Музей с мягким характером

Реконструкция Национального музея в Стокгольме по проекту Wingårdhs и Wikerstål Arkitekter.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Здание шведского Национального музея было построено в формах неоренессанса в середине XIX века прусским архитектором Фридрихом Августом Штюлером, известным в первую очередь благодаря сооружениям на берлинском Музейном острове: Новому музею и Старой национальной галерее. За прошедшие десятилетия планировка была значительно изменена перестройками, к концу XX века стокгольмский музей еще и обветшал и не соответствовал современным требованиям к таким постройкам (на среднем ярусе вообще не было климат-контроля, верхнему требовалась новая такая система, и т.д.). Когда бюро Wingårdhs и Wikerstål Arkitekter поручили проект в 2012, кроме реставрации и модернизации, перед ними также поставили задачу расширения доступных публике площадей музея, создания новых маршрутов осмотра и отдельных, безопасных путей для перемещения экспонатов, более активного использования естественного освещения и видов из окон.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs

Архитекторы признаются, что принятые ими в ходе проектирования решения были во многом определены замыслом Штюлера. Результаты позднейших перестроек были убраны в том числе и по совершенно современным соображениям: скажем, чтобы удобней было разместить систему климат-контроля, вместо созданных в начале прошлого века двух больших галерей верхнего яруса вернули оригинальную анфиладу из разнообразных залов. Подача воздуха нужной температуры осуществляется через замаскированные розетками отверстия в центре сводов – остроумный ход, соединяющий новейшие технологии и традиции художественного ремесла.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs

Среди ключевых компонентов проекта – выравнивание пола в помещениях первого этажа – двух атриумах и т.н. Церкви в центре: теперь они находятся вровень с мощением входной лоджии и образуют открытое горожанам без покупки билетов общественное пространство, где можно отдохнуть, встретиться с друзьями, посидеть в баре, кафе или ресторане. С первого этажа полностью убрали служебные помещения, до того занимавшие порой одни из самых эффектных интерьеров во всем городе. Повышенные на 175 см полы атриумов позволили разместить под ними большие технические помещения, одновременно заглубленные в скальное основание. В бывшем ранее техническим подвальном этаже полы, напротив, понижены: теперь там гардероб и туалеты.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs

Остекленные перекрытия атриума – плоские по профилю, чтобы не изменять силуэт здания, однако составлены из «пирамидок», чтобы не отражать все звуки в центр помещения, усиливая шум (известная проблема таких стеклянных потолков, ярко проявившаяся в атриуме Британского музея, работе Нормана Фостера). В Стокгольме перекрытия направляют звук в разные стороны, причем его ослабляет специальное покрытие на стенах. В результате, атриумы пригодны для проведения многолюдных мероприятий.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl

В музее появились разнообразные лифты для перевозки как посетителей, так и произведений искусства, самый большой рассчитан на 97 человек. Шахта лифтов помещена в южном атриуме, в его части, ранее не доступной для публики. Снаружи она покрыта «плетением» из патинированной латуни: материал «гармонирует с теплым и мягким характером музея», считают архитекторы. Она стала самым заметным дополнением к зданию музея – наряду с техническим корпусом в парке, покрытым схожим узором, только из бетона. Нижнюю часть шахты лифта можно раскрыть по бокам: внутри находится большой видеоэкран, позволяющий превратить атриум в лекторий.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl

Современные исследования показывают, что старой живописи не так уж и страшен солнечный свет (краска наиболее уязвима в свежем состоянии), поэтому в интерьерах Национального музея в полной мере использованы выразительные возможности естественного освещения и связи экспозиции с городскими пространством через виды из окон. Имевшиеся переплеты 1910-х – 1920-х сейчас заменили на более тонкие стальные, также установлены солнцезащитные экраны.
 
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © André Pihl
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Bruno Ehrs
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects
Национальный музей в Стокгольме – реконструкция © Wingårdh Architects & Wikerstål Architects


28 Ноября 2018

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.
Градсовет 18.12.2019
Вторая и, по всей видимости, успешная попытка согласовать жилой дом, выходящий окнами на Троицкий собор и Фонтанку.
В преддверии театра
На Земляном валу справа от въезда в туннель под Таганской площадью, перед Театром на Таганке и рядом с торцом ЖК «Шоколад», достраивается здание 8-этажной гостиницы Novotel по проекту бюро «Гран» Павла Андреева.
Энергия студента
Показываем работы финалистов студенческого конкурса «АРХПроект», а также рассказываем о том, как организаторы попытались выйти за рамки сухой процедуры: с помощью менторов, лектория и выставки с вечеринкой в «Севкабель порту».