Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.02.2013

Пресса: 28 января – 1 февраля

Алла Павликова

Статья Григория Ревзина о библиотеке МГУ, которая никакая не библиотека; интервью с Владимиром Паперным и Эдуардом Кубенским; новая информация о проектах здания ГЦСИ и «Полуостров ЗиЛ», а также рассказ о выставке, посвященной советскому модернизму в Вене.

Выставка в Вене. Дом отдыха Союза писателей на озере Севан, Армения, 1965-1969 годы. Источник: synthart.livejournal.com/165012.html
Выставка в Вене. Дом отдыха Союза писателей на озере Севан, Армения, 1965-1969 годы. Источник: synthart.livejournal.com/165012.html
Неделю назад Григорий Ревзин опубликовал в «Русской жизни» обманчиво-неархитектурную статью, в которой рассказал читателям о том, как выглядит внутри здание Библиотеки МГУ, а именно: пышно, роскошно, стены покрыты гобеленами, а стулья – завитушками и тканью с тисненым орнаментом; а читателей нет. По мнению критика, подтвержденному наблюдениями за интерьером и отзывами редких посетителей «…это здание не строилось как библиотека и не предназначено для использования в этом качестве. Это Дом приемов, который используется по особо торжественным случаям. Поскольку его построил ректор Виктор Садовничий, я считаю, что это Дом приемов Виктора Садовничего».

На этой неделе «Новая газета» опубликовала интервью с писателем, дизайнером и художником Владимиром Паперным. В интервью он рассказал о своих взаимоотношениях с отцом, известным литературоведом Зиновием Паперным, об источниках, сподвигнувших его исследовать тему тоталитаризма, о мировом кризисе искусства и об архитектуре, как неотъемлемой части культуры. По мнению Паперного, сегодня в России складывается «Культура Два» в виду слияния церкви и государства, возвращения к практике показательных процессов и ярко выраженных границ – «мир добра внутри наших границ, мир зла – за их пределами». Впрочем, писатель выразил надежду, что Россия все-таки сможет прийти к чему-то среднему – к «Культуре Три», найти «свой собственный ресурс или, как писал Николай Федоров, «философию общего дела».

Еще одно интересное интервью на этой неделе опубликовал Журнал berlogos. Один из основателей журнала «Татлин» Эдуард Кубенский рассказал, как создавался журнал, как завоевывалось «поле российской архитектурной прессы», после чего был открыт офис в Москве, и о том, почему, будучи успешным издателем, Кубенский ощущает себя, прежде всего, архитектором.
Выставка «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории». Источник: www.dw.de
Выставка «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории». Источник: www.dw.de

Об архитектуре советского модернизма 1955–1991 гг. рассказывает выставка, представленная в Архитектурном центре Вены. Deutsche Welle пишет о выставке «Советский модернизм 1955-1991. Неизвестные истории» в Вене. По замыслу кураторов, выставка позволяет по-новому взглянуть на тоталитарную архитектуру этого периода, выявить ее уникальные и неожиданные особенности, вылитые в бетоне.

«Комсомольская правда» выяснила новые подробности развития проекта «Полуостров ЗиЛ» у Владимира Ресина (который теперь носит звания депутата Госдумы и советника мэра Москвы). Ресин убежден, что концепция, которая сегодня кажется «фантастикой», в скором времени станет реальностью и «положит начало активной реорганизации городских промзон, превращению их в многофункциональные центры».
Территория промзоны ЗиЛ. Источник: m0hnatiy.livejournal.com
Территория промзоны ЗиЛ. Источник: m0hnatiy.livejournal.com

Продолжение истории с проектом нового здания ГЦСИ представлено в статье «Эксперта №4». В конце прошлого года министр культуры Владимир Мединский заявил, что ГЦСИ будут строить на Ходынском поле. А на прошлой неделе прошли открытые слушания, где было решено провести международный архитектурный конкурс на концепцию здания музея.

А на самом Ходынском поле сейчас запущено строительство первого участка Третьего пересадочного контура метро, а на месте ранее планируемого гигантского торгово-развлекательного комплекса будет разбит парк площадью около 40 га вдоль Ходынского бульвара. Об этом журналистам «Ведомостей» рассказал главный архитектор города Сергей Кузнецов.
Ходынское поле. Источник: aramis7.livejournal.com
Ходынское поле. Источник: aramis7.livejournal.com

Артемий Лебедев выиграл конкурс на разработку дизайна схемы московского метро. Как сообщают «Известия», проект Лебедева по итогам всенародного интернет-голосования набрал вдвое больше голосов, чем работы его соперников. Также в статье сообщается, что с дизайнера сняты все обвинения в плагиате, связанные с разработкой фирменного стиля парка Горького, и уже этой весной проект будет реализован. Напомним, ранее блогеры усмотрели сходство проекта Лебедева с фирменным стилем бренда National Parks of New York Harbor, после чего и последовало разбирательство.
Фирменный стиль парка Горького, разработанный студией Артемия Лебедева. Источник: www.artlebedev.ru
Фирменный стиль парка Горького, разработанный студией Артемия Лебедева. Источник: www.artlebedev.ru

«Москва 24» показывает первый капсульный отель, который открылся в Москве на 1-й Тверской-Ямской улице. Его сравнивают с японскими прототипами, однако в нем можно и в полный рост встать, и багаж положить, а еще, в отличие от Японии, в московском капсульном отеле могут останавливаться не только мужчины, но и женщины.
Капсульный отель. Фотография www.the-village.ru
Капсульный отель. Фотография www.the-village.ru

«Петербург 3.0» сообщает о создании градостроительного совета в северной столице. В состав новой институции войдет более 70 человек, среди которых петербургские ученые, бизнесмены, представители общественных организаций, а также ряд чиновников Смольного. Основная цель Совета – публичность обсуждений и принятия важных градостроительных решений.

«Петербург 3.0» также информирует, что на месте квартала «Набережная Европы» теперь будут строить здания Верховного и Высшего арбитражного судов.

О том, какой предстала вторая сцена Мариинки перед петербуржцами после снятия строительных лесов, рассказывает Neva24. Автор статьи Ольга Першина пишет, что вместо «императорского театра» на набережной Крюкова канала вырос  «провинциальный дом культуры», «монстр», которого никак не ожидали увидеть жители северной столицы, учитывая назначение объекта и колоссальные средства, вложенные в его строительство.
Вторая сцена Мариинского театра. Фотография www.the-village.ru
Вторая сцена Мариинского театра. Фотография www.the-village.ru

Активная общественность Карелии обеспокоена судьбой уникального памятника деревянного зодчества музея «Кижи». Новым директором музея назначен Андрей Нелидов, бывший губернатор Карелии, с именем которого связано несколько скандалов. Не превратится ли музей-заповедник в парк-отель – размышляет Pravda.ru. Но уже этой осенью, по сообщению «РИА Новости», будет проведен открытый конкурс на разработку концепции развития «Кижи».
Музей-заповедник Кижи. Фотография stella-karelia.ru
Музей-заповедник Кижи. Фотография stella-karelia.ru

И, отвлекаясь от злободневных тем, «Московские новости» предлагают вниманию читателей красивую подборку самых известных зданий Москвы, построенных в псевдорусском стиле.