Пылающий символ города

Музей огня в Силезии по проекту бюро OVO Grabczewscy Architekci.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

09 Ноября 2015
mainImg
Что вы знаете о польском городе Жоры, входящем в Силезское воеводство? Скорее всего, либо ничего, либо крайне мало. А между тем, это симпатичный городок с красивой главной площадью, непростой судьбой, на которую часто бывают обречены города приграничных областей, а кроме того – родина нобелевского лауреата по физике Отто Штерна.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Но жорские власти прекрасно отдавали себе отчет: чтобы привлечь туристов и инвесторов городу необходима грамотная реклама. В результате, было решено установить информационный павильон на главной подъездной дороге. Вы, наверное, сейчас думаете о крупных скульптурах с гербом и названием города, которые обычно устанавливают в России при въезде в город, но здесь задачей было как раз избежать подобного, сделав именно павильон, который бы, оставаясь современным и стильным на протяжении многих лет, отражал историю города.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Участок, который отвели под строительство, был выгодным с точки зрения местоположения, но имелись и сложности: к примеру, под землей там шли коммуникации, которые нельзя было затрагивать. В результате, территория под павильон получилась неправильной формы, что принесло немало проблем авторам проекта: они никак не могли определиться с образом здания, подходящим месту.
 
Архитекторы Барбара и Оскар Грабчевские. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Архитекторы, Барбара и Оскар Грабчевские, обратились к истории города Жоры, пытаясь найти в ней сюжет, который мог бы стать его символом. В жорской «биографии» выделяются две темы: то, что он периодически переходил от одного государства другому, и опустошавшие его много раз пожары. Можно сказать, что они начались с момента его основания в XII веке: тогда были сожжены леса, чтобы на освободившемся месте построить город. Наконец, в городе ежегодно отмечается фестиваль огня.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Архитекторам стало ясно, что символом Жоры должен стать огонь. Это решение прекрасно сочетается с неоднозначной формой участка под строительство – проект павильона, напоминавший теперь ползущие по земле языки пламени, органично в него вписался. Внутри здания было решено сделать музей огня, который, помимо своей основной темы, рассказывал бы и об истории города.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

В музее то, что на школьных уроках физики иногда рассказывают очень скучно, представлено в виде интерактивной экспозиции, где каждый может узнать об огне все, разжечь пламя своими руками, увидеть на экране карту тепла собственного тела, рассмотреть «биографию города», а напоследок купить себе сувенир: мягкую игрушку-огонек с надписью «Жоры». Стоит отметить, что в Польше подобные интерактивные музеи становятся все более популярными, и их число заметно растет.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Как же организован музей с архитектурной точки зрения? Его пространство формируется тремя независимыми друг от друга как будто «плавающими» стенами. Такой прием был использован для того, чтобы здание, покрытое снаружи медными панелями, напоминало «танцующее пламя». Панели имеют специальный защитный слой, который поможет сохранить их яркость и блеск на долгие годы.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Вообще, архитекторам казалось, что применить медь в отделке – идея очень хорошая, ведь так здание могло «сгорать» естественным путем, со временем меняя цвет. Но у заказчика было другое мнение. Против самого материала он не возражал, но считал, что он хорош лишь в двух случаях: в начале, когда новая медь блестит и переливается, и значительно позже, когда она потемнела. Промежуточные стадии казались ему не слишком эстетичными, поэтому было принято решение «законсервировать» новое состояние меди.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Пространство между стенами было полностью застеклено, так были сформированы три входа в павильон. Сами стены выполнены из архитектурного бетона, который покрыли медными панелями только с внешней стороны, а внутри оставили нетронутым.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

На первом этаже здания находятся фойе, пункт информации и многофункциональный зал. На подземном уровне размещаются выставочное пространство с санузлами и необходимыми техническими помещениями. Окружающий павильон участок постарались максимально озеленить.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Здание, сочетавшее в себе несколько важных функций, полностью выполнило ту задачу, ради которой было построено. Благодаря неожиданной для павильона на въезде в город оригинальной архитектуре про него – и про Жоры – заговорили во всем мире: сразу после открытия в 2015 он был опубликован практически во всех ведущих изданиях по архитектуре и дизайну не только в Польше, но и за ее пределами. Образ здания и его «содержание» привлекли в город немало туристов, которые исключительно благосклонно отнеслись к интерактивной экспозиции музея и оставили о ней много положительных отзывов.
 
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci

Все большее число людей сегодня точно может сказать, где находится город Жоры, чем он знаменит и даже рассказать его краткую историю, что в очередной раз доказывает, как кардинально может изменить ситуацию к лучшему качественная архитектура: это, конечно, не может не радовать.
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Музей огня в Жорах © Tomasz Zakrzewski / archifolio. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci


09 Ноября 2015

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».