Колхас на «Стрелке», «Охта-центр» на мушке

Конец мая оказался чрезвычайно богат на архитектурные новости. Этому в немалой степени способствовали XV Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» и Вторая Московская биеннале архитектуры, а также открытие Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Не меньший общественный резонанс вызвали события в сфере охраны наследия. В Москве активисты приостановили снос исторического квартала вокруг церкви в Кадашах, а в Санкт-Петербурге в скандал, связанный со строительством небоскреба «Охта-центр», вмешался лично президент РФ Дмитрий Медведев. Об этих и других событиях читайте в нашем обзоре прессы.

mainImg
По масштабам Вторая Московская биеннале архитектуры оказалась куда скромнее, чем ее предшественница двухлетней давности. Однако в известной степени это было кураторам только на руку – в частности, в этом году они смогли сосредоточить все концептуальные проекты в пределах ЦДХ. В интервью газете «Известия» Барт Голдхоорн рассказал о том, насколько удобным и важным считает подобное размещение экспозиций – собранные все вместе, они нагляднее и полнее раскрыли тему смотра, сформулированную как «Перестройка». Своими размышлениями о кураторской программе биеннале поделился Григорий Ревзин в «Коммерсанте», репортажи с выставки появились также в «Новой газете», «Российской газете» и на портале BN.ru.

Пожалуй, единственной площадкой, на которой параллельно биеннале развернулись громкие архитектурные события, стала «АРТ Стрелка». На ее территории 25 мая открылся новый амбициозный Институт медиа, архитектуры и дизайна. Главной звездой церемонии стал руководитель всемирно известного бюро OMA Рем Колхас, выступивший с презентацией методики, разработанной им специально для «Стрелки». Впрочем, критик Григорий Ревзин куда более впечатлился не Колхасом, показавшимся ему «живой неопределенностью», а архитектурным проектом Олега Шапиро, перестроившего кусочек «Красного Октября» под «самое точное в Москве пространство с идентичностью молодого европеизированного арт-поколения 2000-х». Репортаж с открытия опубликовали и несколько других изданий, в частности, «Независимая газета» и британская Independent. А в «Большом Городе» опубликована беседа президента «Стрелки» Ильи Осколкова-Ценципера и Григория Ревзина, посвященная вечному вопросу о том, можно ли изменить нынешнюю московскую архитектуру.

К слову, удачный проект реконструкции пространства «Стрелки» отметил и сам Рем Колхас – интервью с мегазвездой опубликовали «Ведомости». В нем архитектор также объяснил, почему согласился участвовать в работе новой школы: «Ее преимущество в новизне, – считает глава OMA, – в отличие от Гарварда, здесь можно получить навыки и знания за полгода или год… и последовательно работать над одной темой». Другой архитектурной знаменитостью, приглашенной на биеннале, стал теоретик и гуру деконструктивизма Питер Айзенман – интервью с ним опубликовала «Независимая газета».

Параллельно с биеннале важные события, имевшие большой общественный резонанс, развернулись на ниве охраны исторического наследия. Громом среди ясного неба для питерских властей, до сих пор старательно закрывавших глаза на строительство «Охта-центра», стало личное вмешательство в ситуацию президента РФ Дмитрия Медведева. Глава государства поручил Росохранкультуре «обеспечить неукоснительное соблюдение» предписаний ЮНЕСКО. И если от самого международного комитета, пригрозившего Санкт-Петербургу исключением из списка объектов всемирного наследия, чиновники просто отмахнулись, то реакцию президента игнорировать вряд ли получится, считает газета «Коммерсант». О том, какими именно могут быть альтернативные варианты строительства, упомянутые Дмитрием Медведевым, размышляли самые разные издания, в том числе Газета.ру, «Время Новостей»  и «Новые известия». Интересно, что на слова президента откликнулись и сами авторы небоскреба – архитекторы бюро RMJM обратились с открытым письмом к главе Газпрома Алексею Миллеру, в котором гарантировали свою готовность скорректировать проект в соответствии с требованиями ЮНЕСКО. Об этом также сообщает «Коммерсант».

Радость питерских градозащитников омрачили новости с другой горячей точки города – Апраксина двора, проект реконструкции которого недавно рассмотрел Совет по сохранению культурного наследия. Разработанный архитектором Владимиром Бурыгиным, он предполагает снос 26 исторических корпусов, а также перемещение еще ряда строений Апраксина двора на 10 метровый стилобат, в котором разместят новые торговые площади. Подробнее об этом рассказывают «Фонтанка», портал ЗАКС и «Новая газета».

Что же касается московских защитников наследия, то все их внимание во второй половине мая было приковано к Кадашевской слободе. 18 мая там начался снос исторической застройки, окружающей знаменитый храм Воскресения. После того, как были разрушены остатки Дома дьякона, активисты движения «Архнадзор» устроили в Кадашах круглосуточное дежурство и перекрыли путь строительной технике. Позже к ним присоединились и прихожане храма. Обо всем, что происходило на этой стройке, подробно сообщали сайт движения, радиостанция «Голос России», телеканал «Вести» и газета «Известия». Власти Москвы долго игнорировали этот конфликт, однако, как пишет «Время Новостей», на днях мэр Юрий Лужков все же дал поручение разобраться в ситуации. Под давлением критики Москомнаследие выступило за приостановку работ.

Снос в Кадашах стал первой жертвой вступившего в силу Генерального плана развития Москвы до 2025 года, считает журнал «Эксперт». «Газета» же сообщает, что окончательное утверждение скандального документа стало поводом для его противников обратиться с исками в суд. Члены Общественной палаты РФ готовы направить жалобу в Генпрокуратуру РФ. Оппозиция также надеется, что действие документа может приостановить вмешательство Минрегионразвития РФ, которое, как пишет та же «Газета», считает, что в нем не хватает положений об исполнении Москвой функций столицы.

Другой спорный законопроект, который так же медленно, но верно, несмотря на протесты общественности,  продвигается к принятию, – это закон о реституции. Во второй половине мая он был одобрен Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и внесен на рассмотрение последнего. Текст документа оказался в распоряжении «Коммерсанта»: газета отмечает в нем ряд изменений, в частности, появление пункта о предоставлении религиозным организациям полного права собственника на возвращаемую недвижимость, без ограничений в ее назначении. «Известия» также предполагают, что церковь получит не только культовые сооружения, но и жилые дома и здания, построенные на территории монастырей в годы советской власти. Взаимная критика музейного и церковного сообществ, тем временем, не спадает, что подтвердили прения в Общественной палате РФ, – репортаж с них опубликовал «Коммерсант». Понятно, что на фоне столь острых дискуссий передача каждого нового знакового объекта в собственность РПЦ вызывает сильнейший общественный резонанс. Вот только некоторые из них: Исторический музей освободил Митрополичьи палаты Крутицкого подворья, а в Челябинске РПЦ передан храм Св. Александра Невского на Алом поле, где до сих пор размещалась городская филармония с уникальным органом. О последнем акте передачи подробно рассказывает газета «Культура».

С наступлением лета начался активный сезон реставрационных работ – сообщения о них приходят из самых разных городов страны. Так, Дмитрий Медведев выделил из своего резервного фонда около 14 миллионов рублей на скорейшее восстановление сгоревших башен Псковского Кремля. Еще 10 миллионов на эти же цели выделил министр культуры РФ, остальное реставраторы рассчитывают получить от местных бизнесменов, сообщает портал infox.ru. «Новая газета» публикует статью о завершении трехлетней реставрации уникального памятника паркового деревянного зодчества XVIII века – павильона Венеры в Гатчине, до сих пор не очень избалованного вниманием властей. А вот на восстановление куда более масштабного и затратного объекта – Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме – средств, похоже, нет. И хотя самый сложный этап реставрации – восстановление фасадов и кровли, – уже позади, закончить работы целиком к будущему году – 300-летию города Ломоносова –вряд ли удастся, отмечает портал BN.ru.

Москву также не обошли новости реставрации. Так, в конце музыкального сезона на длительную реставрацию закрылась столичная консерватория – об этом сообщает «Российская газета». Первая почти за триста лет полноценная реставрация начинается также на хорошо известной колокольне на Софийской набережной, сообщают «Вести». Также, видимо, предстоит продолжить дорогостоящие работы и Московскому манежу: фермы из клееной древесины, восстановленные по чертежам инженера Августина Бетанкура, начали трескаться, пишет «Время Новостей».

И, наконец, радостная для защитников исторического наследия новость пришла 2 июня из Госдумы, где на заседании Комитета по культуре были одобрены поправки в федеральные законы «О музейном фонде» и «Об объектах культурного наследия», которые придадут официальный статус музеям-заповедникам и музеям-усадьбам, то есть всем тем объектам культурного наследия, которые имеют в своем составе исторические территории. Как поясняет газета «Время Новостей», до сих пор более ста музеев-заповедников в России не могли гарантировать сохранность своих панорам и окружающих ландшафтов, но теперь, наконец, обрели законное право защищать свои территории.
zooming
Вторая московская биеннале архитектуры. Фото Юлии Тарабариной
zooming
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фото Нины Фроловой.
zooming
Охта-Центр (Газпром-Сити) © RMJM
zooming
Проект реконструкции Апраксина двора © Wilkinson Eyre Architects
zooming
Московская консерватория. Фото: http://www.mosconsv.ru/

05 Июня 2010

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего, 4-го, участка – MAD Architects – показали фотографии уже вполне «оформившихся» корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.