30.04.2014

«Пантеон» из QR-кодов поработает для «Зарядья»

Мы рассмотрели новый павильон и побеседовали с Сергеем Кузнецовым, автором идеи его воспроизведения на новом месте и в новом качестве.

информация:

Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение

Вчера состоялось открытие информационного павильона, посвященного проекту парка «Зарядье». Решение вполне логичное: рядом с Васильевским спуском теперь появился если не фрагмент будущего парка, то, во всяком случае, его представитель. Между тем новый павильон – не какой-нибудь стандартный информкиоск: усилиями архитекторов бюро SPEECH здесь восстановлена копия центральной части интерьера павильона России на венецианской биеннале 2012 года.

Венецианский павильон 2012 года, вызвавший бурное обсуждение и разнообразные отклики, но замеченный абсолютно всеми (к слову, он получил special mention от венецианской биеннале), представлял собой удивительный гибрид классической архитектурной темы и современных технологий: в его центральной части из светящихся металлических квадратов в QR-кодами был сложен совершеннейший Пантеон. Сказать точнее, геометрически обобщенный образ Пантеона, очищенный от колонн и эдикул εἶδος римского шедевра.

Вот эту-то купольную сердцевину венецианской экспозиции сейчас удалось воспроизвести (точно, в масштабе один к одному) в Зарядье, наполнив ее QR-коды новым содержанием: в 2012 Венеции показывали проекты иннограда Сколково, сейчас четырнадцать разделов посвящены конкурсным проектам парка Зарядье и истории района, а одна, пятнадцатая, рассказывает о воссозданном павильоне и его авторах. Воспроизведенный павильон, таким образом, тоже, и совершенно справедливо, стал частью экспозиции.
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение

Все так и выглядит – снаружи цифровой «Пантеон», как ценный экспонат, окружен ступенчатым стеклянно-металлическим чехлом, немного похожим на купол Рейхстага, – современной полупрозрачной конструкцией, поддержанной изнутри мощными металлическими ребрами.
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение

Внешняя оболочка значительно отступает от стен внутреннего, «венецианского» зала, – получается просторный круговой обход, который служит вторым выставочным залом (такого в Венеции не было). На внутренних стенах вкратце, в картинках рассказана история Зарядья, на внешнюю же стену наклеена полупрозрачная пленка, изображающая парк, спроектированный командой Diller&Scofidio. Подсвеченная  солнечным светом картинка выглядит почти как живая (особенно если смотреть из самого центра, через одну из трех дверей) – и вступает в точно просчитанную игру с реальным окружением: над изображением храма Василия Блаженного, через полосу стекла видны купола и башни настоящего собора, нарисованные деревья продолжаются ветками живых, на дальнем плане – некоторую сюрреалистичность сопоставлению придает тот факт, что половина нарисованного парка зимняя, половина летняя, а снаружи весна. В павильон стоит зайти хотя бы для того, чтобы прочувствовать эту игру смыслов, наложенных друг на друга наподобие кожуры лука. Снаружи, к слову, игра отражений продолжается: блестящее окружение этому способствует, и стеклянные грани отражают то собор, то церковь Варвары, то башню, то фотографию.
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Иванова
Информационный павильон парка «Зарядье». Фото Ильи Ивановаоткрыть большое изображение

Перед павильоном разбит небольшой сквер с клумбами и скамейками, поддерживающий эффект «начавшегося парка» присутствует вполне.

Павильон запланирован как временное сооружение, но на его открытии Сергей Кузнецов выразил надежду на то, что, возможно, его архитектура впишется в будущий парк и останется в нем. Мы задали Сергею Кузнецову, автору идеи восстановления венецианского павильона в рамках «Зарядья», несколько вопросов.
***
Сергей Кузнецов,
главный архитектор Москвы:
Сергей Кузнецов на открытии павильона в Зарядье. Фотография Ю.Тарабариной
Сергей Кузнецов на открытии павильона в Зарядье. Фотография Ю.Тарабаринойоткрыть большое изображение

– Как родилась идея воспроизведения венецианского павильона 2012 года? Почему именно здесь и сейчас?

– Идея пришла мне в голову, когда я в 2013 году, празднуя свой день рождения в Венеции (я вообще стараюсь на день рождения оказаться в Венеции) рисовал купола Сан-Марко. Они очень выразительны; тогда я подумал, что такая форма будет хорошо читаться в Зарядье. У купола есть хорошая особенность: он не спорит с окружением. По отношению к внешнему пространству купол универсален, а внутри драматичен… Я продолжил работать с этой идеей и вскоре пришел к выводу, что если поместить один купол внутрь другого, как это сделал Брунеллески в Санта-Мария дель Фиоре, получится интересно. От идеи до реализации прошло примерно полгода.

Над первым павильоном 2012 года, как известно, работала относительно большая команда, я был лишь ее частью: сокуратором и соавтором венецианского павильона. Тогда идейным вдохновителем был Сергей Чобан; Григорий Ревзин, Константин Чернозатонский – там участвовали многие люди, которым надо сказать спасибо за то, что это пространство вообще родилось.

Ну а воспроизвести павильон именно здесь предложил я, так как на данном этапе являюсь ответственным за реализацию парка «Зарядье».

– Не будет ли классичная идея купола противоречить модернистскому замыслу парка от Дилер&Скорфидио?

– Мне кажется, этот купол – абсолютно современное произведение. Я считаю, что современная архитектура в ее лучших образцах несет на себе след классики.

– Не смущает ли Вас, как соавтора первого павильона, сам факт повторения, клонирования павильона?


– Мы всячески подчеркиваем историю проекта и преемственность с павильоном 2012 года. Один из пятнадцати информационных разделов здесь посвящен венецианскому павильону. Я бы даже сказал, что мы делаем из истории успеха российского павильона на биеннале историю успеха парка «Зарядье». По-моему правильно, когда история накапливается слоями – как в Риме.

В принципе я оцениваю воспроизведение венецианского павильона как его перенос из Венеции в Москву. В противном случае он сохранился бы только на фотографиях и в литературе, но увидеть его воочию было бы нельзя. Его можно поставить  один ряд с Монреальским павильоном, «Рабочим и колхозницей»… Теперь вот – мы воссоздали венецианский павильон 2012 года.

– Как Вы, соавтор павильона и автор идеи его воспроизведения, отнеслись бы к его последующим копиям? Одна, сделанная сейчас, реплика предполагает дальнейшие воспроизведения или нет?

– В теории можно поставить еще одного «Рабочего и колхозницу» рядом с уже существующей скульптурой, и штамповать их дальше, чего впрочем никто не делает, потому что это бессмысленно. Здесь то же самое. Для меня это штучное воспроизведение вполне определенного произведения. Произведения, которое вполне можно назвать оригинальным, потому что все авторы здравствуют, они участвовали в его воссоздании. Мы можем где-то, если понадобится, по-другому использовать QR-коды, но сам купол – уникальное художественное произведение, оно не может быть повторено. Просто какое-то время оно находилось в другой стране, а теперь будет стоять у нас.

***
Справка:
Международный конкурс на разработку ландшафтно-архитектурной концепции парка «Зарядье» завершился в ноябре 2013 года. Победителем конкурса стал консорциум во главе с компанией Diller Scofidio + Renfro (США), в состав которого также вошли ландшафтные архитекторы Нargreaves Associates (США) и российские урбанисты Citymakers (Россия–Дания).

Информационный павильон, в котором можно как узнать подробности о проекте парка «Зарядье», так и воочию увидеть часть главную интерьера венецианского павильона 2012 года, открыт по будням с 11:00 до 20:00, по выходным с 10:00 до 19:00.

 

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

статьи на эту тему:

все тексты темы

статьи на эту тему:

все тексты темы

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Сергей  Курдюков
  • Алексей Бавыкин
  • Илья Уткин
  • Андрей Романов
  • Павел Андреев
  • Владимир Биндеман
  • Алексей Горяинов
  • Андрей Гнездилов
  • Александр Скокан
  • Андрей Асадов
  • Никита Явейн
  • Юрий Виссарионов
  • Николай Миловидов
  • Арсений Леонович
  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Константин Ходнев
  • Александр Асадов
  • Полина Воеводина
  • Сергей Чобан
  • Олег Шапиро
  • Сергей  Орешкин
  • Борис Левянт
  • Левон Айрапетов
  • Валерий Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Зураб Басария
  • Михаил Крымов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Алексей Иванов
  • Сергей  Цыцин
  • Сергей Эстрин
  • Наталья Сидорова
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Юлий Борисов
  • Антон Надточий
  • Екатерина Кузнецова
  • Алексей Гинзбург
  • Игорь Шварцман
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Александр Попов
  • Вера Бутко
  • Сергей Скуратов
  • Всеволод Медведев
  • Юлия Тряскина
  • Никита Токарев
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков
  • Даниил Лоренц
  • Евгений Герасимов
  • Сергей Труханов
  • Карен  Сапричян
  • Сергей Кузнецов
  • Михаил Канунников
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Онищенко
  • Борис Стучебрюков
  • Алексей Перцухов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Даниил Макаров)
  • Проект русского культурного центра в Рейкьявике (Александр Солдатов)
  • Проект русского культурного центра в Рейкьявике. Предэскиз
  • Съедобный сад
  • Отель Hipark Hotel Paris la Villette
  • Реконструкция спортивно-оздоровительного комплекса с отелем Golden Tulip в Подмосковье
  • Архитектурная концепция станции метро «Нижние Мневники»
  • Концепция реконструкции спортивно-оздоровительного комплекса «PRO-Здоровье»
  • Павильон Атомной энергии на ВДНХ. Конкурсная концепция

Технологии:

18.08.2016

Скандинавская геометрия


АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
08.08.2016

Клинкерный изгиб

Новая ратуша в голландском городе Верт получила фасады из клинкера Hagemeister разработанной специально для нее проектной сортировки.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
07.08.2016

ФИРМА «КИРИЛЛ»: 20 ЛЕТ НА ПЕРЕДОВОЙ


ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
03.08.2016

Расширяя границы

С помощью профильной системы ALUTECH ALT SL160 создаются подъемно-раздвижные окна и двери, позволяющие визуально стереть границу между помещением и прилегающей территорией.
АЛЮТЕХ
другие статьи