Интеллектуальная победа

Реконструкция площади Ландхаусплац в Инсбруке «лишила власти» расположенные там мрачные неоклассические монументы.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

mainImg


Инсбрук – это не только удивительно красивая столица Тироля, но и город очень особенный с точки зрения как исторической, так и современной архитектуры.

Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац, которую также называют Ландхаусплац, только подтверждает этот тезис. Эта площадь, крупнейшая в городе и расположенная в самом его центре, примечательна тем, что на ней находится чрезвычайно «доминантное» здание правительства земли Тироль (оно и дало ей второе название), построенное во времена национал-социализма, а также четыре памятника, один из которых – внушительных размеров арка. Их, кстати, очень часто причисляют к монументам фашизма, хотя на самом деле они возведены в память погибшим за освобождение Австрии от него. Под площадью еще в 1985 был сделан гараж, а ее саму – по причине необустроенности – как местные жители, так и туристы просто проходили мимо.

Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова



Сегодня Ландхаусплац – достопримечательность Инсбрука, излюбленное место досуга горожан. Что же заставило людей внезапно полюбить эту площадь?

Причина перемены – проект ее реновации, выполненный молодым архитектурным бюро LAAC Architekten совместно с Stiefel Kramer Architecture. Стоит упомянуть, что офис LAAC как раз выходит окнами на Ландхаусплац. С моей точки зрения, в такой ситуации у них совершенно точно не было «права на ошибку». И архитекторы прекрасно справились с поставленной задачей, разработав экономичный, функциональный, стильный проект.

Совершенно очевидным был тот факт, что как правительственное здание, так и монументальные памятники победы над фашизмом были совершенно не сомасштабными человеку и создавали напряженную, неприятную атмосферу. Кроме того, на Ландхаусплац не существовало никаких «точек притяжения», и горожанам было незачем приходить и проводить там время.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Архитекторы воплотили в жизнь концепцию современного городского пространства, создав из бетонных плит волнообразную «скульптуру» площадью 9 000 м2. Новый рельеф площади таков, что, сохраняя историческое наследие, делает масштаб монументов гораздо более человечным. Они интегрированы в «тело» этой «скульптуры» и окружены деревьями, фонтаном, скамейками, фонарями, питьевыми фонтанчиками. Бетонная поверхность местами поднимается вверх, переходя при этом от текстурированной «вымостки» к гладким полированным выступам-сидениям. Деревья на площади либо «вживлены» в эти сидения, либо посажены рядом с ними.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Благодаря волнообразному рельефу площадь можно использовать как скейт-парк, что, конечно, привлекает туда много молодежи, а люди других возрастов с удовольствием читают в окружении пусть немногочисленной, но зелени, смотрят на струи воды в фонтане или сидят в кафе, любуясь замечательным видом обновленной Ландхаусплац.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

У здания земельного правительства часть площади оставлена ровной, чтобы ее можно было использовать в качестве сцены для проведения разнообразных городских мероприятий.
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Технические вопросы также были учтены: дождевая и любая другая вода стекает в зазоры между плитами. Нужно отметить, что плиты на Ландхаусплац достигают размера в 100 м2.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Атмосфера площади формируется не только за счет множества приходящих сюда людей и комфортного масштаба памятников, но и из-за очень грамотной работы с цветом, светом и фактурой. Однотонный монолитный бетон придает проекту цельность, а рельеф –определенную контрастность, задавая взаимодействие света и тени. В темное время суток подсветка подчеркивает архитектурное решение Ландхаусплац.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Пример Ландхаусплац в очередной раз показывает, что для достижения высокого результата совсем не обязательны грандиозные финансовые вложения: достаточно творческого подхода к задаче и открытости заказчика (в данном случае, властей города) к новым, даже нестандартным решениям.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

Этот проект хорош еще и тем, как мастерски он обходится с такой сложной темой, как архитектурное наследие национал-социализма. Как здание правительства, выполненное, как я уже упоминала, в лучших традициях архитектуры того периода, так и монументы, возведенные в честь освобождения Австрии и по иронии судьбы решенные в том же стиле, полностью теряют свой «властный» характер, растворяясь в рельефе современной, очень комфортной площади. Теряя монументальность, они теряют и свое положение доминанты в городском ландшафте, становясь частью ансамбля.
 
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке. Фото © Елизавета Клепанова

В этом есть очень правильная философия. Вместо того, чтобы разрушать архитектуру тоталитарной эпохи или полностью игнорировать ее, делая вид, что ничего страшного от ее существования не будет, можно просто лишить ее власти, тем самым, одержав над ней безоговорочную победу.
zooming
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке © LAAC Architekten
zooming
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац (Ландхаусплац) в Инсбруке © LAAC Architekten


30 Сентября 2015

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».