Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.12.2009

Снос или полная неизвестность

Наталья Коряковская

Представляем вашему вниманию обзор прессы за две первые недели декабря. Мы надеемся, что такие обзоры станут постоянным и полезным дополнением к подборкам публикаций СМИ, которые ежедневно появляются на Архи.ру в разделе «Пресса». Итак, самые интересные сюжеты начала декабря и самые любопытные статьи – по мнению обозревателя Натальи Коряковской.

Актуализированный Генплан. Схема территорий реорганизации и стабилизации Центрального округа. Фото: Архнадзор
Актуализированный Генплан. Схема территорий реорганизации и стабилизации Центрального округа. Фото: Архнадзор
Первую половину декабря едва ли можно назвать урожайной по части архитектурных событий: все фестивали, премии и громкие выставки закончились вместе с осенью. А вот в сфере градостроительства и охраны историко-культурного наследия жизнь в этот период, наоборот, кипела. Основные страсти разгорелись вокруг самого обсуждаемого и, пожалуй, самого спорного  градостроительного документа нынешнего года  – Актуализированного Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Аргументированные замечания экспертов и многочисленные протесты общественности в итоге никак не помогли его скорректировать – еще в конце ноября столичный мэр принял решение не прислушиваться ни к тем, ни к другим, и подписал постановление, одобряющее Генплан. А 2 декабря этот документ в первом чтении приняла Мосгордума, о чем пишет газета «Коммерсантъ».

На это событие не замедлило отреагировать общественное движение «Архнадзор». Его координационный совет опубликовал открытое письмо Генеральному прокурору России, в котором прямо указал на то, что новый генплан нарушает действующий закон о памятниках, и, в частности, на отсутствие согласования документа с Министерством культуры РФ и ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры). А в газете «Известия» один из активистов «Архнадзора», известный архитектуровед Рустам Рахматуллин написал статью «Генплан пошел на снос», в которой детально проанализировал схему т.н. зон стабилизации и реорганизации в ЦАО и пришел к самым неутешительным выводам о том, что под ударом в самое ближайшее время окажутся ценнейшие исторические участки -- часть Пятницкой улицы, комплексы доходных домов по Большой Дмитровке и по Петровке и многие другие.

Скандальную тему ликвидации памятников и знаковых объектов продолжило распоряжение Правительства РФ о сносе здания Центрального дома художника на Крымском валу. Напомним, что своего апогея конфликт вокруг возможной реконструкции территории Парка искусств и строительства нового здания Третьяковской галереи достиг прошлой осенью, когда компания «Интеко» неожиданно презентовала футуристичный проект многофункционального комплекса под названием «Апельсин», разработанный самим Норманом Фостером. В самом конце 2008 года Общественная палата РФ специально обсуждала «вопрос ЦДХ»,  и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин объявил собравшимся, что проект по требованию жителей лишился высотной части и существенно сократился в своих габаритах. Защитники ЦДХ во главе с его директором Василием Бычковым решили, что на этом вопрос о появлении «наглого фрукта» на Крымском валу исчерпан – если не по причине внимания властей к мнению горожан, то хотя бы из-за экономического кризиса. И вот 5 декабря «Коммерсантъ» опередил всех новостью о том, что Владимиром Путиным подписано распоряжение о сносе Дома художников и передаче территории правительству Москвы под новое строительство. Таким образом мэрия получила официальное разрешение приступить к поиску инвестора, и, по мнению Григория Ревзина, им вполне может оказаться все та же компания «Интеко», а проектом – «Апельсин». Не случайно, пишет Ревзин, мэр в день подписания распоряжения встречался с лордом Фостером на совещании по другому амбициозному проекту – реконструкции ГМИИ Пушкина. Сергей Хачатуров в газете «Время новостей» с горечью отмечает полное пренебрежение власти к общественному мнению в этой истории.

Между тем упомянутый проект реконструкции ГМИИ Пушкина, о котором со всей решимостью на своей ноябрьской пресс-конференции напомнила директор музея Ирина Антонова, до сих пор не представили общественности ни в окончательном варианте, ни в каком-либо ином, хотя это уже не раз было обещано. Григорий Ревзин располагает информацией о том, что 28 ноября прошло закрытое заседание Совета по реконструкции ГМИИ с участием мэра, лорда Фостера и других заинтересованных сторон, результаты которого не разглашаются, хотя речь идет о существенном изменении проекта. Кое-какой свет на проект проливает недавнее интервью руководителя «Моспроекта-5» Сергея Ткаченко агентству «Интерфакс»  . Напомним, что тандем «Моспроекта-5» и Foster + Partners выиграл прошлогодний тендер на реконструкцию музея и, как теперь обещает Сергей Ткаченко, проект первой очереди будет сдан в экспертизу уже к апрелю 2010 года.

Возможно, публичного обсуждения проекта вообще не будет. По крайней мере, именно так произошло с другим скандальным проектом – реконструкцией Пушкинской площади, который в середине ноября секретно был одобрен столичным мэром в неизвестном варианте, минуя слушания, общественный и экспертный советы. 6 декабря у памятника Грибоедову на Чистых прудах в связи с этим известием прошел митинг возмущенной общественности, информация о котором просочилась только в «Новую газету».

Грустные новости пришли и из Петербурга, где из списка вновь выявленных объектов был исключен дом Рогова, вокруг которого в свое время было сломано не меньше копий. Доведенному до аварийности дому тем самым подписан сносный приговор – об этом подробно рассказывает «Фонтанка».

В Москве тем временем аварийность исторического дома на Петровке, 26, стр.3 стала причиной смерти рабочего, погибшего под обрушившейся стеной. Обозреватель «Газеты» Константин Михайлов не исключает, что эта история, повторяющая печально известное обрушение в Садовниках летом 2009 г., повлекшее за собой снос целого квартала, тоже могла быть кому-то выгодна.

В блоке новостей по архитектурному наследию, которым, по традиции, посвящены не менее половины всех публикаций на тему градостроительства и архитектуры, в этом месяце наметилось некое равновесие между утратами и подвигами защитников старины. Так, Константин Михайлов пишет в «Газете» о презентации третьего отчета MAPS с призывом к спасению исторической застройки Самары. О самарских бедах глазами иностранных коллег можно прочитать в The Guardian. А «Архнадзор» провел вечер в честь открытия своего клуба в Библиотеке-Читальне им. И.С. Тургенева и разместил об этом мероприятии краткий отчет на своем сайте.

Порадовали с реставрацией и московские власти: знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница» вернулась на историческое место -- ко входу на ВВЦ, откуда ее убрали на ремонт в 2003-м. Статьи на эту тему появились во многих изданиях, например, во «Времени Новостей». Как пишет «Газета», реконструкция памятника обошлась городу почти в три миллиарда рублей. Любопытно и то, что работы вела дочерняя компания ЗАО «Интеко». Не у всех девелопреов, однако, дела идут хорошо – корпорация MIRAX GROUP в начале декабря объявила о своем намерении урезать расходы буквально: срезать со второй башни высотного делового комплекса "Федерация" 30 этажей, уменьшив ее таким образом до 64-х. Об этом статья в «Известиях».

И все же одной знаменитой скульптуры, которая после 6 лет реставрации наконец-то возвращена городу во всем своем блеске, явно недостаточно для того, чтобы перевесить все негативные и тревожные новости начала декабря. И если в судьбе ЦДХ и ГМИИ им. Пушкина еще возможны перемены к лучшему, то в том, что новый Генплан Москвы, несмотря на многочисленные недостатки, все же будет принят в своем нынешнем виде, не остается никаких сомнений. Если этот документ не вступит в силу 1 января 2010 года, любое новое строительство в городе автоматически станет незаконным, а подобную катастрофу московский стройкомплекс вряд ли допустит.

Здание на Крымском валу. Фото: РИА Новости
Здание на Крымском валу. Фото: РИА Новости
Башни MIRAX-a в Сити. Фото: Известия
Башни MIRAX-a в Сити. Фото: Известия
Рабочий и колхозница. Фото: Известия
Рабочий и колхозница. Фото: Известия