Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.06.2010

Колхас на «Стрелке», «Охта-центр» на мушке

Наталья Коряковская

Конец мая оказался чрезвычайно богат на архитектурные новости. Этому в немалой степени способствовали XV Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва» и Вторая Московская биеннале архитектуры, а также открытие Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Не меньший общественный резонанс вызвали события в сфере охраны наследия. В Москве активисты приостановили снос исторического квартала вокруг церкви в Кадашах, а в Санкт-Петербурге в скандал, связанный со строительством небоскреба «Охта-центр», вмешался лично президент РФ Дмитрий Медведев. Об этих и других событиях читайте в нашем обзоре прессы.

Вторая московская биеннале архитектуры. Фото Юлии Тарабариной
Вторая московская биеннале архитектуры. Фото Юлии Тарабариной
По масштабам Вторая Московская биеннале архитектуры оказалась куда скромнее, чем ее предшественница двухлетней давности. Однако в известной степени это было кураторам только на руку – в частности, в этом году они смогли сосредоточить все концептуальные проекты в пределах ЦДХ. В интервью газете «Известия» Барт Голдхоорн рассказал о том, насколько удобным и важным считает подобное размещение экспозиций – собранные все вместе, они нагляднее и полнее раскрыли тему смотра, сформулированную как «Перестройка». Своими размышлениями о кураторской программе биеннале поделился Григорий Ревзин в «Коммерсанте», репортажи с выставки появились также в «Новой газете», «Российской газете» и на портале BN.ru.

Пожалуй, единственной площадкой, на которой параллельно биеннале развернулись громкие архитектурные события, стала «АРТ Стрелка». На ее территории 25 мая открылся новый амбициозный Институт медиа, архитектуры и дизайна. Главной звездой церемонии стал руководитель всемирно известного бюро OMA Рем Колхас, выступивший с презентацией методики, разработанной им специально для «Стрелки». Впрочем, критик Григорий Ревзин куда более впечатлился не Колхасом, показавшимся ему «живой неопределенностью», а архитектурным проектом Олега Шапиро, перестроившего кусочек «Красного Октября» под «самое точное в Москве пространство с идентичностью молодого европеизированного арт-поколения 2000-х». Репортаж с открытия опубликовали и несколько других изданий, в частности, «Независимая газета» и британская Independent. А в «Большом Городе» опубликована беседа президента «Стрелки» Ильи Осколкова-Ценципера и Григория Ревзина, посвященная вечному вопросу о том, можно ли изменить нынешнюю московскую архитектуру.

К слову, удачный проект реконструкции пространства «Стрелки» отметил и сам Рем Колхас – интервью с мегазвездой опубликовали «Ведомости». В нем архитектор также объяснил, почему согласился участвовать в работе новой школы: «Ее преимущество в новизне, – считает глава OMA, – в отличие от Гарварда, здесь можно получить навыки и знания за полгода или год… и последовательно работать над одной темой». Другой архитектурной знаменитостью, приглашенной на биеннале, стал теоретик и гуру деконструктивизма Питер Айзенман – интервью с ним опубликовала «Независимая газета».

Параллельно с биеннале важные события, имевшие большой общественный резонанс, развернулись на ниве охраны исторического наследия. Громом среди ясного неба для питерских властей, до сих пор старательно закрывавших глаза на строительство «Охта-центра», стало личное вмешательство в ситуацию президента РФ Дмитрия Медведева. Глава государства поручил Росохранкультуре «обеспечить неукоснительное соблюдение» предписаний ЮНЕСКО. И если от самого международного комитета, пригрозившего Санкт-Петербургу исключением из списка объектов всемирного наследия, чиновники просто отмахнулись, то реакцию президента игнорировать вряд ли получится, считает газета «Коммерсант». О том, какими именно могут быть альтернативные варианты строительства, упомянутые Дмитрием Медведевым, размышляли самые разные издания, в том числе Газета.ру, «Время Новостей»  и «Новые известия». Интересно, что на слова президента откликнулись и сами авторы небоскреба – архитекторы бюро RMJM обратились с открытым письмом к главе Газпрома Алексею Миллеру, в котором гарантировали свою готовность скорректировать проект в соответствии с требованиями ЮНЕСКО. Об этом также сообщает «Коммерсант».

Радость питерских градозащитников омрачили новости с другой горячей точки города – Апраксина двора, проект реконструкции которого недавно рассмотрел Совет по сохранению культурного наследия. Разработанный архитектором Владимиром Бурыгиным, он предполагает снос 26 исторических корпусов, а также перемещение еще ряда строений Апраксина двора на 10 метровый стилобат, в котором разместят новые торговые площади. Подробнее об этом рассказывают «Фонтанка», портал ЗАКС и «Новая газета».

Что же касается московских защитников наследия, то все их внимание во второй половине мая было приковано к Кадашевской слободе. 18 мая там начался снос исторической застройки, окружающей знаменитый храм Воскресения. После того, как были разрушены остатки Дома дьякона, активисты движения «Архнадзор» устроили в Кадашах круглосуточное дежурство и перекрыли путь строительной технике. Позже к ним присоединились и прихожане храма. Обо всем, что происходило на этой стройке, подробно сообщали сайт движения, радиостанция «Голос России», телеканал «Вести» и газета «Известия». Власти Москвы долго игнорировали этот конфликт, однако, как пишет «Время Новостей», на днях мэр Юрий Лужков все же дал поручение разобраться в ситуации. Под давлением критики Москомнаследие выступило за приостановку работ.

Снос в Кадашах стал первой жертвой вступившего в силу Генерального плана развития Москвы до 2025 года, считает журнал «Эксперт». «Газета» же сообщает, что окончательное утверждение скандального документа стало поводом для его противников обратиться с исками в суд. Члены Общественной палаты РФ готовы направить жалобу в Генпрокуратуру РФ. Оппозиция также надеется, что действие документа может приостановить вмешательство Минрегионразвития РФ, которое, как пишет та же «Газета», считает, что в нем не хватает положений об исполнении Москвой функций столицы.

Другой спорный законопроект, который так же медленно, но верно, несмотря на протесты общественности,  продвигается к принятию, – это закон о реституции. Во второй половине мая он был одобрен Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и внесен на рассмотрение последнего. Текст документа оказался в распоряжении «Коммерсанта»: газета отмечает в нем ряд изменений, в частности, появление пункта о предоставлении религиозным организациям полного права собственника на возвращаемую недвижимость, без ограничений в ее назначении. «Известия» также предполагают, что церковь получит не только культовые сооружения, но и жилые дома и здания, построенные на территории монастырей в годы советской власти. Взаимная критика музейного и церковного сообществ, тем временем, не спадает, что подтвердили прения в Общественной палате РФ, – репортаж с них опубликовал «Коммерсант». Понятно, что на фоне столь острых дискуссий передача каждого нового знакового объекта в собственность РПЦ вызывает сильнейший общественный резонанс. Вот только некоторые из них: Исторический музей освободил Митрополичьи палаты Крутицкого подворья, а в Челябинске РПЦ передан храм Св. Александра Невского на Алом поле, где до сих пор размещалась городская филармония с уникальным органом. О последнем акте передачи подробно рассказывает газета «Культура».

С наступлением лета начался активный сезон реставрационных работ – сообщения о них приходят из самых разных городов страны. Так, Дмитрий Медведев выделил из своего резервного фонда около 14 миллионов рублей на скорейшее восстановление сгоревших башен Псковского Кремля. Еще 10 миллионов на эти же цели выделил министр культуры РФ, остальное реставраторы рассчитывают получить от местных бизнесменов, сообщает портал infox.ru. «Новая газета» публикует статью о завершении трехлетней реставрации уникального памятника паркового деревянного зодчества XVIII века – павильона Венеры в Гатчине, до сих пор не очень избалованного вниманием властей. А вот на восстановление куда более масштабного и затратного объекта – Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме – средств, похоже, нет. И хотя самый сложный этап реставрации – восстановление фасадов и кровли, – уже позади, закончить работы целиком к будущему году – 300-летию города Ломоносова –вряд ли удастся, отмечает портал BN.ru.

Москву также не обошли новости реставрации. Так, в конце музыкального сезона на длительную реставрацию закрылась столичная консерватория – об этом сообщает «Российская газета». Первая почти за триста лет полноценная реставрация начинается также на хорошо известной колокольне на Софийской набережной, сообщают «Вести». Также, видимо, предстоит продолжить дорогостоящие работы и Московскому манежу: фермы из клееной древесины, восстановленные по чертежам инженера Августина Бетанкура, начали трескаться, пишет «Время Новостей».

И, наконец, радостная для защитников исторического наследия новость пришла 2 июня из Госдумы, где на заседании Комитета по культуре были одобрены поправки в федеральные законы «О музейном фонде» и «Об объектах культурного наследия», которые придадут официальный статус музеям-заповедникам и музеям-усадьбам, то есть всем тем объектам культурного наследия, которые имеют в своем составе исторические территории. Как поясняет газета «Время Новостей», до сих пор более ста музеев-заповедников в России не могли гарантировать сохранность своих панорам и окружающих ландшафтов, но теперь, наконец, обрели законное право защищать свои территории.
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фото Нины Фроловой.
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Фото Нины Фроловой.
Охта-Центр (Газпром-Сити) © RMJM
Охта-Центр (Газпром-Сити) © RMJM
Проект реконструкции Апраксина двора © Wilkinson Eyre Architects
Проект реконструкции Апраксина двора © Wilkinson Eyre Architects
Московская консерватория. Фото: http://www.mosconsv.ru/
Московская консерватория. Фото: http://www.mosconsv.ru/