Благородное надувательство

В Японии завершился музыкальный фестиваль Lucerne Festival Ark Nova, где все концерты проходили в надувном зале по проекту Арата Исодзаки и Аниша Капура.

Автор текста:
Анна Сансиева

15 Октября 2013
mainImg
Проект надувного концертного зала, который можно было бы легко перевозить с места на место, появился в августе 2011. Его авторы, архитектор Арата Исодзаки и скульптор Аниш Капур, разработали его по поручению организаторов Люцернского музыкального фестиваля, которые задумали создать мобильный объект для проведения в нем культурных мероприятий в разных городах Японии после землетрясения и цунами 11 марта 2011, жертвами которых тысячи человек.
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates

Проект стал «рукой помощи» для наиболее пострадавшего от стихии региона Тохоку на острове Хонсю – частью программы восстановления там культурной инфраструктуры и жестом моральной поддержки для жителей. Временный концертный зал был назван Ark Nova, что означает «Новый ковчег». Арата Исодзаки, рассказывая о проекте, говорил, что обратился к образу Ветхого Завета потому, что Ark Nova, так же, как и Ноев ковчег, должен стать символом надежды на счастливую жизнь в мире после катастрофы.
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates

Первый концерт в «ковчеге» запланировали на мае 2012 года, но реализация затянулась, и лишь в конце сентября 2013 в японском городке Мацусима  в надувном зале впервые зазвучала музыка: открыл фестиваль Lucerne Festival Ark Nova венесуэльский дирижер Густаво Дюдамель, который провел музыкальный мастер-класс для детей местных жителей. Также в программе были выступления симфонических и джазовых оркестров, рок-музыкантов и театра кабуки (для каждого типа представления предусмотрена своя конфигурация зрительских мест и сцены).
Концертный зал Ark Nova © Lucerne Festival Ark Nova 2013

Концертный зал Ark Nova – это огромное овальное в плане помещение обтекаемой формы, образованное наполненной воздухом эластичной фиолетовой мембраной из полиэстера, покрытого ПВХ. Его конструкция использует идею Капура, впервые воплощенную им в объекте «Левиафан» в парижском Гран-Пале в 2011: для такой постройки не нужен каркас, ее поддерживает выведенная в интерьер «рука», также являющаяся частью мембраны. В итоге получается зал на 500 человек с размерами 36 х 30 х 18 метров.
Концертный зал Ark Nova © Lucerne Festival Ark Nova 2013

На фестиваль в Мацусима уникальный зал привезли в грузовике – надуть, а потом демонтировать его также легко, как убрать в чемодан после отпуска надувной матрац, поэтому Ark Nova планируется использовать для концертов в разных частях Тохоку. Конечно. тут есть и свои недостатки: из-за материала мембраны и формы зала страдает акустика (хотя овальная конфигурация с «рукой» все же лучше естественной для таких построек сферической формы). Но и здесь удалось выйти из положения: Ясухиса Тойота из Nagata Acoustics разработал для «ковчега» специальные акустические панели из местного кедра, превратившегося после цунами в сухостой. Из этого же материала сделаны сидения для зрителей.
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates

Из-за постоянных природных катаклизмов японская архитектурная традиция богата на идеи временных построек. За примерами не нужно далеко ходить: теперь и в Москве в Парке имени Горького почти год стоит выставочный павильон с картонными колоннами Шигеру Бана, известного своими быстровозводимыми объектами из подручных материалов для форс-мажорных ситуаций. Но даже для возведения его картонных сооружений нужно больше времени, чем на то, чтобы надуть перед очередным концертом зал Ark Nova.
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Lucerne Festival Ark Nova 2013
zooming
Концертный зал Ark Nova © Lucerne Festival Ark Nova 2013
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates
zooming
Концертный зал Ark Nova © Isozaki, Aoki & Associates


15 Октября 2013

Автор текста:

Анна Сансиева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.