Эксперты рекомендуют

Пресса на этой неделе пишет о том, чем в Москве займутся иностранные архитекторы Ян Гейл и Эрик ван Эгераат, об отношении Сантьяго Калатравы к расширению Москвы и о строительстве на территории церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге. Об этом, а также о мерах, которые, по мнению Григория Ревзина, необходимо принять, чтобы избежать транспортного коллапса в Москве, – читайте в новом обзоре прессы.

mainImg
Архитектурный критик Григорий Ревзин рассуждает об ограничениях для автомобилистов, которые надо принять в ближайшее время, чтобы избежать транспортного коллапса в Москве. Он поддерживает властную инициативу создания платных парковок в центре города. Первые платные парковки появились в Москве 1 июля. Критик уверен, что власти должны пойти дальше и ликвидировать все бесплатные парковки в центре, так как припаркованные машины забирают до трети дорожного полотна. К тому же, если парковок не будет, люди пересядут на общественный транспорт. Кроме того, он считает, что  цена владения машиной должна значительно вырасти. Ревзин говорит, эти меры необходимы для «15-миллионного города с радиально-концентрической структурой, в котором в центре на пяти процентах территории сосредоточено 35 процентов рабочих мест». 

Еще одно ограничение для автомобилистов, которое будет введено с 10 июля, ­– это столбики, препятствующие парковке. Власти планируют установить около 30 тысяч таких препятствий в центре Москвы, пишет журнал «Эксперт». Первые ограничивающие столбики по просьбам жителей будут установлены на Бульварном кольце, Поварской улице, в 1-м Самотечном, 2-м Сыромятническом и 2-м Щемиловском переулках, на 3-й Фрунзенской улице и Маросейке.

Специалисты отмечают, что отчасти разгрузить дороги могли бы велопути. Но пока столичные власти планируют, что велодорожки будут использоваться только для прогулок. Самая длинная в центре Москвы велодорожка между парком Горького и парком «Фили» откроется уже в начале сентября, сообщает газета «Московские новости». В дальнейшем велопуть планируют продлить до Кутузовского проспекта.

Известный специалист по развитию велотранспорта, датский урбанист Ян Гейл исследует пространство района Волхонки в контексте ее влияния на человека в рамках проекта «Публичные пространства в общественной жизни Москвы», пишет «РИА Новости». В ходе анализа участка будет подсчитано количество пешеходов и проанализировано, с какой целью они вышли на улицу – гуляют ли они, идут ли на работу, какие здания посещают. Также будет исследовано количество доступных для общественного посещения скверов. В результате анализа полученных данных Гейл скажет, что необходимо поменять на Волхонке. Исследование будет завершено в сентябре, а в феврале оно будет представлено на общественных слушаниях района Волхонки.

Другой иностранец – голландский архитектор Эрик ван Эгераат – разработает концепцию жилого комплекса на территории «Красного Октября». Проект предусматривает регенерацию и новое строительство многофункционального жилищно-общественного и гостиничного комплекса на Берсеневской набережной, владение 6. Кроме того, архитектор должен разместить подземные и наземные парковки. «Мне важно сохранить старое и добавить ему отчасти новые функции – вдохнуть жизнь в это место, найти для него новые функции», – передает газета РБК daily слова Эрика ван Эгераата.

На этой неделе мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что создание парка в Зарядье начнется в 2013 году. Он уточнил, что проект парка власти Москвы рассчитывают получить до конца года. А от строительства парламентского центра на Москворецкой набережной, около будущего парка в Зарядье, столичным властям пришлось отказаться. Депутат Госдумы Владимир Ресин на парламентских слушаниях отметил, что размещение на этом участке парламентского центра усугубит транспортную ситуацию. Он подчеркнул, что на  концепцию создания парламентского центра необходимо провести международный конкурс.

Московские власти сообщили и о планируемой реконструкции Савеловского, Рижского, Ленинградского и Павелецкого вокзалов. Мэр пообещал, что  работы должны завершиться уже в текущем году, пишет «Интерфакс». Планируется, что на столичных вокзалах появятся вертолетные площадки, панорамные лифты, зимние сады и кинотеатры. Так что пока выводить железнодорожные вокзалы за пределы исторического центра Москвы власти не будут. С предложением вывода железнодорожных вокзалов за пределы столицы выступила архитектурно-дизайнерская мастерская Чернихова, которая участвует в конкурсе на концепцию развития московской агломерации. Архитекторы предложили в исторических зданиях вокзалов разместить музеи. Мастерская является одним из лидеров конкурса.

Расширение столицы на этой неделе прокомментировал испанский архитектор Сантьяго Калатрава, представивший на прошлой неделе свою выставку в Эрмитаже. В интервью газете «Огонек» он сказал, что прежде чем расширять границы, надо было использовать территории в черте города – бывшие промзоны и участки, которые по тем или иным причинам выпали из городской инфраструктуры. «Сделать их частью города экономически выгоднее, чем затевать строительство нового города вне существующих границ. Прежде всего потому, что вся городская инфраструктура и коммуникации уже находятся рядом с такой землей», – сказал Калатрава.

«Новая газета» пишет о незаконном строительстве на территории памятника федерального значения – церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге, более известной под названием «Кулич и Пасха». На здании воскресной школы, которое находится в охранной зоне памятника, появился второй этаж. В результате надстройки фактически оказался утерян вид, изображенный на обратной стороне монеты из серии «Памятники архитектуры России». КГИОП сообщил, что работы проводились без разрешения и в отсутствии необходимых документов. Комитет составил акт о самовольной надстройке. Любопытно, что надстройка происходила во время работы в Петербурге 36-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Полномочный представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова объяснила газете «Известия», почему международные эксперты не стали рассматривать петербургский вопрос. Она сказала, это было сделано для того, чтобы наша страна благоприятно выглядела в глазах мирового сообщества. Теперь доклад рабочей группы по Петербургу состоится на следующей сессии Комитета, которая пройдет в Камбодже. В частности, на ней  будут рассматриваться границы исторического центра Петербурга. А вот проект строительства в Петербурге 500-метрового небоскреба «Лахта-центр» ЮНЕСКО изучать не будет. Об этом Митрофанова сообщила «РИА Новости». Она сказала, специалисты выезжали на место предполагаемого строительства, на берег Финского залива, и заключили, что высотка будет достаточно удалена от исторического центра города и не составит ему угрозы.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» выпустил второй курс молодых урбанистов. Директор образовательной программы института, архитектор Юрий Григорян рассказал журналу «Большой город» о самых интересных дипломах, о том, нужны ли Москве изменения и готовы ли к ним власти. Журнал The Village посвятил статью итоговому проекту Александра Новикова, который разрабатывал во время обучения на «Стрелке» тему передвижного микрорайона для мигрантов.

07 Июля 2012

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.