Инсбрук – это не только удивительно красивая столица Тироля, но и город очень особенный с точки зрения как исторической, так и современной архитектуры.
Площадь Эдуард-Вальнёфер-плац, которую также называют Ландхаусплац, только подтверждает этот тезис. Эта площадь, крупнейшая в городе и расположенная в самом его центре, примечательна тем, что на ней находится чрезвычайно «доминантное» здание правительства земли Тироль (оно и дало ей второе название), построенное во времена национал-социализма, а также четыре памятника, один из которых – внушительных размеров арка. Их, кстати, очень часто причисляют к монументам фашизма, хотя на самом деле они возведены в память погибшим за освобождение Австрии от него. Под площадью еще в 1985 был сделан гараж, а ее саму – по причине необустроенности – как местные жители, так и туристы просто проходили мимо.
Сегодня Ландхаусплац – достопримечательность Инсбрука, излюбленное место досуга горожан. Что же заставило людей внезапно полюбить эту площадь?
Причина перемены – проект ее реновации, выполненный молодым архитектурным бюро LAAC Architekten совместно с Stiefel Kramer Architecture. Стоит упомянуть, что офис LAAC как раз выходит окнами на Ландхаусплац. С моей точки зрения, в такой ситуации у них совершенно точно не было «права на ошибку». И архитекторы прекрасно справились с поставленной задачей, разработав экономичный, функциональный, стильный проект.
Совершенно очевидным был тот факт, что как правительственное здание, так и монументальные памятники победы над фашизмом были совершенно не сомасштабными человеку и создавали напряженную, неприятную атмосферу. Кроме того, на Ландхаусплац не существовало никаких «точек притяжения», и горожанам было незачем приходить и проводить там время.
Архитекторы воплотили в жизнь концепцию современного городского пространства, создав из бетонных плит волнообразную «скульптуру» площадью 9 000 м2. Новый рельеф площади таков, что, сохраняя историческое наследие, делает масштаб монументов гораздо более человечным. Они интегрированы в «тело» этой «скульптуры» и окружены деревьями, фонтаном, скамейками, фонарями, питьевыми фонтанчиками. Бетонная поверхность местами поднимается вверх, переходя при этом от текстурированной «вымостки» к гладким полированным выступам-сидениям. Деревья на площади либо «вживлены» в эти сидения, либо посажены рядом с ними.
Благодаря волнообразному рельефу площадь можно использовать как скейт-парк, что, конечно, привлекает туда много молодежи, а люди других возрастов с удовольствием читают в окружении пусть немногочисленной, но зелени, смотрят на струи воды в фонтане или сидят в кафе, любуясь замечательным видом обновленной Ландхаусплац.
У здания земельного правительства часть площади оставлена ровной, чтобы ее можно было использовать в качестве сцены для проведения разнообразных городских мероприятий.
Технические вопросы также были учтены: дождевая и любая другая вода стекает в зазоры между плитами. Нужно отметить, что плиты на Ландхаусплац достигают размера в 100 м2.
Атмосфера площади формируется не только за счет множества приходящих сюда людей и комфортного масштаба памятников, но и из-за очень грамотной работы с цветом, светом и фактурой. Однотонный монолитный бетон придает проекту цельность, а рельеф –определенную контрастность, задавая взаимодействие света и тени. В темное время суток подсветка подчеркивает архитектурное решение Ландхаусплац.
Пример Ландхаусплац в очередной раз показывает, что для достижения высокого результата совсем не обязательны грандиозные финансовые вложения: достаточно творческого подхода к задаче и открытости заказчика (в данном случае, властей города) к новым, даже нестандартным решениям.
Этот проект хорош еще и тем, как мастерски он обходится с такой сложной темой, как архитектурное наследие национал-социализма. Как здание правительства, выполненное, как я уже упоминала, в лучших традициях архитектуры того периода, так и монументы, возведенные в честь освобождения Австрии и по иронии судьбы решенные в том же стиле, полностью теряют свой «властный» характер, растворяясь в рельефе современной, очень комфортной площади. Теряя монументальность, они теряют и свое положение доминанты в городском ландшафте, становясь частью ансамбля.
В этом есть очень правильная философия. Вместо того, чтобы разрушать архитектуру тоталитарной эпохи или полностью игнорировать ее, делая вид, что ничего страшного от ее существования не будет, можно просто лишить ее власти, тем самым, одержав над ней безоговорочную победу.