Вместо гуманизма Хазанов предложил поговорить о роли случая, который и в истории архитектуры играет очень большую роль. Под случаем архитектор подразумевает сумму некоторых специфических обстоятельств, позволивших реализовать тот или иной проект. Российские нулевые, по его мнению, на такие обстоятельства были богаты, но «рациональность явно проигрывала местному колориту». Если применить к архитектурному дискурсу знаменитую фразу Маршалла Маклюэна «medium is the message», то окажется, что все построенное в этот период репрезентирует, скорее, социальное устройство нашего государства и, возможно, его власть, но никак не зодчество. И тем удивительней, считает Хазанов, что на этом фоне в России появились отдельные яркие произведения архитектуры.
Одним из главных реализованных проектов своей мастерской Михаил Хазанова считает комплекс зданий Правительства Московской области – на истории создания этого объекта архитектор остановился максимально подробно, поделившись с аудиторией массой забавных эпизодов. В частности, начался этот проект с того, что компания-застройщик очень усердно и спешно рыла котлован под будущий комплекс, а позже выяснилось, что это рвение имело вполне конкретное экономическое обоснование: извлекаемый из недр Московской области песок оказался весьма ценным и неплохо продавался. Когда правительство области прознало про дополнительный доход, застройщика заменили – им стал «Курортпроект», т.е. институт, в рамках которого существует мастерская Хазанова. В российской практике проектировщика и застройщика редко представляет одна компания, что в итоге заметно сказывается на результате. Постройка оказалась максимально приближенной к проекту архитекторов, в сущности, из-за песка, резюмировал архитектор.
А вот проект небоскреба для правительства Москвы реализован не был – изменилась конъюнктура, а потом ММДЦ «Москва-сити» и вовсе был признан градостроительной ошибкой, и от проекта отказались, несмотря на то, что фундамент уже залит. Впрочем, и здесь Хазанову было о чем рассказать слушателям. Началось все с международного конкурса – как известно, в состязаниях на столь ответственные объекты обычно побеждают иностранцы, поэтому свой проект мастерская Хазанова выполнила на английском, а представлять его отправили водителя. Маскировка удалась – студия попала в шорт-лист. А когда проект победил, его предстояло утвердить у главного «зодчего» столицы – важное градостроительное решение принималось мэром Лужковым единолично, что, в общем, тогда было очень характерно для градостроительной ситуации.
Проект коттеджного поселка «Горки-11» удалось реализовать в первоначальном виде опять же в силу субъективных обстоятельств. На этот раз благодаря географии. Поселок находится в Сочи и для того, чтобы вносить изменения в первоначальный проект, застройщику пришлось бы ездить в Москву. «Дешевле было просто не отступать от проекта», – разводит руками Хазанов.
А вот поселку в Серебряном бору так не повезло. Оригинальный замысел архитекторов заключался в том, что коттеджи объединены в блоки, а их кровли образуют единое пространство, которое может использоваться под всевозможные общественные и спортивные функции. Но, как оказалось, жителям поселка подобный гуманный коллективизм глубоко чужд: крыши мгновенно обросли решетками, надстроенными этажами, застекленными лоджиями. «Шанхай вместо модернизма» – одно из любимых выражений Михаила Хазанова, и сюда оно, увы, подходит просто идеально.
Этих эпизодов достаточно, чтобы понять, почему Михаил Хазанов отказался рассуждать о гуманизме. Реальная практика архитекторов в России от этого понятия очень далека, и в подобных условиях мало у кого получалось делать не стыдную архитектуру. У мастерской Хазанова получилось, но это, скорее, счастливое исключение из правила, считает сам архитектор.
Фото: Алиса Гиль (архитектурный журнал «Проект Балтия»)