Метод обнимания

TreeHugger, небольшой павильон информационного туристического центра по проекту бюро MoDusArchitects, вступая в диалог с архитектурным и природным окружением, сам становится новой достопримечательностью городка в Южном Тироле.

author pht

Автор текста:
Наталья Володина

19 Февраля 2020
mainImg
Древний Бриксен, на итальянский манер Брессаноне, – город на самом севере Италии, в Южном Тироле. Основан в 901 и в средние века процветал как центр крупного епископства, независимого государства в составе Священной Римской империи, контролируя важный путь из Германии в Италию. Теперь в Бриксене чуть больше 20 000 жителей, но он успешен как туристический центр: зимой горнолыжный, летом – пешего туризма с модным названием треккинг. Так что штат городского Управления по туризму разросся, потребовались новые помещения, а также современный туристический инфоцентр.

Конкурс, проведенный в 2016, выиграло местное, базирующееся в Бриксене бюро MoDusArchitects, с тех пор получившее известность благодаря участию в экспозиции павильона Италии на венецианской биеннале архитектуры 2018 года, посвященной работам архитекторов для малых городов страны.

Место для павильона выбирать не пришлось, оно традиционно и разумно: здесь дорога от вокзала и автострады под острым углом сливается с той, что идет вдоль городской стены, за которой возвышается епископский дворец Хофбург, одна из главных местных достопримечательностей. Отсюда начинается пешеходная зона старого города, так что авторы определяют свою постройку как «новые ворота» Бриксена.
  • zooming
    1 / 4
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    2 / 4
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    3 / 4
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    4 / 4
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects

С конца XIX века на этом месте, сменяя друг друга, стояли сооружения с тем же назначением – приветствовать приезжающих. Предыдущий павильон, 1968 года, строил Отмар Барт, ключевой южнотирольский современный архитектор. К 2016 он обветшал и настоятельно требовал реконструкции, но случилась очень знакомая нам история: местный комитет по охране памятников настаивал на бережной реставрации, ни о каком расширении не могло быть и речи. Ну, нет так нет – и модернистский павильон попросту снесли, как несколько его предшественников.
zooming
Предшествующие павильоны XIX и XX веков
Предостатвлено: MoDusArchitects

Авторы нынешнего проекта называют такой процесс смены одного здания другим «преднамеренным архитектурным убийством» и, отдавая дань памяти предшествующим постройкам, используют ту же типологию и характерные элементы – лоджию, консоль, контраст прозрачного стекла внизу и массивного бетона вверху.

Только объем стал крупнее: одной из задач проекта было расширение: новые пространства, как общественные, так и рабочие. Поэтому здание заняло почти все пятно треугольного мыса на перекрестке и стало двухэтажным: стеклянный нижний этаж отдан посетителям и трактован как общественное пространство, бетонный верхний предназначен для офисов сотрудников управления. Высота здания – 9 метров. Бетонные стены отлиты по специальной технологии, позволившей избежать горизонтальных швов и обеспечившей восприятие объема как цельного и скульптурного; кроме того архитекторы подчеркивают, что стены несущие и составляют единую конструкцию с балками перекрытий и опорных стенок, чье присутствие на первом этаже минимизировано настолько, несколько это позволила инженерная необходимость. Ради брутальной шероховатости внешняя поверхность бетона обработана молотком-зубаткой.
  • zooming
    1 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    2 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    3 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    4 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    5 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    6 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    7 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    8 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    9 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    10 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    11 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz

Контуры плана образованы линиями улиц и несколькими дугами: одна из них очерчивает новую городскую площадь на мысу перекрестка – с этой стороны под глубоко вынесенной консолью расположен вход для посетителей. Другая, в данном случае главная, дуга очерчена вокруг сохраненного архитекторами величественного столетнего платана – вокруг него образуется своего рода большая ниша или, точнее, дворик, открытый к одной из улиц. Павильон как будто обнимает дерево бетонными крыльями, отсюда название – TreeHugger, «обнимающий дерево». Хотя не будем забывать, что это словосочетание также означает защитника окружающей среды и может быть понято как самоназвание авторов: архитекторы MoDus известны бережным отношением к растительности.
  • zooming
    1 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    2 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    3 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    4 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    5 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    6 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    7 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    8 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    9 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects
  • zooming
    10 / 10
    Туристический информационный центр TreeHugger
    © MoDusArchitects

В целом павильон реагирует на окружение как дружелюбный пришелец из мультфильма «Контакт»: тянется выносами кровли, как будто пытается осторожно прикоснуться, деликатно отступает дугообразными вырезами. Скошенные контуры окон делают фасад похожим на лицо с любопытным, но в то же время грустно-изумленным, нежным выражением: два глаза-окна смотрят на платан, три – на фигурные наличники епископского дворца.
Туристический информационный центр TreeHugger
Фотография © Oskar Da Riz
Туристический информационный центр TreeHugger
Фотография © Oskar Da Riz
Туристический информационный центр TreeHugger
Фотография © Oskar Da Riz
Туристический информационный центр TreeHugger
Фотография © Oskar Da Riz

«Замечает» оно и угловые башенки ограды дворцового парка, оформленные в начале XIX века в виде экзотических павильонов. По словам архитекторов, криволинейные линии их проекта «интерпретируют экзотические формы куполка японского павильона и, особенно, пагоды китайского».

Стремясь изучить необычный для себя мир, «пришелец» воспринимает и в меру возможностей имитирует его формы: здание как бы стягивает важные видовые точки, акцентирует на памятниках внимание туриста еще до входа в город, намечает маршрут осмотра. К тому же плоская крыша, вероятно, будет использоваться как смотровая площадка, откуда привычные объекты предстанут в новом ракурсе.
Туристический информационный центр TreeHugger
Фотография © Oskar Da Riz

Окна-глаза и обилие криволинейных поверхностей подталкивают к сравнению с пластическими опытами начала XX века, к примеру с башней Эйнштейна Эриха Мендельсона, – но поверхности не выпуклые, а вогнутые, между ними образуются острые углы, и в целом форма кажется образованной не столько органической витальностью экспрессионизма, сколько с обратным действием – циркульным изъятием массы. Массив здания возникает в пространстве города и в то же время отступает от него, стремясь занять как можно меньше места.

Строительство обошлось в 1,8 млн евро.
  • zooming
    1 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    2 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    3 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    4 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    5 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    6 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    7 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    8 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    9 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    10 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz
  • zooming
    11 / 11
    Туристический информационный центр TreeHugger
    Фотография © Oskar Da Riz


0

19 Февраля 2020

author pht

Автор текста:

Наталья Володина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.