21.07.2015

С видом на прошлое

Реконструкция Дарсены – «гавани» Милана: история проекта и его результат.

информация:

Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

История каналов в Милане начинается в XII веке, когда в направлении озера Маджоре был проложен Навильо Гранде (Naviglio Grande). В XIV веке появляется Навильо Павезе (Naviglio Pavese) – «павийский канал», а в самом начале XVII столетия – искусственный водоем Дарсена (Darsena).
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

В Милане изначально не было ни рек, ни других водоемов, так необходимых городу, поэтому там и была создана обширная сеть каналов, которые служили и транспортными артериями, и источниками воды. Итальянские историки архитектуры отмечают, что к этому проекту даже приложил руку Леонардо да Винчи.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Район каналов был назван Навильи и существует до сих пор – в Милане современном. И, если в XII веке каналы выполняли чисто утилитарную функцию (по ним, к примеру, доставлялся мрамор для строительства миланского Дуомо), то с XIX века они стали играть «эстетическую» роль. А все потому, что именно в это время их стали засыпать или забирать в подземные трубы, а два оставшихся открытыми канала – Навильо Гранде и Навильо Павезе – сохранили как раз для красоты.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Навильи сегодня – это один из самых романтических районов Милана, с огромным количеством баров и ресторанчиков у воды или на воде, место встречи миланской богемы. Там расположены магазины, штаб-квартиры и мастерские молодых дизайнеров, рынки антиквариата и т. д., причем в Навильи легко дойти пешком даже из самого центра города – от Дуомо. Однако и миланцев, и власти города долго мучил вопрос возвращения каналов «к работе», а для этого было необходимо восстановить совершенно запущенную, осушенную Дарсену.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

В 2004 был объявлен конкурс на проект реновации зоны Дарсены, в котором приняли участие более 50 архитектурных мастерских. Жюри выбрало из них 10 финалистов: 5 итальянских фирм и 5 зарубежных. Победил проект, представленный архитекторами Сандро Росси (Sandro Rossi), Гаэтано Вьеро (Gaetano Viero), Эдоардо Гаццони (Edoardo Guazzoni), Андреа дель Гроссо (Andrea del Grosso), Паоло Риццато (Paolo Rizzato) и французским бюро Bodin & Associés (его глава Жан-Франсуа Боден создал, в частности, залы Центра архитектуры и наследия в парижском Дворце Шайо и реконструировал Музей Пикассо – также в Париже).
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Их предложение заключалось в возвращении Дарсене символического, исторического значения путем улучшения ее технического, функционального и, конечно, эстетического состояния. Обновляемая площадь составила 100 000 м2.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

В 2004 предполагалось, что реализация проекта займет максимум пять лет. Когда стало очевидно, что в такой срок завершить его не удастся, то поставили новую планку – открыть Дарсену, вернув ей статус «порта Милана», а также окружающие ее общественные пространства, включая Площадь 24 мая (Piazza 24 Maggio) и рынок, к миланской Экспо-2015.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Что же обещал новый проект? Сделать эту зону максимально удобной для пешеходов и велосипедистов, уменьшить поток автомобилей, оставить только 2 трамвайные линии, установить скамейки и другую уличную мебель, посадить платаны (почему-то в проектных предложениях настаивали именно на них), построить новый муниципальный рынок вместо прежнего, отделяющего Площадь 24 мая от Дарсены, создать новую рыночную площадь, приспособив ее для проведения выставок, музыкальных спектаклей под открытым небом и т.д., заменить мощение на Пьяцце ди порта Тичинезе, построить новый мост, оборудованный лифтом ради безбарьерности среды и, конечно, самое главное – привести Дарсену в рабочее состояние, вернув Милану его прошлое в усовершенствованном виде.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Как я уже упомянула, проект рассчитывали воплотить в жизнь за пять лет. Обещали, что строительные работы будут вестись по 20 часов в сутки, причем обещали активно, рекламируя проект во всех возможных средствах массовой информации. Если бы не такая обширная PR-деятельность, то народ и не начал бы с увлечением следить за длиной рабочего дня строителей и маниакально подсчитывать наработанные ими часы. И по этим подсчетам выходило всего шесть часов, причем с перерывами на кофе, перекур, обед и прочее. Конечно же, СМИ с ажиотажем подхватили теперь уже тему невыполнения обещаний. Стало понятно, что через пять лет сдать объект не получится, но промедлению нашли повод – Экспо: вроде как соединили два грандиозных миланских события в одно.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Несмотря на то, что восстановление исторической Дарсены – дело очевидно хорошее и необходимое городу, оно возбудило волну протестов. Затянувшееся строительство особенно беспокоило жителей прилегающего района и владельцев местных магазинов и кафе. И даже тот факт, что государство выделило деньги на возмещение их финансовых потерь, не смягчил гнев предпринимателей. Кстати, весь проект обошелся в 20 миллионов евро.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Однако результат превзошел все ожидания. Наверное, ради этого стоило терпеть все неудобства: Дарсену – не узнать, она зажила новой жизнью. И хоть многие жалуются на недостаточную чистоту воды в каналах, весь район выглядит впечатляюще и, думаю, благодаря огромному количеству новых мероприятий обязательно окупит реконструкцию. Вода, кстати – единственный «минус» новой Дарсены. Она, к сожалению – грязная: наверное, из-за недоработанной системы фильтрации. Это порождает другую неприятность – комаров, которые – так же, как и миланцы – с удовольствием проводят вечерние часы вокруг Дарсены.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

В остальном же это тот случай, когда все, обещанное в проекте, воплотили в соответствии с замыслом. Новое здание рынка – очень простое, с легким каркасом (архитекторы ссылаются на то, что вдохновлялись романтическими открытыми павильонами, типичными для Франции). Он полон народу, который не только делает покупки, но и с удовольствием ест на открытом воздухе.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Мощение площадей заменили, как и обещали: везде стоят удобные скамейки и другая уличная мебель, чтобы было комфортнее отдыхать в тени деревьев или смотреть на воду. К воде, кстати, сделали очень комфортные спуски и теперь можно гулять или ездить на велосипеде практически вровень с ее гладью. В рамках проекта был не только сделан обещанный «безбарьерный» мост, но и отреставрирован старый. А сама Дарсена снова заработала, напоминая Милану о его славном прошлом. Стоит упомянуть, что при реновации были обнаружены части оригинальных деревянных конструкций и исторические стены: все это также было восстановлено.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Сейчас, когда в Милане в самом разгаре Экспо-2015, Дарсена – одно из самых посещаемых мест города. Здесь организовано множество мероприятий, поставлены интересные скульптуры и инсталляции. Рестораны, бары, кафе – все снова работает. Более того: благодаря прекрасному состоянию района сюда потянулись новые предприниматели и уже открылся еще один ресторан.
 
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

Проект обновления Дарсены, на первый взгляд, очень прост, и привыкшему к архитектурным спецэффектам человеку он даже может показаться примитивным. А мне представляется, что все правильно: ведь задача была – восстановить вид на миланское прошлое, и это вполне удалось.
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепанова
Реконструкция Дарсены в Милане © Елизавета Клепановаоткрыть большое изображение

comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Комплекс Колсингел
Рем Колхас, 2008
Комплекс Колсингел

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Музей искусств Фейетвилла
Энрике Нортен, 2007
Музей искусств Фейетвилла

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи