В Японии завершился музыкальный фестиваль Lucerne Festival Ark Nova, где все концерты проходили в надувном зале по проекту Арата Исодзаки и Аниша Капура.
Проект надувного концертного зала, который можно было бы легко перевозить с места на место, появился в августе 2011. Его авторы, архитектор Арата Исодзаки и скульптор Аниш Капур, разработали его по поручению организаторов Люцернского музыкального фестиваля, которые задумали создать мобильный объект для проведения в нем культурных мероприятий в разных городах Японии после землетрясения и цунами 11 марта 2011, жертвами которых тысячи человек.
Проект стал «рукой помощи» для наиболее пострадавшего от стихии региона Тохоку на острове Хонсю – частью программы восстановления там культурной инфраструктуры и жестом моральной поддержки для жителей. Временный концертный зал был назван Ark Nova, что означает «Новый ковчег». Арата Исодзаки, рассказывая о проекте, говорил, что обратился к образу Ветхого Завета потому, что Ark Nova, так же, как и Ноев ковчег, должен стать символом надежды на счастливую жизнь в мире после катастрофы.
Первый концерт в «ковчеге» запланировали на мае 2012 года, но реализация затянулась, и лишь в конце сентября 2013 в японском городке Мацусима в надувном зале впервые зазвучала музыка: открыл фестиваль Lucerne Festival Ark Nova венесуэльский дирижер Густаво Дюдамель, который провел музыкальный мастер-класс для детей местных жителей. Также в программе были выступления симфонических и джазовых оркестров, рок-музыкантов и театра кабуки (для каждого типа представления предусмотрена своя конфигурация зрительских мест и сцены).
Концертный зал Ark Nova – это огромное овальное в плане помещение обтекаемой формы, образованное наполненной воздухом эластичной фиолетовой мембраной из полиэстера, покрытого ПВХ. Его конструкция использует идею Капура, впервые воплощенную им в объекте «Левиафан» в парижском Гран-Пале в 2011: для такой постройки не нужен каркас, ее поддерживает выведенная в интерьер «рука», также являющаяся частью мембраны. В итоге получается зал на 500 человек с размерами 36 х 30 х 18 метров.
На фестиваль в Мацусима уникальный зал привезли в грузовике – надуть, а потом демонтировать его также легко, как убрать в чемодан после отпуска надувной матрац, поэтому Ark Nova планируется использовать для концертов в разных частях Тохоку. Конечно. тут есть и свои недостатки: из-за материала мембраны и формы зала страдает акустика (хотя овальная конфигурация с «рукой» все же лучше естественной для таких построек сферической формы). Но и здесь удалось выйти из положения: Ясухиса Тойота из Nagata Acoustics разработал для «ковчега» специальные акустические панели из местного кедра, превратившегося после цунами в сухостой. Из этого же материала сделаны сидения для зрителей.
Из-за постоянных природных катаклизмов японская архитектурная традиция богата на идеи временных построек. За примерами не нужно далеко ходить: теперь и в Москве в Парке имени Горького почти год стоит выставочный павильон с картонными колоннами Шигеру Бана, известного своими быстровозводимыми объектами из подручных материалов для форс-мажорных ситуаций. Но даже для возведения его картонных сооружений нужно больше времени, чем на то, чтобы надуть перед очередным концертом зал Ark Nova.