«Второй Манеж Москве не нужен»

Руководитель общественной экспертизы проектов развития Зарядья Марк Гурари – о конкурсе и его наиболее приемлемых проектах.

mainImg
Выставку проектов первого этапа открытого конкурса на концепцию развития Зарядья продлили до 20 апреля. После того, как выставка завершится, Экспертная группа примет решение о результатах конкурса, вероятно, основываясь на итогах народного голосования, проведенного на выставке и в интернете.

Однако в конце марта Совет по градостроительному развитию Москвы СМА провел еще одну, общественную экспертизу – обсуждение представленных проектов прямо на выставке, с участием нескольких архитекторов, членов ЭКОС и посетителей выставки. Руководителем и организатором этой общественной экспертизы стал Марк Гурари – заместитель председателя Совета по градостроительному развитию СМА и член президиума ЭКОСа. Результаты обсуждения он передал Экспертной группе; не исключено, что мнение общественной экспертизы также будет учтено при принятии решения. Во всяком случае, звучит оно вполне определенно: обширное строительство в Зарядье, в том числе и подземное, следует исключить.

Мы задали Марку Гурари несколько вопросов и узнали, что думают участники обсуждения о судьбе Зарядья и о перспективах конкурса.

Архи.ру: Итак, Вы считаете, что результаты конкурса на концепцию парка в Зарядье небезнадежны? Многие уже поставили на этом конкурсе жирный «крест».

Марк Гурари:
Да, сейчас в СМИ распространяется мнение, что поданные на конкурс проекты парка в Зарядье профессионально не состоятельны, программу надо писать заново и толку от конкурса никакого. Мне было поручено выполнить общественную экспертизу этих проектов силами Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, и провести на выставке общественное обсуждение (оно состоялось 29 марта – Архи.ру). В нем участвовали как эксперты, историки, искусствоведы и архитекторы, так и непрофессионалы – посетители выставки. Результаты экспертизы и обсуждения не позволяют согласиться со скептиками и пессимистами.

Конечно, есть проекты, которые ни в коем случае нельзя воплощать: многоступенчатые башни до 120 м высотой, гигантские «яйца на мешковине» (терминология самих авторов) с залом и многоэтажным кафе внутри, 170-метровая татлинская башня III Интернационала, такая же жесткая и механистичная, как и сама идея этого интернационала. Если для оценки остальных проектов мы руководствовались врачебным девизом – «не навреди», то здесь уже пришлось сказать библейское «не убий», ведь рядом Кремль, храм Василия Блаженного и главная площадь страны. Такие проекты устарели, они из эпохи архитектурного вандализма, которая должна окончательно сойти на нет, иначе мы Москву потеряем. Увы, эти «убийственные» работы отнюдь не дилетантские, они весьма профессионально прорисованы. Но работа в исторической среде требует не только архитектурного мастерства, но и чувства уместности предлагаемого решения.

Однако проектов «убийственных» – всего 18-20 из 118-ти, остальные подходят к решению парка более деликатно. Так что конкурс дал нужный результат: обозначил пути, по которым двигаться дальше, и наоборот, те решения, которые ни в коем случае не годятся. А увлечение показом в СМИ курьезных проектов, которые, кстати, неизбежны на открытых конкурсах, с полным отрицанием какого-то позитива, опасно – как бы оно не закончилось конкурсом заказным, да с участием знатных иностранцев, шедевры которых неоднократно навязываются Москве – и близ новой Третьяковки, и у Музея им. Пушкина, и в других заметных местах столицы. Вот когда «курьезы» нынешнего конкурса покажутся цветочками!

Архи.ру: И каково же позитивное решение? Какие проекты экспертов и общественность признали наиболее приемлемыми?

Марк Гурари:
Наиболее рациональными экспертиза считает проекты простого участка для рекреации в насыщенной туристско-деловой зоне, пейзажного парка, соответствующего масштабу места, с однородной полицентрической композицией, близкой к исторической. Давайте последовательно двигаться к ответу на простое и разумное предложение власти – устроить парк в перегруженном центре Москвы, среди царства бетона и асфальта. Москве рядом с Кремлем Манеж номер два не нужен.

Архи.ру:  Это значит просто парк, без построек – даже подземных?

Марк Гурари:
Эксперты и общественность пришли к выводу, что размещение в парке концертного зала на 3,5 тысячи мест, торговли и ресторанов усложнит транспортную обстановку района, где и сейчас, при совершенно пустой, незастроенной площадке – перегрузка магистралей и беспрерывные пробки.  

Среди проектировщиков-объемщиков, не связанных с градостроительством, сохраняется заблуждение, что крупный объект, упрятанный под землю, никак не воздействует на характер участка и окружения. Надо просто на минуту представить обстановку, когда 3,5 тысячи человек выберутся  на поверхность по окончании концерта.

Отметим кстати, что вместительных, современно оборудованных  концертных залов не хватает в периферийных округах Москвы – а это фактически огромные города с миллионным населением. Давно нужно было подыскать им места в срединной зоне города, рядом со станциями метро. Когда же отвыкнем от губительной привычки: буквально все в стране стараться подвинуть поближе к уже перегруженной Московской области, в области – к Москве, а в самой Москве – обязательно к стенам Кремля!

Любопытно, что раньше в раздувании объемов новых объектов все винили инвесторов, твердо помнивших, что земля в центре дороже золота. Но оказалось, что при полной свободе, предоставленной архитекторам (ведь устройство зала, автостоянок и пр. по программе не было обязательным), привычка «запихнуть» в объект как можно больше держится крепко. В центре таких мировых столиц, как Вена, Лондон, Вашингтон – обширные парки, и никому в голову не приходит застроить их насыщенными, раздутыми объектами. Видно, детская болезнь эпохи реформ не обошла и наше архитектурное сословие. Упрощенное, лобовое понимание экономических законов на уровне, так сказать, младшего бухгалтера – и профессиональные проколы в результате. Поголовно болеем, снизу доверху.

Архи.ру: Но эксперты все же считают возможным какое-то, возможно очень небольшое, строительство в Зарядье, или нет?

Марк Гурари:
Из новоделов экспертиза одобрила только предложения по воссозданию храмов и как вариант – Китайгородской стены вдоль набережной. Она прикроет посетителей парка от шумов и выхлопов автомобильных потоков. К тому же композиционное взаимодействие с протяженной стеной Кремля способствует воссозданию цельности, крупного масштаба речного фасада. В проектах с восстановлением стены (171076, 151425, 224668; с проектами можно ознакомиться на сайте Москомархитектуры) или устройства ее замены (проект 491828) предлагается организовать на ней прогулки и обзор местности. На последующих этапах нужно представить развертку речного фасада исторического центра от Храма Христа Спасителя  до высотного здания на Котельнической набережной. Правомерны  также организация видов на Кремль и на реку, устройство под трассой, проходящей по набережной, выхода ближе к уровню воды для  причала.

Многие конкурсные проекты содержат реальные предложения по использованию исторической тематики. Это воссоздание старых улиц в виде планировочной схемы парковых дорог, контуров или объемов домов средствами озеленения или благоустройства (проекты 151425, 224668, 260351, 290684, 125731 и др.); макеты  древней Москвы (проект 224668), старого Зарядья, всей России (проект 300940); скульптуры на исторические темы (проекты 040134, 040318); создание  ландшафтных участков, типичных для России (проект 041978); виртуальные картины Москвы с помощью лазерного шоу (проект 041978 и предложение Н. Григорьевой), воссоздание отдельных храмов, организация показа археологических находок и видов на Кремль и Москва-реку. Такие решения способствуют развитию просветительно-патриотической функции нового парка. Но предложения по установке скульптур не должны способствовать  превалированию парка над главными  историческими доминантами центра. Лично я не считаю удачным и предложение по устройству дискуссионного уголка Гайд-парка на столь небольшом по площади зеленом участке, он привлечет  излишнюю массу посетителей.

Своеобразное решение зеленого квартала-парка представлено в проекте 072254, отличающемся высокопрофессиональной прорисовкой плана, хотя сама архитектура павильонов пока чересчур стерильная. Разумеется, из всех этих проектов необходимо убрать подземную часть.

Архи.ру: А что еще, помимо обширного строительства в Зарядье, эксперты сочли неприемлемым?

Марк Гурари:
Экспертиза считает не соответствующими характеру и масштабу местности проекты с резко прорисованной механической квадратной сеткой дорог, или с мощной диагональной эспланадой от Воспитательного дома к Храму Василия Блаженного (проекты 100001, 060757), излишнее центрирование планировки, допускающее соперничество с архитектурой памятников и пространством  Красной площади. К сожалению, есть немало профессионально проработанных композиций, где  чрезмерно выделены центр или главная ось, что диссонирует с композиционным строем и масштабом окружающей застройки, с исторически сложившимся ландшафтом местности (проекты 150155, 164102, 194653, 180602, и др.). Не соответствуют условиям места также предложения коренного преобразования рельефа, устройство громадных холмов, скал, резко меняющих привычный московский ландшафт, возведение излишне массивных объемов зданий. Близость даже одного шедевра мировой архитектуры – храма Василия Блаженного постоянно напоминает: «не навреди!» Дальнейшее развитие проектов такого направления вызовет негативную реакцию в обществе, новые противостояния защитников  исторической Москвы и проектировщиков, в конечном счете – дискредитацию изначального предложения власти.

Архи.ру: Итак, как Вы оцениваете первый этап конкурса в целом?  

Марк Гурари:
Для первой стадии конкурса, да при таких сроках, уровень их проектной и ландшафтной проработки вполне достаточен, позволю себе не согласиться со скептическими высказываниями, поскольку более десятка лет отдал ландшафтному проектированию парковых зон в различных российских городах и более двадцати – экспертизе проектных решений объектов в исторической застройке Москвы. 

Хочу отметить мужество всех без исключения авторов, выполнивших полный объем требуемых по конкурсу работ без достаточной  исходной информации и, главное, – без какой-либо надежды на премию. Это нелегкий и небыстрый труд, настоящая гражданская активность, потвержденная реальным делом. Порадовало и живое участие посетителей выставки в обсуждении проектов.

По результатам конкурса уже сейчас можно предпринять ряд действий для первоочередного проектирования и обустройства парка, и одновременно продолжить конкурсные поиски особо интересных идей, оригинальных малых форм, скамеек, фонарей, благоустройства.
***

Ниже – несколько цитат из протокола общественного обсуждения проектов Зарядья (напомним, оно состоялось 29 марта на выставке в доме на Брестской).

«Зоя Харитонова, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, поддержала заключение экспертизы, но порекомендовала усилить  элемент торжественности в композиции парка, приводя аналогию с Петергофом. Ни концертный зал, ни магазины и рестораны здесь  не нужны, обширное зеленое пространство с выходом к воде, возможно скульптуры исторической тематики, например, памятник Столыпину и общая тема парка – сквер Столыпина. А вместо стены – обстроить Москворецкий мост лавками, как во Флоренции мост Риальто».

«В. Кочаков, посетитель выставки, поддержал отказ от строительства большого концертного зала. Он предложил учесть потребности разновозрастных групп и обеспечить всепогодность посещений. Парк должен иметь пейзажный характер, с выходом к воде, к пристани.»

«Архитектор Вячеслав Авдеенко отметил, что  место парка отвергает крупные постройки, они здесь не смотрятся. Восстановление старой плотной застройки тоже не нужно. А вот воссоздание Китайгородской стены в историческом или современном условном виде (проект 491828) необходимо для цельности композиции берега, без нее получится провал.»

«Архитектор Аида Мелихова, представитель общества «Старая Москва», поддержала идею воссоздания стены вдоль набережной, это объединит фасад  Зарядья с фасадом Кремля, усилит масштаб исторического центра при восприятии с реки. В композиции парка, сохраняющего старую планировку, нужно показывать контуры фундаментов несохранившихся зданий.»

«Г. Архипова, посетительница выставки, рассказала, что первоначально она была против воссоздания стены вдоль набережной, но увидев красивые развертки речного фасада с Китайгородской стеной вдоль набережной (проект 151425) и прослушав сообщение экспертизы, передумала. Она убедилась, что стена создает единение с Кремлем со стороны реки, помогает изолироваться от шума и выхлопов трассы. Прогулки по стене обеспечат возможность любования  всеми памятниками и рекой. Г.Архипова высказала интересное соображение в пользу воссоздания храмов, в таком количестве вроде бы здесь не нужных: «Известно про Москву, что в ней сорок сороков. И если в этом парке воссоздать все храмы, то получится убедительный образ многоглавой исторической Москвы.»

«Алексей Клименко, член Совета (по градостроительному развитию Москвы СМА), член президиума ЭКОС, решительно против не только строительства зала, но и воссоздания любых новоделов, включая стену и храмы. Он указал на низкое качество воссоздания той же Китайгородской стены со стороны Театральной площади. Далее он высказался против какой-либо героической темы парка. «Лучше устроить танцевальную поляну для среднего и старшего возраста, а в подземной части молодежные клубы, чтобы на утро, натанцевавшись, молодежь выходила любоваться рассветом над рекой».
Марк Гурари
Обсуждение проектов 29 марта на выставке. Фотография А. Шевченко (журнал «Территория и планирование»)
Проект 151425
Проект 224668
Проект 072254 («Московский парковый комплекс »Старый город")

11 Апреля 2012

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Зарядное устройство
9 сентября в день 870-летия Москвы состоялось открытие парка «Зарядье», построенного по проекту архитекторов Diller Scofidio + Renfro около Кремля.
Чарльз Ренфро: «Мы хотели создать парк, где одновременно...
Архитекторы Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, которые совместно с Citymakers входят в консорциум по разработке архитектурной и ландшафтной концепции парка «Зарядье», рассказали Архи.ру о создании, трансформации и реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Парк истории Зарядья
Вера Бутко и Антон Надточий, участники консорциума MVRDV, рассказывают о проекте, который занял третье место в конкурсе на парк «Зарядье»: о своих впечатлениях от совместной работы с Вини Маасом, а также о том, каким был его первоначальный замысел.
Парк и его производные
26 марта в архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» открылась выставка проектов нового общественного пространства в Зарядье. Всего в экспозиции представлено 118 работ, принятых к рассмотрению в рамках проведения конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на месте бывшей гостиницы «Россия».
Зарядье: парк, концертный зал, реконструкция?
Предлагаем Вашему вниманию рассказ об обсуждении судьбы московского Зарядья, которое состоялось на «Стрелке» 14 февраля. Три автора по просьбе редакции Архи.ру послушали и записали мнения экспертов, участвовавших в обсуждении.
Пресса: Торговый молл имперского масштаба в центре Москвы...
Критичная статья обозревателя NY Times Николая Урусова о проекте Фостера для Зарядья. Автор считает этот проект далеко не лучшей из фостеровских работ и вспоминает, в перспективе 2007, добрым словом свежесть и прямоту архитектурных форм старой "России" 1970-х.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.