Снос к празднику, голоса в придачу

Главные новости наступившего 2011-го года связаны с наследием. В Санкт-Петербурге был снесен «Литературный дом» на Невском проспекте, а в Москве состоялся интернет-опрос о возможности реконструкции исторического города, данные которого были фальсифицированы. Об этих и других событиях начала января читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
Оперативный снос памятников, похоже, становится новогодней традицией. В прошлом году во время каникул была уничтожена дача Муромцева в Царицыно, а в начале 2011-го в Санкт-Петербурге осуществили снос т.н. Литературного дома на Невском, 68, причем так дерзко и неожиданно, что градозащитникам не удалось спасти даже фасады. Подробное изложение событий можно найти на порталах Газета.ру и Фонтанка. На месте здания, в котором бывали Гончаров, Тургенев, Тютчев, Белинский, компания «Автокомбалт» собирается построить гостиницу с подземным паркингом. Свои действия застройщик оправдывает тем, что дом формально не числится памятником, поскольку здание было практически заново выстроено после войны архитектором Иваном Фоминым.

После нескольких пикетов в защиту этого объекта наследия «Живой город» так и не смог предотвратить его снос, пишет «Деловой Петербург», хотя против демонтажа знаменитого фасада высказывалась даже председатель КГИОП Вера Дементьева. Однако активистам удалось добиться изменения проекта, который теперь будет максимально приближен к историческому облику. Михаил Золотоносов в своей статье на портале Город 812 критикует общественное движение: дом 68 стоял отселенным два года и снос можно было предвидеть, хотя такого внимания по своим архитектурным качествам здание, по мнению критика, и не заслуживает.

Не менее актуальной темой для Петербурга по-прежнему остается «Охта-центр». Пока «Газпром» ищет новые площадки для реализации своих амбициозных градостроительных замыслов, археологи лелеют мечту о создании музея на месте раскопанных в устье реки Охты крепостей и неолитической стоянки возрастом около 5 тысяч лет. Подробнее об этом рассказывает Агентство архитектурных новостей. В Москве, в Музее и Общественном центре им. Андрея Сахарова недавно открылась фотовыставка, посвященная тому, что беспрецедентные находки после ухода инвестора с площадки теперь фактически оказались брошенными на произвол судьбы. Подробнее о том, что обнаружили археологии, можно прочитать в Газете.ру и портале Theory&Practice

Тем временем, в Москве на поприще наследия разворачиваются не менее драматические события. Правда, на этот раз местом действия стал не очередной исторический адрес, а… виртуальное пространство. Обновленный сайт мэрии провел «народное» голосование за/против реконструкции исторических памятников столицы. Выяснить общественное мнение  властям понадобилось, видимо, в преддверии второго чтения закона об объектах культурного наследия, предполагает телеканал Вести. Однако всего спустя пару дней после начала опроса активисты обнаружили на сайте явную накрутку голосов в пользу реконструкции: за одну ночь число ее сторонников неожиданно превысило обычную статистику посещаемости почти в сто раз. Первым об этом сообщило ИА Регнум. Мэрия гневно опровергла эту информацию, обвинив некоторых блоггеров в клевете (досталось, например, известному телеведущему Александру Архангельскому), однако в итоге голосование остановила. Как пишут РИА Новости, повторный онлайн-опрос выявил совсем иную картину: более 78% участников высказались за создание заповедников и сохранение старой Москвы.

История с сайтом мэрии выглядит тем нелепее, чем большую лояльность по отношению к наследию демонстрирует сам мэр. Так, в первую рабочую неделю нового года Сергей Собянин сообщил, что судьбу уже порядком разрушенного реконструкцией «Детского мира» будет решать градостроительно-земельная комиссия, которую он возглавляет. «Архнадзор» не исключает, что мэр может скорректировать проект и спасти памятник. Кроме того, вместе с рядом других общественных движений «Архнадзор» также на днях обратился к градоначальнику с открытым письмом, в котором поблагодарил за приостановку строительства пресловутого торгового центра на Пушкинской площади и призвал
вообще отказаться от всякого подземного вмешательства, т.е. от прокладки тоннелей и подземной парковки.

Предметом широкого обсуждения в прессе стали и презентованные на официальном сайте Москомархитектуры проекты типовых торговых павильонов и киосков, разработанные коллективом под руководством главного архитектора Москвы Александра Кузьмина и предназначенные для повсеместного распространения на улицах столицы. Григорий Ревзин в «Коммерсанте» сравнивает «модельный ряд» киосков с работой студента второкурсника, выполненной поверхностно и немного второпях. Агентство архитектурных новостей напоминает, что в основе нынешних типов – практически те же, что были представлены на Общественном совете еще в 2008-м году. Подробнее о типологическом разнообразии киосков, решенных в классическом, современном и прочих стилях, пишет «Газета».

Еще одним героем градостроительных новостей столицы с недавних пор вновь стал Большой театр, чья эпическая реконструкция медленно, но верно приближается к своему завершению. На этот раз о затянувшейся стройке журналистам напомнил сам ее бессменный куратор Владимир Ресин, давший интервью журналу «Огонек». Вспомнила пресса и о ММДЦ «Москва-Сити»: «Коммерсант» выяснил, что на стройку делового центра возвращается инвестор Шалва Чигиринский, когда-то планировавший возвести здесь самый высокий небоскреб в Европе – башню «Россия». Теперь на ее месте компания Чигиринского будет строить более «скромный» вариант – комплекс на 250 тыс. кв. м.

Что же касается художественной жизни, то в первой половине января она предсказуемо не была слишком активной. За неимением новых выставок профессиональная пресса детально разобрала экспозицию «Мы превратили Москву в столицу», открывшуюся в Музее архитектуры накануне Нового года и посвященную 80-летию «Моспроекта-1». В частности, о выставке написали Газета.ру и «Коммерсант», причем Григорий Ревзин считает, что этой выставкой юбиляр присвоил себе чужую славу. «Моспроект-1», один из главных лужковских архитектурных институтов, на выставке не показывает ни одной своей работы – только работы своего организационного предка. Они и сами понастроили – но стесняются», – пишет критик.

В заключение обзора отметим развернутое интервью Григория Ревзина, которое архитектурный критик №1 дал журналу «Афиша». Журналист, благодаря статьям которого «люди стали замечать архитектуру», рассказывает о своем отношении к актуальному искусству и градозащитным движениям, «националистической» архитектуре Юрия Лужкова и «поколенческим идеалам» руководителей страны.
zooming
Выставка «Мы создали из Москвы столицу». Фото: Анна Мартовицкая
zooming
Реконструкция «Детского мира». Фото: http://topfloor-invest.ru/
zooming
Реконструкция Пушкинской площади. Фото: http://www.mk.ru
zooming
Московские ларьки. Фото с сайта Москомархитектуры
zooming
Московские ларьки. Фото с сайта Москомархитектуры

21 Января 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.