые для культурно-просветительской деятельности музея. К новому зданию и его частям, – говорит директор ГТГ, – предъявляется множество требований, например, мастерским живописи нужно много света и большие окна, а мастерским, работающим с графикой – маленькие окна, выходящие на север. Поэтому объем корпуса, по словам Ирины Лебедевой, получился крупным и монолитным. Перед архитекторами, как считает директор, стоит задача визуально расчленить этот объем, чтобы он не подавил остальные здания музейного квартала.

Отвечая на вопрос о том, что именно не устраивало дирекцию в корректируемом проекте Ирина Лебедева сказала, что, во-первых, в его разработке активное участие принимали представители тогдашних городских властей, прежде всего мэр Юрий Лужков, который был председателем попечительского совета музея. В частности, поэтому проект получился «морально устаревшим»: если Инженерный корпус 1980-х был «более стилизованным, то здесь мы делаем опять почти прямую цитату старого корпуса». Кроме того, предыдущий проект предполагал ярусность, что неудобно музею с точки зрения функции.

Из рассказа Ирины Лебедевой также стали известны некоторые детали, например, что в задании на проектирование корпусов, построенных в 1985–1995 было, в числе прочего, определена одновременно необходимость встроить новые корпуса в ансамбль существующих зданий – и акцентировать их отличия. Иными словами, новые корпуса должны были быть похожи и не похожи одновременно, например, в задании было записано, что цвет их стен должен отличаться от исторических фасадов. В это время проектом занимался уже «Моспроект-4», который работает над расширением ГТГ уже около 30 лет, – дополнил слова директора музея Андрей Боков: «финнов пригласили и они сделали кубик в сборном железобетоне, потому что другое тогда не разрешалось. Потом они сделали Инженерный корпус. Следующим этапом была реконструкция щусевского корпуса, внешне почти не проявленная, но весьма серьезная. А над проектом корпуса, выходящего на Кадашевскую набережную, работал еще Щусев до войны».

Ирина Лебедева назвала проводимый сейчас конкурс «блиц-конкурсом идей», Андрей Боков определил его как экспертизу, а участников назвал экспертами: «… сам факт участия в этой экспертизе должен стать серьезным фактом в биографии каждого из вас» – сказал Андрей Боков, обращаясь к участникам конкурса. Он пообещал «крайне уважительное отношение ко всем тем предложениям, которые будут сделаны. Но главной целью будет не просто высказаться, но получить еще и результат. С одной стороны, нам интересно высказать свое представление о правильной архитектуре. С другой стороны нам надо решить конкретную задачу. И решая эту задачу, я думаю, мы должны воспользоваться инструментами нам понятными и известными. Если в конкурсе будет один победитель, один лидер, «…» тогда на основании этого предложения плюс той базы, которую я вам покажу, будет выстроено задание на корректировку решения фасадов. Оно будет подписано главным архитектором, галереей и заказчиком, несущим всю полноту ответственности за бюджет и сроки. «…» Затем мы вместе с финалистом или финалистами делаем стадию проекта. Мы показываем ее главному архитектору, галерее, она идет в экпертизу и дальше мы сами делаем фасадную систему или заказываем исполнителю. Будет четыре финалиста – прекрасно. Я буду только приветствовать большое число продуктивных, качественных, впечатляющих идей и образов. Будет один – ну что же, может быть, тогда проще будет все это. Еще раз: буду очень благодарен каждому из вас за честное, откровенное высказывание по теме».

Сергей Кузнецов назвал конкурс «довольно быстрым с целью выявления идеи, которая может быть интегрирована в существующий практически готовый проект», а его задачу определил как сложную и ответственную (фасад выходит на Кремль).

В ответ на вопрос журналиста о том, почему выбрана форма закрытого конкурса Сергей Кузнецов определил данный конкурс как «скорее полузакрытый»: «Мы подбирали участников методом сторонних консультаций и опроса довольно большого количества команд. Задача совершенно не типовая, надо сказать, что не все согласились участвовать. Был сделан выбор из тех архитекторов, с которыми нам удалось достичь взаимопонимания и мотивации, потому что люди должны быть заинтересованы в задаче. Мы не стремились никого уговаривать. Согласились те, кому эта задача действительно интересна. Хотя безусловно я соглашусь, что конкурс с открытой фазой это самое интересное и продуктивное из того, что может быть, но надо сказать, что фактор времени не позволил нам развернуться. То, что это не новый проект, а корректировка, накладывает свои нюансы, плюс сроки. Мне кажется что в такой сложной ситуации это оптимальный вариант поиска решений», – заключил Сергей Кузнецов.

Определять победителя конкурса будет попечительский совет и директор ГТГ, архитектурный совет, по словам Сергея Кузнецова, предложит свою помощь, форма которой будет определена в ближайшее время: «либо это будет финальное мнение, либо составление рейтинга проектов, либо заседание архсовета, на котором будут рассмотрены проекты».

31 Мая 2013

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.