Пресса: 28 января – 1 февраля

Статья Григория Ревзина о библиотеке МГУ, которая никакая не библиотека; интервью с Владимиром Паперным и Эдуардом Кубенским; новая информация о проектах здания ГЦСИ и «Полуостров ЗиЛ», а также рассказ о выставке, посвященной советскому модернизму в Вене.

Неделю назад Григорий Ревзин опубликовал в «Русской жизни» обманчиво-неархитектурную статью, в которой рассказал читателям о том, как выглядит внутри здание Библиотеки МГУ, а именно: пышно, роскошно, стены покрыты гобеленами, а стулья – завитушками и тканью с тисненым орнаментом; а читателей нет. По мнению критика, подтвержденному наблюдениями за интерьером и отзывами редких посетителей «…это здание не строилось как библиотека и не предназначено для использования в этом качестве. Это Дом приемов, который используется по особо торжественным случаям. Поскольку его построил ректор Виктор Садовничий, я считаю, что это Дом приемов Виктора Садовничего».

На этой неделе «Новая газета» опубликовала интервью с писателем, дизайнером и художником Владимиром Паперным. В интервью он рассказал о своих взаимоотношениях с отцом, известным литературоведом Зиновием Паперным, об источниках, сподвигнувших его исследовать тему тоталитаризма, о мировом кризисе искусства и об архитектуре, как неотъемлемой части культуры. По мнению Паперного, сегодня в России складывается «Культура Два» в виду слияния церкви и государства, возвращения к практике показательных процессов и ярко выраженных границ – «мир добра внутри наших границ, мир зла – за их пределами». Впрочем, писатель выразил надежду, что Россия все-таки сможет прийти к чему-то среднему – к «Культуре Три», найти «свой собственный ресурс или, как писал Николай Федоров, «философию общего дела».

Еще одно интересное интервью на этой неделе опубликовал Журнал berlogos. Один из основателей журнала «Татлин» Эдуард Кубенский рассказал, как создавался журнал, как завоевывалось «поле российской архитектурной прессы», после чего был открыт офис в Москве, и о том, почему, будучи успешным издателем, Кубенский ощущает себя, прежде всего, архитектором.

Об архитектуре советского модернизма 1955–1991 гг. рассказывает выставка, представленная в Архитектурном центре Вены. Deutsche Welle пишет о выставке «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории» в Вене. По замыслу кураторов, выставка позволяет по-новому взглянуть на тоталитарную архитектуру этого периода, выявить ее уникальные и неожиданные особенности, вылитые в бетоне.

«Комсомольская правда» выяснила новые подробности развития проекта «Полуостров ЗиЛ» у Владимира Ресина (который теперь носит звания депутата Госдумы и советника мэра Москвы). Ресин убежден, что концепция, которая сегодня кажется «фантастикой», в скором времени станет реальностью и «положит начало активной реорганизации городских промзон, превращению их в многофункциональные центры».

Продолжение истории с проектом нового здания ГЦСИ представлено в статье «Эксперта №4». В конце прошлого года министр культуры Владимир Мединский заявил, что ГЦСИ будут строить на Ходынском поле. А на прошлой неделе прошли открытые слушания, где было решено провести международный архитектурный конкурс на концепцию здания музея.

А на самом Ходынском поле сейчас запущено строительство первого участка Третьего пересадочного контура метро, а на месте ранее планируемого гигантского торгово-развлекательного комплекса будет разбит парк площадью около 40 га вдоль Ходынского бульвара. Об этом журналистам «Ведомостей» рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов.

Артемий Лебедев выиграл конкурс на разработку дизайна схемы московского метро. Как сообщают «Известия», проект Лебедева по итогам всенародного интернет-голосования набрал вдвое больше голосов, чем работы его соперников. Также в статье сообщается, что с дизайнера сняты все обвинения в плагиате, связанные с разработкой фирменного стиля парка Горького, и уже этой весной проект будет реализован. Напомним, ранее блогеры усмотрели сходство проекта Лебедева с фирменным стилем бренда National Parks of New York Harbor, после чего и последовало разбирательство.

«Москва 24» показывает первый капсульный отель, который открылся в Москве на 1-й Тверской-Ямской улице. Его сравнивают с японскими прототипами, однако в нем можно и в полный рост встать, и багаж положить, а еще, в отличие от Японии, в московском капсульном отеле могут останавливаться не только мужчины, но и женщины.

«Петербург 3.0» сообщает о создании градостроительного совета в северной столице. В состав новой институции войдет более 70 человек, среди которых петербургские ученые, бизнесмены, представители общественных организаций, а также ряд чиновников Смольного. Основная цель Совета – публичность обсуждений и принятия важных градостроительных решений.

«Петербург 3.0» также информирует, что на месте квартала «Набережная Европы» теперь будут строить здания Верховного и Высшего арбитражного судов.

О том, какой предстала вторая сцена Мариинки перед петербуржцами после снятия строительных лесов, рассказывает Neva24. Автор статьи Ольга Першина пишет, что вместо «императорского театра» на набережной Крюкова канала вырос  «провинциальный дом культуры», «монстр», которого никак не ожидали увидеть жители северной столицы, учитывая назначение объекта и колоссальные средства, вложенные в его строительство.

Активная общественность Карелии обеспокоена судьбой уникального памятника деревянного зодчества музея «Кижи». Новым директором музея назначен Андрей Нелидов, бывший губернатор Карелии, с именем которого связано несколько скандалов. Не превратится ли музей-заповедник в парк-отель – размышляет Pravda.ru. Но уже этой осенью, по сообщению «РИА Новости», будет проведен открытый конкурс на разработку концепции развития «Кижи».

И, отвлекаясь от злободневных тем, «Московские новости» предлагают вниманию читателей красивую подборку самых известных зданий Москвы, построенных в псевдорусском стиле.

01 Февраля 2013

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.