Елена Архипова: «Красота интерьера – в диалоге предметов»
Разговор с руководителем компании ARCHI STUDIO.
«В этом году мы отмечаем двадцатилетие компании и я могу сказать, что все цели, которые я перед собой за это время поставила в этом направлении, достигнуты», – говорит создатель ARCHI STUDIO, архитектор Елена Архипова. Ни один из кризисов не смог помешать развитию, которое продолжается и сейчас: команда открывает яркие бренды и строит амбициозные планы, а элегантный офис в доме Жолтовского вскоре прирастет новыми площадями.
– Елена, Вам довелось наблюдать развитие мебельного рынка практически с начала его становления в постсоветские годы. Более того, ваша миссия – познакомить наших людей с иконами дизайна – стала катализатором спроса на дизайнерскую мебель в России. Расскажите, с чего всё начиналось?
– После работы в дизайн-студии в Болонье (Италия), в которой я проектировала не только интерьеры, но и мебель, я вернулась в Россию, и в 1994 году открыла свое дело. Начала с того, что устроила выставку под названием «Классика современного дизайна» в отремонтированном Белом зале родного МАрхИ, где все защищают дипломы. Там были представлены впервые в России культовые предметы мебели по проектам Макинтоша, Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье и др. мастеров. Единственные фотографии этой выставки смогла найти в газете «Коммерсантъ», и в газете «Сегодня». Своих фотографий нет, потому что приходилось разрываться и быть сразу во всех лицах.
А мой небольшой дизайнерский стенд на выставке «Мебель-94» на Красной Пресне коммерческого успеха, естественно, не имел, но начало было положено.
– У Вас не было ни команды, ни влиятельной поддержки. Почему Вы решили оставить интересную работу в Италии и вернуться в Москву?
– Да, я вернулась потому, что хотела жить на Родине и была готова поделиться опытом, который приобрела в Италии. Мне было интересно проектировать интерьеры для первых «новых русских», вести рубрику в журнале «Домовой», когда ко мне обратились итальянские фабриканты и предложили стать их представителем, я не смогла отказаться. Еще в 1991 году, в Милане я выставляла мебель, сделанную по моим проектам, на известном Миланском мебельном салоне, там не было русских посетителей. А когда они появились, то к моему сожалению их за ручку итальянцы отвели в павильоны дешевой классики. Я не могла с этим смириться.
Кроме того мне было безумно жаль, что появлявшиеся в это время в России интерьерные журналы сознательно одурачивают людей из-за оплаченной кем-то рекламы: В 90-е годы печатному слову слепо верили. И я фактически объявила войну страшной безвкусице. Так что изначально, моей целью было не продвижение брендов (компания представляет ведущие итальянские фабрики – Poltrona Frau , Cassina, MISSONI HOME, Alivar, FLOS и др.), а продвижение ХОРОШЕГО ВКУСА.
– Как Вы тогда сформулировали для себя главные цели?
– Я хотела показать, что в проектировании мебели главное – мысль. Нужно было донести до людей, что помимо дерева и кожи есть и другие материалы, есть дизайнеры и архитекторы, которые могут делать не утилитарную мебель, а произведения дизайна, которые разлетаются по музеям мира. И потому, в частности, на стенде «Мебели-94» я выставила стеклянное кресло фабрики Fiam Italia, знаменитую лежанку Ле Корбюзье и столики Сааринена. Тогда я была уверена, что достаточно дать стимул нашим дизайнерам, и, если не в 1995-м, то в 1998 все бросят силы на проектирование мебели… Цель была такая. И надо сказать, что после увлечения людей псевдоклассикой у нас настал очень плодотворный период. Среди посетителей стенда «Мебели-94» были молодые дизайнеры из 2RStudio, с которыми мы говорили на одном языке, и руководитель бюро, Андрей Рудаков, предложил мне стать соучредителем компании. Я согласилась, и в свою очередь сделала его соучредителем в своем представительстве итальянских фабрик. Так что какой-то отрезок времени мы проработали вместе. В 1995–1996 году у нас было порядка 70 человек в штате, которых я стала периодически вывозить на фабрики в Италию и знакомить с ведущими брендами. После чего итальянские партнеры поняли, что Россия созрела для того, чтобы создавать представительства… А потом наступило время, когда и наши заказчики стали признавать, что сами не могут создать интерьер так, как это сделает профессионал – архитектор или дизайнер. И в этот период начали появляться действительно отличные объекты!
– Какие конкурсы в области дизайна и архитектуры Вы считаете наиболее интересными?
– Думаю, надо отдать должное конкурсу «Архип», организованному журналом SALON. Он реально способствовал популяризации интерьерного дизайна в России. Сейчас мне очень нравится премия АРХИWOOD и то, что делает Архплатформа на онлайн-площадке Pinwin, где мы сейчас объявили свой конкурс «Лучший интерьер в современном стиле» в связи с двадцатилетием. Я счастлива разглядывать достойные работы, присланные на конкурс. Жюри конкурса (Росита Миссони и арх. Джулио Капеллини, Виторио Ливи, Джулио Бавузо ) сложно выбрать победителя Это не первый наш опыт – еще в 1998 году ARCHI STUDIO выступала организатором конкурса «Лампа для России». Тогда работы участников оценивали и награждали дизайнеры фабрики Lucheplan. Поданые проекты были яркими, но на тот момент очень далеки от индустриального воплощения, поэтому не могу похвастаться их реализацией, но я уверена, что этот конкурс тоже очень многим дал импульс для творчества.
– Что Вас вдохновляет в интерьере?
– Если же говорить о том, что «заряжает», то энергетически мне комфортно там, где интерьер не перегружен, где существует гармония не только между различными объемами перетекающих пространств, но и гармония пропорций каждого отдельно взятого предмета. Разглядывать такой интерьер, это как слушать симфоническую музыку. Хороший дизайнер, как и хороший дирижер не допустит ни одной фальшивой ноты. А если говорить о жилом интерьере , то я предпочитаю, дом в котором есть и современные предметы и вещи с историей. Например, кресло Poltrona Frau, которое еще бабушка покупала, и которое с годами становится только красивее. Даже в своем офисе мы сохранили старые двери с витражами , в их рисунке читается рука мастера. Кроме того, получилось гениальное планировочное решение – любой, кто к нам приходит, сразу видит свет сквозь эти стеклянные перегородки. Например, в нашей переговорной можно почувствовать «диалог» между вот этим столиком Сааринена – и совершенно анонимной черной столешницей. В целом мне интересен не только сам объект как таковой, но и, как он «разговаривает» с соседями.
– Продукция ведущих итальянских брендов для многих является синонимом хорошего вкуса. Но реально ли сейчас приобрести дизайнерский предмет по приемлемой цене?
– В мебельном секторе нет безумной разницы в цене между брендовыми предметами и прочими марками. Любой, даже не очень состоятельный человек, может позволить себе одну значимую вещь, икону дизайна. Это может быть совсем небольшой предмет – подушка, лампа, столик. Существуют, например, модели светильников, которые вполне доступны: два раза не сходить в ресторан в Москве, и дома будет стоять лампа Филиппа Старка фабрики FLOS. Так что для ценителей и знатоков хорошего дизайна нет ничего невозможного. ***
20 лет – хороший возраст!
Архи.ру желает процветания компании ARCHI STUDIO и благополучия сотрудникам и партнерам компании.