Пресса: 28 января – 1 февраля

Статья Григория Ревзина о библиотеке МГУ, которая никакая не библиотека; интервью с Владимиром Паперным и Эдуардом Кубенским; новая информация о проектах здания ГЦСИ и «Полуостров ЗиЛ», а также рассказ о выставке, посвященной советскому модернизму в Вене.

Автор текста:
Алла Павликова

01 Февраля 2013
mainImg
Неделю назад Григорий Ревзин опубликовал в «Русской жизни» обманчиво-неархитектурную статью, в которой рассказал читателям о том, как выглядит внутри здание Библиотеки МГУ, а именно: пышно, роскошно, стены покрыты гобеленами, а стулья – завитушками и тканью с тисненым орнаментом; а читателей нет. По мнению критика, подтвержденному наблюдениями за интерьером и отзывами редких посетителей «…это здание не строилось как библиотека и не предназначено для использования в этом качестве. Это Дом приемов, который используется по особо торжественным случаям. Поскольку его построил ректор Виктор Садовничий, я считаю, что это Дом приемов Виктора Садовничего».

На этой неделе «Новая газета» опубликовала интервью с писателем, дизайнером и художником Владимиром Паперным. В интервью он рассказал о своих взаимоотношениях с отцом, известным литературоведом Зиновием Паперным, об источниках, сподвигнувших его исследовать тему тоталитаризма, о мировом кризисе искусства и об архитектуре, как неотъемлемой части культуры. По мнению Паперного, сегодня в России складывается «Культура Два» в виду слияния церкви и государства, возвращения к практике показательных процессов и ярко выраженных границ – «мир добра внутри наших границ, мир зла – за их пределами». Впрочем, писатель выразил надежду, что Россия все-таки сможет прийти к чему-то среднему – к «Культуре Три», найти «свой собственный ресурс или, как писал Николай Федоров, «философию общего дела».

Еще одно интересное интервью на этой неделе опубликовал Журнал berlogos. Один из основателей журнала «Татлин» Эдуард Кубенский рассказал, как создавался журнал, как завоевывалось «поле российской архитектурной прессы», после чего был открыт офис в Москве, и о том, почему, будучи успешным издателем, Кубенский ощущает себя, прежде всего, архитектором.
zooming
Выставка в Вене. Дом отдыха Союза писателей на озере Севан, Армения, 1965-1969 годы. Источник: synthart.livejournal.com/165012.html
zooming
Выставка «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории». Источник: www.dw.de

Об архитектуре советского модернизма 1955–1991 гг. рассказывает выставка, представленная в Архитектурном центре Вены. Deutsche Welle пишет о выставке «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории» в Вене. По замыслу кураторов, выставка позволяет по-новому взглянуть на тоталитарную архитектуру этого периода, выявить ее уникальные и неожиданные особенности, вылитые в бетоне.

«Комсомольская правда» выяснила новые подробности развития проекта «Полуостров ЗиЛ» у Владимира Ресина (который теперь носит звания депутата Госдумы и советника мэра Москвы). Ресин убежден, что концепция, которая сегодня кажется «фантастикой», в скором времени станет реальностью и «положит начало активной реорганизации городских промзон, превращению их в многофункциональные центры».
Территория промзоны ЗиЛ. Источник: m0hnatiy.livejournal.com

Продолжение истории с проектом нового здания ГЦСИ представлено в статье «Эксперта №4». В конце прошлого года министр культуры Владимир Мединский заявил, что ГЦСИ будут строить на Ходынском поле. А на прошлой неделе прошли открытые слушания, где было решено провести международный архитектурный конкурс на концепцию здания музея.

А на самом Ходынском поле сейчас запущено строительство первого участка Третьего пересадочного контура метро, а на месте ранее планируемого гигантского торгово-развлекательного комплекса будет разбит парк площадью около 40 га вдоль Ходынского бульвара. Об этом журналистам «Ведомостей» рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов.
Ходынское поле. Источник: aramis7.livejournal.com

Артемий Лебедев выиграл конкурс на разработку дизайна схемы московского метро. Как сообщают «Известия», проект Лебедева по итогам всенародного интернет-голосования набрал вдвое больше голосов, чем работы его соперников. Также в статье сообщается, что с дизайнера сняты все обвинения в плагиате, связанные с разработкой фирменного стиля парка Горького, и уже этой весной проект будет реализован. Напомним, ранее блогеры усмотрели сходство проекта Лебедева с фирменным стилем бренда National Parks of New York Harbor, после чего и последовало разбирательство.
Фирменный стиль парка Горького, разработанный студией Артемия Лебедева. Источник: www.artlebedev.ru

«Москва 24» показывает первый капсульный отель, который открылся в Москве на 1-й Тверской-Ямской улице. Его сравнивают с японскими прототипами, однако в нем можно и в полный рост встать, и багаж положить, а еще, в отличие от Японии, в московском капсульном отеле могут останавливаться не только мужчины, но и женщины.
zooming
Капсульный отель. Фотография www.the-village.ru

«Петербург 3.0» сообщает о создании градостроительного совета в северной столице. В состав новой институции войдет более 70 человек, среди которых петербургские ученые, бизнесмены, представители общественных организаций, а также ряд чиновников Смольного. Основная цель Совета – публичность обсуждений и принятия важных градостроительных решений.

«Петербург 3.0» также информирует, что на месте квартала «Набережная Европы» теперь будут строить здания Верховного и Высшего арбитражного судов.

О том, какой предстала вторая сцена Мариинки перед петербуржцами после снятия строительных лесов, рассказывает Neva24. Автор статьи Ольга Першина пишет, что вместо «императорского театра» на набережной Крюкова канала вырос  «провинциальный дом культуры», «монстр», которого никак не ожидали увидеть жители северной столицы, учитывая назначение объекта и колоссальные средства, вложенные в его строительство.
zooming
Вторая сцена Мариинского театра. Фотография www.the-village.ru

Активная общественность Карелии обеспокоена судьбой уникального памятника деревянного зодчества музея «Кижи». Новым директором музея назначен Андрей Нелидов, бывший губернатор Карелии, с именем которого связано несколько скандалов. Не превратится ли музей-заповедник в парк-отель – размышляет Pravda.ru. Но уже этой осенью, по сообщению «РИА Новости», будет проведен открытый конкурс на разработку концепции развития «Кижи».
Музей-заповедник Кижи. Фотография stella-karelia.ru

И, отвлекаясь от злободневных тем, «Московские новости» предлагают вниманию читателей красивую подборку самых известных зданий Москвы, построенных в псевдорусском стиле.

01 Февраля 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.