Елена Архипова: «Красота интерьера – в диалоге предметов»

Разговор с руководителем компании ARCHI STUDIO.

Реклама

«В этом году мы отмечаем двадцатилетие компании и я могу сказать, что все цели, которые я перед собой за это время поставила в этом направлении, достигнуты», – говорит создатель ARCHI STUDIO, архитектор Елена Архипова. Ни один из кризисов не смог помешать развитию, которое продолжается и сейчас: команда открывает яркие бренды и строит амбициозные планы, а элегантный офис в доме Жолтовского вскоре прирастет новыми площадями.

– Елена, Вам довелось наблюдать развитие мебельного рынка практически с начала его становления в постсоветские годы. Более того, ваша миссия – познакомить наших людей с иконами дизайна – стала катализатором спроса на дизайнерскую мебель в России. Расскажите, с чего всё начиналось?

– После работы в дизайн-студии в Болонье (Италия), в которой я проектировала не только интерьеры, но и мебель, я вернулась в Россию, и в 1994 году открыла свое дело. Начала с того, что устроила выставку под названием «Классика современного дизайна» в отремонтированном Белом зале родного МАрхИ, где все защищают дипломы. Там были представлены впервые в России культовые предметы мебели по проектам Макинтоша, Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье и др. мастеров. Единственные фотографии этой выставки смогла найти в газете «Коммерсантъ», и в газете «Сегодня». Своих фотографий нет, потому что приходилось разрываться и быть сразу во всех лицах.
А мой небольшой дизайнерский стенд на выставке «Мебель-94» на Красной Пресне коммерческого успеха, естественно, не имел, но начало было положено.

– У Вас не было ни команды, ни влиятельной поддержки. Почему Вы решили оставить интересную работу в Италии и вернуться в Москву?

– Да, я вернулась потому, что хотела жить на Родине и была готова поделиться опытом, который приобрела в Италии. Мне было интересно проектировать интерьеры для первых «новых русских», вести рубрику в журнале «Домовой», когда ко мне обратились итальянские фабриканты и предложили стать их представителем, я не смогла отказаться. Еще в 1991 году, в Милане я выставляла мебель, сделанную по моим проектам, на известном Миланском мебельном салоне, там не было русских посетителей. А когда они появились, то к моему сожалению их за ручку итальянцы отвели в павильоны дешевой классики. Я не могла с этим смириться.

Кроме того мне было безумно жаль, что появлявшиеся в это время в России интерьерные журналы сознательно одурачивают людей из-за оплаченной кем-то рекламы: В 90-е годы печатному слову слепо верили. И я фактически объявила войну страшной безвкусице. Так что изначально, моей целью было не продвижение брендов (компания представляет ведущие итальянские фабрики – Poltrona Frau , Cassina, MISSONI HOME, Alivar, FLOS и др.), а продвижение ХОРОШЕГО ВКУСА.

– Как Вы тогда сформулировали для себя главные цели?

– Я хотела показать, что в проектировании мебели главное – мысль. Нужно было донести до людей, что помимо дерева и кожи есть и другие материалы, есть дизайнеры и архитекторы, которые могут делать не утилитарную мебель, а произведения дизайна, которые разлетаются по музеям мира. И потому, в частности, на стенде «Мебели-94» я выставила стеклянное кресло фабрики Fiam Italia, знаменитую лежанку Ле Корбюзье и столики Сааринена. Тогда я была уверена, что достаточно дать стимул нашим дизайнерам, и, если не в 1995-м, то в 1998 все бросят силы на проектирование мебели… Цель была такая. И надо сказать, что после увлечения людей псевдоклассикой у нас настал очень плодотворный период. Среди посетителей стенда «Мебели-94» были молодые дизайнеры из 2RStudio, с которыми мы говорили на одном языке, и руководитель бюро, Андрей Рудаков, предложил мне стать соучредителем компании. Я согласилась, и в свою очередь сделала его соучредителем в своем представительстве итальянских фабрик. Так что какой-то отрезок времени мы проработали вместе. В 1995–1996 году у нас было порядка 70 человек в штате, которых я стала периодически вывозить на фабрики в Италию и знакомить с ведущими брендами. После чего итальянские партнеры поняли, что Россия созрела для того, чтобы создавать представительства… А потом наступило время, когда и наши заказчики стали признавать, что сами не могут создать интерьер так, как это сделает профессионал – архитектор или дизайнер. И в этот период начали появляться действительно отличные объекты!

– Какие конкурсы в области дизайна и архитектуры Вы считаете наиболее интересными?

– Думаю, надо отдать должное конкурсу «Архип», организованному журналом SALON. Он реально способствовал популяризации интерьерного дизайна в России. Сейчас мне очень нравится премия АРХИWOOD и то, что делает Архплатформа на онлайн-площадке Pinwin, где мы сейчас объявили свой конкурс «Лучший интерьер в современном стиле» в связи с двадцатилетием. Я счастлива разглядывать достойные работы, присланные на конкурс. Жюри конкурса (Росита Миссони и арх. Джулио Капеллини, Виторио Ливи, Джулио Бавузо ) сложно выбрать победителя Это не первый наш опыт – еще в 1998 году ARCHI STUDIO выступала организатором конкурса «Лампа для России». Тогда работы участников оценивали и награждали дизайнеры фабрики Lucheplan. Поданые проекты были яркими, но на тот момент очень далеки от индустриального воплощения, поэтому не могу похвастаться их реализацией, но я уверена, что этот конкурс тоже очень многим дал импульс для творчества.

– Что Вас вдохновляет в интерьере?

– Если же говорить о том, что «заряжает», то энергетически мне комфортно там, где интерьер не перегружен, где существует гармония не только между различными объемами перетекающих пространств, но и гармония пропорций каждого отдельно взятого предмета. Разглядывать такой интерьер, это как слушать симфоническую музыку. Хороший дизайнер, как и хороший дирижер не допустит ни одной фальшивой ноты. А если говорить о жилом интерьере , то я предпочитаю, дом в котором есть и современные предметы и вещи с историей. Например, кресло Poltrona Frau, которое еще бабушка покупала, и которое с годами становится только красивее. Даже в своем офисе мы сохранили старые двери с витражами , в их рисунке читается рука мастера. Кроме того, получилось гениальное планировочное решение – любой, кто к нам приходит, сразу видит свет сквозь эти стеклянные перегородки. Например, в нашей переговорной можно почувствовать «диалог» между вот этим столиком Сааринена – и совершенно анонимной черной столешницей. В целом мне интересен не только сам объект как таковой, но и, как он «разговаривает» с соседями.

– Продукция ведущих итальянских брендов для многих является синонимом хорошего вкуса. Но реально ли сейчас приобрести дизайнерский предмет по приемлемой цене?

– В мебельном секторе нет безумной разницы в цене между брендовыми предметами и прочими марками. Любой, даже не очень состоятельный человек, может позволить себе одну значимую вещь, икону дизайна. Это может быть совсем небольшой предмет – подушка, лампа, столик. Существуют, например, модели светильников, которые вполне доступны: два раза не сходить в ресторан в Москве, и дома будет стоять лампа Филиппа Старка фабрики FLOS. Так что для ценителей и знатоков хорошего дизайна нет ничего невозможного.
***
20 лет – хороший возраст!
Архи.ру желает процветания компании ARCHI STUDIO и благополучия сотрудникам и партнерам компании.

Сайт компании ARCHI STUDIO
Представительсво компании ARCHI STUDIO на портале Архи.ру

21 Ноября 2014

Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.