Главные новости наступившего 2011-го года связаны с наследием. В Санкт-Петербурге был снесен «Литературный дом» на Невском проспекте, а в Москве состоялся интернет-опрос о возможности реконструкции исторического города, данные которого были фальсифицированы. Об этих и других событиях начала января читайте в нашем новом обзоре прессы.
Выставка «Мы создали из Москвы столицу». Фото: Анна Мартовицкая
Оперативный снос памятников, похоже, становится новогодней традицией. В прошлом году во время каникул была уничтожена дача Муромцева в Царицыно, а в начале 2011-го в Санкт-Петербурге осуществили снос т.н. Литературного дома на Невском, 68, причем так дерзко и неожиданно, что градозащитникам не удалось спасти даже фасады. Подробное изложение событий можно найти на порталах Газета.ру и Фонтанка. На месте здания, в котором бывали Гончаров, Тургенев, Тютчев, Белинский, компания «Автокомбалт» собирается построить гостиницу с подземным паркингом. Свои действия застройщик оправдывает тем, что дом формально не числится памятником, поскольку здание было практически заново выстроено после войны архитектором Иваном Фоминым.
После нескольких пикетов в защиту этого объекта наследия «Живой город» так и не смог предотвратить его снос, пишет «Деловой Петербург», хотя против демонтажа знаменитого фасада высказывалась даже председатель КГИОП Вера Дементьева. Однако активистам удалось добиться изменения проекта, который теперь будет максимально приближен к историческому облику. Михаил Золотоносов в своей статье на портале Город 812 критикует общественное движение: дом 68 стоял отселенным два года и снос можно было предвидеть, хотя такого внимания по своим архитектурным качествам здание, по мнению критика, и не заслуживает.
Не менее актуальной темой для Петербурга по-прежнему остается «Охта-центр». Пока «Газпром» ищет новые площадки для реализации своих амбициозных градостроительных замыслов, археологи лелеют мечту о создании музея на месте раскопанных в устье реки Охты крепостей и неолитической стоянки возрастом около 5 тысяч лет. Подробнее об этом рассказывает Агентство архитектурных новостей. В Москве, в Музее и Общественном центре им. Андрея Сахарова недавно открылась фотовыставка, посвященная тому, что беспрецедентные находки после ухода инвестора с площадки теперь фактически оказались брошенными на произвол судьбы. Подробнее о том, что обнаружили археологии, можно прочитать в Газете.ру и портале Theory&Practice.
Тем временем, в Москве на поприще наследия разворачиваются не менее драматические события. Правда, на этот раз местом действия стал не очередной исторический адрес, а… виртуальное пространство. Обновленный сайт мэрии провел «народное» голосование за/против реконструкции исторических памятников столицы. Выяснить общественное мнение властям понадобилось, видимо, в преддверии второго чтения закона об объектах культурного наследия, предполагает телеканал Вести. Однако всего спустя пару дней после начала опроса активисты обнаружили на сайте явную накрутку голосов в пользу реконструкции: за одну ночь число ее сторонников неожиданно превысило обычную статистику посещаемости почти в сто раз. Первым об этом сообщило ИА Регнум. Мэрия гневно опровергла эту информацию, обвинив некоторых блоггеров в клевете (досталось, например, известному телеведущему Александру Архангельскому), однако в итоге голосование остановила. Как пишут РИА Новости, повторный онлайн-опрос выявил совсем иную картину: более 78% участников высказались за создание заповедников и сохранение старой Москвы.
История с сайтом мэрии выглядит тем нелепее, чем большую лояльность по отношению к наследию демонстрирует сам мэр. Так, в первую рабочую неделю нового года Сергей Собянин сообщил, что судьбу уже порядком разрушенного реконструкцией «Детского мира» будет решать градостроительно-земельная комиссия, которую он возглавляет. «Архнадзор» не исключает, что мэр может скорректировать проект и спасти памятник. Кроме того, вместе с рядом других общественных движений «Архнадзор» также на днях обратился к градоначальнику с открытым письмом, в котором поблагодарил за приостановку строительства пресловутого торгового центра на Пушкинской площади и призвал вообще отказаться от всякого подземного вмешательства, т.е. от прокладки тоннелей и подземной парковки.
Предметом широкого обсуждения в прессе стали и презентованные на официальном сайте Москомархитектуры проекты типовых торговых павильонов и киосков, разработанные коллективом под руководством главного архитектора Москвы Александра Кузьмина и предназначенные для повсеместного распространения на улицах столицы. Григорий Ревзин в «Коммерсанте» сравнивает «модельный ряд» киосков с работой студента второкурсника, выполненной поверхностно и немного второпях. Агентство архитектурных новостей напоминает, что в основе нынешних типов – практически те же, что были представлены на Общественном совете еще в 2008-м году. Подробнее о типологическом разнообразии киосков, решенных в классическом, современном и прочих стилях, пишет «Газета».
Еще одним героем градостроительных новостей столицы с недавних пор вновь стал Большой театр, чья эпическая реконструкция медленно, но верно приближается к своему завершению. На этот раз о затянувшейся стройке журналистам напомнил сам ее бессменный куратор Владимир Ресин, давший интервью журналу «Огонек». Вспомнила пресса и о ММДЦ «Москва-Сити»: «Коммерсант» выяснил, что на стройку делового центра возвращается инвестор Шалва Чигиринский, когда-то планировавший возвести здесь самый высокий небоскреб в Европе – башню «Россия». Теперь на ее месте компания Чигиринского будет строить более «скромный» вариант – комплекс на 250 тыс. кв. м.
Что же касается художественной жизни, то в первой половине января она предсказуемо не была слишком активной. За неимением новых выставок профессиональная пресса детально разобрала экспозицию «Мы превратили Москву в столицу», открывшуюся в Музее архитектуры накануне Нового года и посвященную 80-летию «Моспроекта-1». В частности, о выставке написали Газета.ру и «Коммерсант», причем Григорий Ревзин считает, что этой выставкой юбиляр присвоил себе чужую славу. «Моспроект-1», один из главных лужковских архитектурных институтов, на выставке не показывает ни одной своей работы – только работы своего организационного предка. Они и сами понастроили – но стесняются», – пишет критик.
В заключение обзора отметим развернутое интервью Григория Ревзина, которое архитектурный критик №1 дал журналу «Афиша». Журналист, благодаря статьям которого «люди стали замечать архитектуру», рассказывает о своем отношении к актуальному искусству и градозащитным движениям, «националистической» архитектуре Юрия Лужкова и «поколенческим идеалам» руководителей страны.