«Мы не имели права менять масштаб и нарушать сложившиеся формальные отношения между элементами застройки, - рассказывает один из руководителей бюро Фернанду Сеара ди Са (Fernando Seara de Sá). – Именно поэтому было принято решение создать прочные пространственные связи между зданием и территорией площади, между структурой и окружающей средой».
Надземная часть комплекса представляет собой нелинейную композицию из нескольких установленных друг на друга прямоугольных двухуровневых объемов. Тут размещается большая часть экспозиции, включающей работы известного художника и скульптора Жозе ди Гимарайнша, уроженца этого города (р. в 1939). Подземная часть также насчитывает два этажа и занимает пространство под площадью. Здесь находятся художественные галереи, зал для проведения массовых мероприятий, творческие мастерские, административные помещения и автомобильная парковка.
Архитекторы использовали несколько занятных декоративных приемов. К примеру, нижняя часть у всех консольных объемов покрыта зеркальным стеклом, а отливающие золотом фасады состоят из массы установленных вертикально медных труб прямоугольного сечения. «Фасады набраны разными материалами с несхожей текстурой, - говорит Сеара де Са. – Это вносит разнообразие во внешний облик объекта. Сочетание прозрачных и золотистых плоскостей поддерживает игру замкнутых и разомкнутых, то есть снабженных структурными вырезами объемов». Внутреннее пространство контрастирует с внешним обликом здания. Интерьер центра стерильный, монохромный, он символизирует не тронутую грифелем бумагу.
Похоже, стремление позолотить фасады превращается в своеобразный архитектурный тренд. В течение года дизайнерские СМИ сообщали как минимум о двух объектах, имеющих похожую отделку: это «Башня любви» в британском Блэкпуле (бюро De Rijke Marsh Morgan Architects) и здание эпохи Тюдоров – Мэйдстоунский музей, реконструированное бюро Hugh Broughton Architects.
В завершение можно отметить такое положительное качество португальского проекта, как комплексный подход: архитекторы спроектировали мобильную городскую уличную мебель для обновленной площади. У нас, например, зачастую забывают о таких вещах.
Андрей Чирков