Музей Галло-римской цивилизации в Лионе

В середине 1960-х годов в Лионе решили построить музей, посвященный истории галльской и римской цивилизаций. Заказ получил известный в то время архитектор Бернар Зерфюс, который создал оригинальное и, возможно, лучшее в своей карьере произведение.

author pht

Автор текста:
Василий Бабуров

mainImg
Две тысячи лет назад Лион, который тогда назывался Лугдун, был самым крупным городом и административным центром Римской Галлии. Здесь родились императоры Клавдий, пожаловавший местным галлам римское гражданство, и Каракалла, распространивший его на всю империю. В отличие от многих новых городов Рима, имевших правильную планировку военного лагеря, Лугдун таковую не получил из-за сложной топографии. Город был основан римлянами в месте слияния двух рек – Соны и Роны. Из трех частей, располагавшихся на разных берегах, самая обширная занимала гористое плато Фурвьер (исковерканное Forum Vetus), которое высится над Старым, средневековым, городом Лиона. По разным данным население Лугдуна достигало 80–100 тысяч жителей, и в городе было довольно много общественных сооружений, включая термы, цирк, арену и даже не один, а два театра.
 
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Исходное фото © Daniel F. Valot dvalot.free.fr
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Макет Лугдуна, античного города на месте современного Лиона. Фото © Василий Бабуров

Из всего этого архитектурного богатства до наших дней дошло, увы, немного, поскольку еще в позднюю античность центр города сместился к берегу Соны у подножия Фурвьер, и местные жители постепенно растащили античные сооружения на стройматериалы. Римские театры, лишившиеся стен, сохранили лишь врезанные в склон кавеи и часть субструкций, отчего неискушенный зритель может принять их за греческие.
 
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Исходное фото © 2015 Google



Именно здесь, по соседству с театрами, и решили выстроить музей, который был открыт в 1975 году. У архитектора Бернара Зерфюса, которому поручили проектирование, была свобода в выборе места для нового здания. Первоначально его планировалось разместить на свободном участке за скенами театров. Однако в этом случае музей перекрыл бы красивый вид на город, открывающийся с горы. К тому же крупный объем современного здания было бы сложно вписать в античный ансамбль. Поэтому Зерфюс предложил иное, гораздо более тонкое решение – закопать музей в землю – точнее в боковой склон холма, выведя на поверхность лишь один, верхний уровень с террасой. Основная же «драма» была разыграна в интерьере, который производит неожиданно сильное впечатление.

Зерфюс (1911–1996) был одним из ведущих архитекторов Франции эпохи Славного тридцатилетия (1945–1975), однако в семидесятые годы постепенно ушел в тень. Находясь на госслужбе и возглавляя Управление проектирования гражданских зданий и национальных дворцов, он был одним из тех, кто определял официальный архитектурный стиль Пятой республики. Его самые известные работы – Центр науки и техники (CNIT) в Дефанс и штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже. Зерфюса вместе с его коллегами Робером Камело и Жаном де Майи можно считать «отцами» района Дефанс – именно они начинали в 1950-е и вели все 1960-е годы этот большой проект.

Несмотря на статусность объектов (а, может, именно поэтому), а также оттого, что Зерфюс создавал их в соавторстве с другими известными мастерами, его персональную манеру довольно сложно уловить. Стиль его построек я бы охарактеризовал как строгий, технологичный модернизм, казавшийся наиболее уместным для выражения успехов деголлевской Франции. И в здании ЮНЕСКО (1952–1978), и особенно в CNIT (1953–1958) очень чувствуется работа инженера, тогда как архитектор как бы отошел на второй план. В первом случае Зерфюс и его соавтор Марсель Бройер работали с великим Пьером Луиджи Нерви, во втором – Зерфюс сотрудничал с Николя Эскийаном, сконструировавшим трехопорную бетонную оболочку с 218-метровым пролетом, и Жаном Пруве, ответственным за наружное остекление.
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Исходное фото © Fuku profile.livedoor.com/mild_mint/

В лионском музее, созданном Зерфюсом без именитых соавторов, эта технологичная сдержанность уступает место гораздо более красноречивой эстетике бетонного брутализма. Большая часть фасада представляет собой заросший кустарником склон, и его «природность» нарушается лишь немногочисленными квадратными иллюминаторами с характерными для того времени скругленными углами. Внутреннее пространство музея решено в виде протяженной, несколько раз заворачивающейся рампы, на широких террасах которой выставлены экспонаты. Вы входите наверху, а потом постепенно спускаетесь вниз, чтобы выйти наружу на уровне театральных скен. Подобная конфигурация скорее характерна для многоуровневого паркинга, однако интерьер рождает иные аллюзии. Изнутри музей напоминает античные цистерны и, что довольно неожиданно, фантастический космический корабль, попавший на Землю в незапамятные времена, покинутый экипажем и обжитый аборигенами. Оба образа кажутся исключительно уместными, чего не скажешь о линейной структуре здания, задающей жесткий маршрут движения посетителей. Сейчас так уже не делают. Но ведь и в райтовском Гуггенхайме те же проблемы.
 
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров

Еще одно слабое место проекта – нехватка естественного освещения, однако этот недостаток компенсируется брутальной выразительностью циклопических бетонных конструкций. Колонны не вертикальны, их оси следуют склону, и, в сочетании с изгибами пандусов, эта неортогональность придает динамизм внутреннему пространству.
 
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров

Конечно, по сегодняшним меркам экспозиция выглядит архаично, но это вопрос не к архитектуре, а к дизайну выставки.
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров
zooming
Бернар Зерфюс. Набросок внешнего вида Музея Галло-римской цивилизации © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Макет Музея Галло-римской цивилизации © Jean Biaugeaud, © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Макет Музея Галло-римской цивилизации © Jean Biaugeaud, © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Макет Музея Галло-римской цивилизации © Jean Biaugeaud, © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Разрез © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Вид холла © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Вид выставочных залов © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Вид в процессе строительства. Апрель 1975 © J. Guillot, © Fonds Bernard Zehrfuss. Académie d'architecture/Cité de l'architecture & du patrimoine/Archives d'architecture du XXe siècle
zooming
Музей Галло-римской цивилизации. Фото © Василий Бабуров


08 Апреля 2015

author pht

Автор текста:

Василий Бабуров
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.