Что вы знаете о польском городе Жоры, входящем в Силезское воеводство? Скорее всего, либо ничего, либо крайне мало. А между тем, это симпатичный городок с красивой главной площадью, непростой судьбой, на которую часто бывают обречены города приграничных областей, а кроме того – родина нобелевского лауреата по физике Отто Штерна.
Но жорские власти прекрасно отдавали себе отчет: чтобы привлечь туристов и инвесторов городу необходима грамотная реклама. В результате, было решено установить информационный павильон на главной подъездной дороге. Вы, наверное, сейчас думаете о крупных скульптурах с гербом и названием города, которые обычно устанавливают в России при въезде в город, но здесь задачей было как раз избежать подобного, сделав именно павильон, который бы, оставаясь современным и стильным на протяжении многих лет, отражал историю города.
Участок, который отвели под строительство, был выгодным с точки зрения местоположения, но имелись и сложности: к примеру, под землей там шли коммуникации, которые нельзя было затрагивать. В результате, территория под павильон получилась неправильной формы, что принесло немало проблем авторам проекта: они никак не могли определиться с образом здания, подходящим месту.
Архитекторы Барбара и Оскар Грабчевские. Предоставлено OVO Grabczewscy Architekci
Архитекторы, Барбара и Оскар Грабчевские, обратились к истории города Жоры, пытаясь найти в ней сюжет, который мог бы стать его символом. В жорской «биографии» выделяются две темы: то, что он периодически переходил от одного государства другому, и опустошавшие его много раз пожары. Можно сказать, что они начались с момента его основания в XII веке: тогда были сожжены леса, чтобы на освободившемся месте построить город. Наконец, в городе ежегодно отмечается фестиваль огня.
Архитекторам стало ясно, что символом Жоры должен стать огонь. Это решение прекрасно сочетается с неоднозначной формой участка под строительство – проект павильона, напоминавший теперь ползущие по земле языки пламени, органично в него вписался. Внутри здания было решено сделать музей огня, который, помимо своей основной темы, рассказывал бы и об истории города.
В музее то, что на школьных уроках физики иногда рассказывают очень скучно, представлено в виде интерактивной экспозиции, где каждый может узнать об огне все, разжечь пламя своими руками, увидеть на экране карту тепла собственного тела, рассмотреть «биографию города», а напоследок купить себе сувенир: мягкую игрушку-огонек с надписью «Жоры». Стоит отметить, что в Польше подобные интерактивные музеи становятся все более популярными, и их число заметно растет.
Как же организован музей с архитектурной точки зрения? Его пространство формируется тремя независимыми друг от друга как будто «плавающими» стенами. Такой прием был использован для того, чтобы здание, покрытое снаружи медными панелями, напоминало «танцующее пламя». Панели имеют специальный защитный слой, который поможет сохранить их яркость и блеск на долгие годы.
Вообще, архитекторам казалось, что применить медь в отделке – идея очень хорошая, ведь так здание могло «сгорать» естественным путем, со временем меняя цвет. Но у заказчика было другое мнение. Против самого материала он не возражал, но считал, что он хорош лишь в двух случаях: в начале, когда новая медь блестит и переливается, и значительно позже, когда она потемнела. Промежуточные стадии казались ему не слишком эстетичными, поэтому было принято решение «законсервировать» новое состояние меди.
Пространство между стенами было полностью застеклено, так были сформированы три входа в павильон. Сами стены выполнены из архитектурного бетона, который покрыли медными панелями только с внешней стороны, а внутри оставили нетронутым.
На первом этаже здания находятся фойе, пункт информации и многофункциональный зал. На подземном уровне размещаются выставочное пространство с санузлами и необходимыми техническими помещениями. Окружающий павильон участок постарались максимально озеленить.
Здание, сочетавшее в себе несколько важных функций, полностью выполнило ту задачу, ради которой было построено. Благодаря неожиданной для павильона на въезде в город оригинальной архитектуре про него – и про Жоры – заговорили во всем мире: сразу после открытия в 2015 он был опубликован практически во всех ведущих изданиях по архитектуре и дизайну не только в Польше, но и за ее пределами. Образ здания и его «содержание» привлекли в город немало туристов, которые исключительно благосклонно отнеслись к интерактивной экспозиции музея и оставили о ней много положительных отзывов.
Все большее число людей сегодня точно может сказать, где находится город Жоры, чем он знаменит и даже рассказать его краткую историю, что в очередной раз доказывает, как кардинально может изменить ситуацию к лучшему качественная архитектура: это, конечно, не может не радовать.