Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

07.07.2012

Эксперты рекомендуют

Софья Кондрашина

Пресса на этой неделе пишет о том, чем в Москве займутся иностранные архитекторы Ян Гейл и Эрик ван Эгераат, об отношении Сантьяго Калатравы к расширению Москвы и о строительстве на территории церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге. Об этом, а также о мерах, которые, по мнению Григория Ревзина, необходимо принять, чтобы избежать транспортного коллапса в Москве, – читайте в новом обзоре прессы.

Архитектурный критик Григорий Ревзин рассуждает об ограничениях для автомобилистов, которые надо принять в ближайшее время, чтобы избежать транспортного коллапса в Москве. Он поддерживает властную инициативу создания платных парковок в центре города. Первые платные парковки появились в Москве 1 июля. Критик уверен, что власти должны пойти дальше и ликвидировать все бесплатные парковки в центре, так как припаркованные машины забирают до трети дорожного полотна. К тому же, если парковок не будет, люди пересядут на общественный транспорт. Кроме того, он считает, что  цена владения машиной должна значительно вырасти. Ревзин говорит, эти меры необходимы для «15-миллионного города с радиально-концентрической структурой, в котором в центре на пяти процентах территории сосредоточено 35 процентов рабочих мест». 


Еще одно ограничение для автомобилистов, которое будет введено с 10 июля, ­– это столбики, препятствующие парковке. Власти планируют установить около 30 тысяч таких препятствий в центре Москвы, пишет журнал «Эксперт». Первые ограничивающие столбики по просьбам жителей будут установлены на Бульварном кольце, Поварской улице, в 1-м Самотечном, 2-м Сыромятническом и 2-м Щемиловском переулках, на 3-й Фрунзенской улице и Маросейке.

Специалисты отмечают, что отчасти разгрузить дороги могли бы велопути. Но пока столичные власти планируют, что велодорожки будут использоваться только для прогулок. Самая длинная в центре Москвы велодорожка между парком Горького и парком «Фили» откроется уже в начале сентября, сообщает газета «Московские новости». В дальнейшем велопуть планируют продлить до Кутузовского проспекта.

Известный специалист по развитию велотранспорта, датский урбанист Ян Гейл исследует пространство района Волхонки в контексте ее влияния на человека в рамках проекта «Публичные пространства в общественной жизни Москвы», пишет «РИА Новости». В ходе анализа участка будет подсчитано количество пешеходов и проанализировано, с какой целью они вышли на улицу – гуляют ли они, идут ли на работу, какие здания посещают. Также будет исследовано количество доступных для общественного посещения скверов. В результате анализа полученных данных Гейл скажет, что необходимо поменять на Волхонке. Исследование будет завершено в сентябре, а в феврале оно будет представлено на общественных слушаниях района Волхонки.

Другой иностранец – голландский архитектор Эрик ван Эгераат – разработает концепцию жилого комплекса на территории «Красного Октября». Проект предусматривает регенерацию и новое строительство многофункционального жилищно-общественного и гостиничного комплекса на Берсеневской набережной, владение 6. Кроме того, архитектор должен разместить подземные и наземные парковки. «Мне важно сохранить старое и добавить ему отчасти новые функции – вдохнуть жизнь в это место, найти для него новые функции», – передает газета РБК daily слова Эрика ван Эгераата.

На этой неделе мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что создание парка в Зарядье начнется в 2013 году. Он уточнил, что проект парка власти Москвы рассчитывают получить до конца года. А от строительства парламентского центра на Москворецкой набережной, около будущего парка в Зарядье, столичным властям пришлось отказаться. Депутат Госдумы Владимир Ресин на парламентских слушаниях отметил, что размещение на этом участке парламентского центра усугубит транспортную ситуацию. Он подчеркнул, что на  концепцию создания парламентского центра необходимо провести международный конкурс.

Московские власти сообщили и о планируемой реконструкции Савеловского, Рижского, Ленинградского и Павелецкого вокзалов. Мэр пообещал, что  работы должны завершиться уже в текущем году, пишет «Интерфакс». Планируется, что на столичных вокзалах появятся вертолетные площадки, панорамные лифты, зимние сады и кинотеатры. Так что пока выводить железнодорожные вокзалы за пределы исторического центра Москвы власти не будут. С предложением вывода железнодорожных вокзалов за пределы столицы выступила архитектурно-дизайнерская мастерская Чернихова, которая участвует в конкурсе на концепцию развития московской агломерации. Архитекторы предложили в исторических зданиях вокзалов разместить музеи. Мастерская является одним из лидеров конкурса.

Расширение столицы на этой неделе прокомментировал испанский архитектор Сантьяго Калатрава, представивший на прошлой неделе свою выставку в Эрмитаже. В интервью газете «Огонек» он сказал, что прежде чем расширять границы, надо было использовать территории в черте города – бывшие промзоны и участки, которые по тем или иным причинам выпали из городской инфраструктуры. «Сделать их частью города экономически выгоднее, чем затевать строительство нового города вне существующих границ. Прежде всего потому, что вся городская инфраструктура и коммуникации уже находятся рядом с такой землей», – сказал Калатрава.

«Новая газета» пишет о незаконном строительстве на территории памятника федерального значения – церкви Пресвятой Троицы в Санкт-Петербурге, более известной под названием «Кулич и Пасха». На здании воскресной школы, которое находится в охранной зоне памятника, появился второй этаж. В результате надстройки фактически оказался утерян вид, изображенный на обратной стороне монеты из серии «Памятники архитектуры России». КГИОП сообщил, что работы проводились без разрешения и в отсутствии необходимых документов. Комитет составил акт о самовольной надстройке. Любопытно, что надстройка происходила во время работы в Петербурге 36-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Полномочный представитель России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова объяснила газете «Известия», почему международные эксперты не стали рассматривать петербургский вопрос. Она сказала, это было сделано для того, чтобы наша страна благоприятно выглядела в глазах мирового сообщества. Теперь доклад рабочей группы по Петербургу состоится на следующей сессии Комитета, которая пройдет в Камбодже. В частности, на ней  будут рассматриваться границы исторического центра Петербурга. А вот проект строительства в Петербурге 500-метрового небоскреба «Лахта-центр» ЮНЕСКО изучать не будет. Об этом Митрофанова сообщила «РИА Новости». Она сказала, специалисты выезжали на место предполагаемого строительства, на берег Финского залива, и заключили, что высотка будет достаточно удалена от исторического центра города и не составит ему угрозы.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» выпустил второй курс молодых урбанистов. Директор образовательной программы института, архитектор Юрий Григорян рассказал журналу «Большой город» о самых интересных дипломах, о том, нужны ли Москве изменения и готовы ли к ним власти. Журнал The Village посвятил статью итоговому проекту Александра Новикова, который разрабатывал во время обучения на «Стрелке» тему передвижного микрорайона для мигрантов.