С видом на прошлое

Реконструкция Дарсены – «гавани» Милана: история проекта и его результат.

Автор текста:
Елизавета Клепанова

mainImg
История каналов в Милане начинается в XII веке, когда в направлении озера Маджоре был проложен Навильо Гранде (Naviglio Grande). В XIV веке появляется Навильо Павезе (Naviglio Pavese) – «павийский канал», а в самом начале XVII столетия – искусственный водоем Дарсена (Darsena).
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

В Милане изначально не было ни рек, ни других водоемов, так необходимых городу, поэтому там и была создана обширная сеть каналов, которые служили и транспортными артериями, и источниками воды. Итальянские историки архитектуры отмечают, что к этому проекту даже приложил руку Леонардо да Винчи.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Район каналов был назван Навильи и существует до сих пор – в Милане современном. И, если в XII веке каналы выполняли чисто утилитарную функцию (по ним, к примеру, доставлялся мрамор для строительства миланского Дуомо), то с XIX века они стали играть «эстетическую» роль. А все потому, что именно в это время их стали засыпать или забирать в подземные трубы, а два оставшихся открытыми канала – Навильо Гранде и Навильо Павезе – сохранили как раз для красоты.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Навильи сегодня – это один из самых романтических районов Милана, с огромным количеством баров и ресторанчиков у воды или на воде, место встречи миланской богемы. Там расположены магазины, штаб-квартиры и мастерские молодых дизайнеров, рынки антиквариата и т. д., причем в Навильи легко дойти пешком даже из самого центра города – от Дуомо. Однако и миланцев, и власти города долго мучил вопрос возвращения каналов «к работе», а для этого было необходимо восстановить совершенно запущенную, осушенную Дарсену.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

В 2004 был объявлен конкурс на проект реновации зоны Дарсены, в котором приняли участие более 50 архитектурных мастерских. Жюри выбрало из них 10 финалистов: 5 итальянских фирм и 5 зарубежных. Победил проект, представленный архитекторами Сандро Росси (Sandro Rossi), Гаэтано Вьеро (Gaetano Viero), Эдоардо Гаццони (Edoardo Guazzoni), Андреа дель Гроссо (Andrea del Grosso), Паоло Риццато (Paolo Rizzato) и французским бюро Bodin & Associés (его глава Жан-Франсуа Боден создал, в частности, залы Центра архитектуры и наследия в парижском Дворце Шайо и реконструировал Музей Пикассо – также в Париже).
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Их предложение заключалось в возвращении Дарсене символического, исторического значения путем улучшения ее технического, функционального и, конечно, эстетического состояния. Обновляемая площадь составила 100 000 м2.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

В 2004 предполагалось, что реализация проекта займет максимум пять лет. Когда стало очевидно, что в такой срок завершить его не удастся, то поставили новую планку – открыть Дарсену, вернув ей статус «порта Милана», а также окружающие ее общественные пространства, включая Площадь 24 мая (Piazza 24 Maggio) и рынок, к миланской Экспо-2015.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Что же обещал новый проект? Сделать эту зону максимально удобной для пешеходов и велосипедистов, уменьшить поток автомобилей, оставить только 2 трамвайные линии, установить скамейки и другую уличную мебель, посадить платаны (почему-то в проектных предложениях настаивали именно на них), построить новый муниципальный рынок вместо прежнего, отделяющего Площадь 24 мая от Дарсены, создать новую рыночную площадь, приспособив ее для проведения выставок, музыкальных спектаклей под открытым небом и т.д., заменить мощение на Пьяцце ди порта Тичинезе, построить новый мост, оборудованный лифтом ради безбарьерности среды и, конечно, самое главное – привести Дарсену в рабочее состояние, вернув Милану его прошлое в усовершенствованном виде.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Как я уже упомянула, проект рассчитывали воплотить в жизнь за пять лет. Обещали, что строительные работы будут вестись по 20 часов в сутки, причем обещали активно, рекламируя проект во всех возможных средствах массовой информации. Если бы не такая обширная PR-деятельность, то народ и не начал бы с увлечением следить за длиной рабочего дня строителей и маниакально подсчитывать наработанные ими часы. И по этим подсчетам выходило всего шесть часов, причем с перерывами на кофе, перекур, обед и прочее. Конечно же, СМИ с ажиотажем подхватили теперь уже тему невыполнения обещаний. Стало понятно, что через пять лет сдать объект не получится, но промедлению нашли повод – Экспо: вроде как соединили два грандиозных миланских события в одно.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Несмотря на то, что восстановление исторической Дарсены – дело очевидно хорошее и необходимое городу, оно возбудило волну протестов. Затянувшееся строительство особенно беспокоило жителей прилегающего района и владельцев местных магазинов и кафе. И даже тот факт, что государство выделило деньги на возмещение их финансовых потерь, не смягчил гнев предпринимателей. Кстати, весь проект обошелся в 20 миллионов евро.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Однако результат превзошел все ожидания. Наверное, ради этого стоило терпеть все неудобства: Дарсену – не узнать, она зажила новой жизнью. И хоть многие жалуются на недостаточную чистоту воды в каналах, весь район выглядит впечатляюще и, думаю, благодаря огромному количеству новых мероприятий обязательно окупит реконструкцию. Вода, кстати – единственный «минус» новой Дарсены. Она, к сожалению – грязная: наверное, из-за недоработанной системы фильтрации. Это порождает другую неприятность – комаров, которые – так же, как и миланцы – с удовольствием проводят вечерние часы вокруг Дарсены.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

В остальном же это тот случай, когда все, обещанное в проекте, воплотили в соответствии с замыслом. Новое здание рынка – очень простое, с легким каркасом (архитекторы ссылаются на то, что вдохновлялись романтическими открытыми павильонами, типичными для Франции). Он полон народу, который не только делает покупки, но и с удовольствием ест на открытом воздухе.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Мощение площадей заменили, как и обещали: везде стоят удобные скамейки и другая уличная мебель, чтобы было комфортнее отдыхать в тени деревьев или смотреть на воду. К воде, кстати, сделали очень комфортные спуски и теперь можно гулять или ездить на велосипеде практически вровень с ее гладью. В рамках проекта был не только сделан обещанный «безбарьерный» мост, но и отреставрирован старый. А сама Дарсена снова заработала, напоминая Милану о его славном прошлом. Стоит упомянуть, что при реновации были обнаружены части оригинальных деревянных конструкций и исторические стены: все это также было восстановлено.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Сейчас, когда в Милане в самом разгаре Экспо-2015, Дарсена – одно из самых посещаемых мест города. Здесь организовано множество мероприятий, поставлены интересные скульптуры и инсталляции. Рестораны, бары, кафе – все снова работает. Более того: благодаря прекрасному состоянию района сюда потянулись новые предприниматели и уже открылся еще один ресторан.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова

Проект обновления Дарсены, на первый взгляд, очень прост, и привыкшему к архитектурным спецэффектам человеку он даже может показаться примитивным. А мне представляется, что все правильно: ведь задача была – восстановить вид на миланское прошлое, и это вполне удалось.
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова


21 Июля 2015

Автор текста:

Елизавета Клепанова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».