Станция метро «Рижская» («Ржевская»)
информация:
-
статус
реализовано -
даты
2017 — 2020 / 2020 — 02.2023Дизайну новых станций Большой кольцевой линии уделялось большое внимание с самого начала: этот проект стал крупнейшим для Московского метрополитена и объединил усилия сотен архитекторов, строителей и инженеров.
Проект бюро Blank Architects стал победителем открытого международного конкурса, объявленного Москомархитектурой при поддержке Правительства Москвы в 2017 году. По итогам двух этапов отбора голосованием горожан на портале «Активный гражданин» данный проект был выбран победителем.
Далее бюро приступило к разработке финального проекта и всей необходимой документации, а в последствии – осуществляло авторский надзор за реализацией проекта. -
место
Москва
проспект Мира -
координаты
55.792160, 37.637900 -
функция
Транспортный / станция метро
Станция метрополитена Большой кольцевой линии, соединенная пересадкой с одноименной станцией метро Калужско-Рижской линии -
Площадь вестибюля – 9 600 м2
Глубина заложения – 63,5 м
Высота арок: 4 метра
Пассажиропоток: 280 000 чел. в сутки -
ссылки:
Blank Architects
Blank Architects / Россияавторский коллектив
Руководитель Отдела Уникальной Архитектуры и Градостроительства: Владимир Тихонов
Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк
Магда Кмита, Магда Чихонь, Лукаш Качмарчик, Шимон Матковски, Татьяна Леонтьева, Александра Разина, Алена Панфилова, Сергей Мешалкин, Полина Балыш, Надежда Ярмолюк
партнеры, заказчики, смежники
3D-визуализации и рендеры: компании Element и ArchiRost
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект
Заказчик: Мосинжпроект
Проект освещения: компанию AF Lighting
Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству: Мосинжпроект
Заказчик: Мосинжпроект
награды:
- Проект-победитель конкурса на дизайн новых станций Третьего пересадочного контура Московского метрополитена
Архи.ру об этом объекте:
28.03.2023
Александр Змеул. Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки о БКЛ – 2
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Для меня на БКЛ есть три станции: Терехово, Нагатинский затон и Савеловская, самое сильное в которых непредсказуемость. Но кроме того каждая из них парадоксальным образом дает ответ на один из трех сюжетов: Терехово о классическом наследии; Савел... читать дальшедругие тексты Архи.ру:
26.12.2017
Елена Петухова. WAF как зеркало тенденций
07.08.2017
Лилия Аронова. Ржевские ворота
07.07.2017
Полина Садова. Шанс на победу
13.06.2017
Полина Садова. Новые станции
описание:
17.04.2023
Новая Большая кольцевая линия – один из ключевых проектов развития метрополитена, открытие станций которого до минимума сократило время пассажиров в пути и позволило лучше планировать свои поездки. Однако при разработке архитектурных проектов для станций было важно не только обеспечить эффективное проектирование, но и сохранить за Московским метрополитеном статус одного из самых красивых в мире.
Для станции метро «Рижская» в составе БКЛ бюро Blank Architects предложило проект, основанный на мотиве «ворот в город». Этот ход отразил преемственность места. В середине XVIII века Рижская площадь была пунктом на маршруте путешественников из других городов к центру Москвы. Возведенные в XIX веке водонапорные башни на площади стали символом города – «вратами», которые первыми видели путешественники. Рижский вокзал и сегодня выполняет путевую функцию и тоже служит «воротами» в Москву. Архитекторы переосмыслили этот образ и создали арки, отражающие функцию врат. Именно они стали основным элементом интерьера.
Платформу и вестибюль «Рижской» украшают 16 арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали. Холодный металл сочетается с традиционными для Московского метро отделочными материалами – гранитом в серых и розовых оттенках и мрамором. Путевые стены оформлены тюбингами – такой дизайн объединяет несколько новых станций БКЛ.
Все пространство получилось очень светлым: эффект достигается благодаря функциональной подсветке по контуру арок, предупреждающей пассажиров о приближении поезда. Путь наверх по эскалатору также широко освещен – светильники выполняют навигационные функции. Акцентным элементом в дизайне «Рижской» стал изогнутый медиаэкран: он выделяет станцию в числе других объектов БКЛ и становится ее узнаваемым атрибутом. «Рижская» напрямую связана пересадкой с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, чьи исторические интерьеры были не так давно отреставрированы. Контраст между историей и современностью сглаживает переход – буферная зона для потока пассажиров, которая с помощью подсветки и мягких цветов создает комфортное впечатление.
10.02.2020
Москва в 21 веке столкнулась с транспортной проблемой и самым эффективным методом борьбы с ней стало развитие сети Московского Метрополитена, так как большинство жителей столицы используют данный вид транспорта как основной способ передвижения по городу. Муниципалитет города начал строительство большого контурного кольца метрополитена, которое соединит отдаленные районы города и позволит сократить время на поездку вдвое, по сравнению с актуальной ситуацией. Основополагающим фактором облика новых станций стало сохранения звания «Самого красивого метро в мире».Для станции метро «Рижская» в составе БКЛ бюро Blank Architects предложило проект, основанный на мотиве «ворот в город». Этот ход отразил преемственность места. В середине XVIII века Рижская площадь была пунктом на маршруте путешественников из других городов к центру Москвы. Возведенные в XIX веке водонапорные башни на площади стали символом города – «вратами», которые первыми видели путешественники. Рижский вокзал и сегодня выполняет путевую функцию и тоже служит «воротами» в Москву. Архитекторы переосмыслили этот образ и создали арки, отражающие функцию врат. Именно они стали основным элементом интерьера.
Платформу и вестибюль «Рижской» украшают 16 арок высотой до 4 метров из нержавеющей стали. Холодный металл сочетается с традиционными для Московского метро отделочными материалами – гранитом в серых и розовых оттенках и мрамором. Путевые стены оформлены тюбингами – такой дизайн объединяет несколько новых станций БКЛ.
Все пространство получилось очень светлым: эффект достигается благодаря функциональной подсветке по контуру арок, предупреждающей пассажиров о приближении поезда. Путь наверх по эскалатору также широко освещен – светильники выполняют навигационные функции. Акцентным элементом в дизайне «Рижской» стал изогнутый медиаэкран: он выделяет станцию в числе других объектов БКЛ и становится ее узнаваемым атрибутом. «Рижская» напрямую связана пересадкой с одноименной станцией Калужско-Рижской линии, чьи исторические интерьеры были не так давно отреставрированы. Контраст между историей и современностью сглаживает переход – буферная зона для потока пассажиров, которая с помощью подсветки и мягких цветов создает комфортное впечатление.
10.02.2020
В 2016 городская администрация организует очередной международный конкурс на облик трех станций Большого Контурного Кольца. Blank Architects предложили свое видение всех трех и заняли первое место с дизайном для станции Ржевская, получив около 84000 голосов на открытом голосовании на сайте Активный Гражданин.
Идея. Мы начали нашу работу, собирая воедино все факты о контексте будущей станции Ржевская. Примечательно, что данная станция станет ближайшей к кремлю из всех станций кольца. Анализ исторического контекста выявил один фактор, характерный для данной территории в течении нескольких периодов, а именно значимость данной территории, как въезда в город, начиная со времен Камер-Коллежского вала. На месте пересечения которого с дорогой, ведущий на Ярославль и Сергиев Посад, была установлена Крестьянская застава (раннее Троицкая). Застава играла роль контрольного пункта и служила пропускной точкой при въезде в город. Позднее, в конце 19 в застава преобразовалась в Троицкую площадь, на которой, в 1892 году были возведены две водонапорные башни.
Башни вскоре становятся достопримечательностью города и, по-прежнему, являются символом парадного входа, встречающем гостей на дороге Ярославль-Москва. Наконец, в 1901 году открывает свои двери Виндавский вокзал (ныне Рижский). Вокзал – ворота в город, портал, через который совершаются перевозки людей и грузов. Значимость его для города велика и откладывает отпечаток на смежные территории, создавая первое впечатление о городе для вновь прибывших пассажиров.
В наши дни, Проспект мира, после пересечения с ТТК вливается в плотную жилую застройку с развитой инфраструктурой. По другую сторону от ТТК, на контрасте, Рижская площадь окружена торговлей, полотном железных дорог и сопутствующих построек, разительно отличаясь функционально и визуально. Находясь на стыке двух разных территорий, Рижская площадь является связующим буфером, местом, где город встречает периферию с ее хаотичной застройкой.
Таким образом, на протяжении рассмотренного времени, Рижская площадь очевидно или скрытно играла роль “Въезда в город”. Транслируя данное значение в дизайн мы предлагаем посмотреть на станцию как на отправную точку, где город встречает окрестности, где пассажиры приветствуют и покидают столицу. Как символ “Въезда” мы использовали форму классической Арки, архитипичного элемента, который относит нас далеко назад в основы архитектуры. Мы видим арку как форму, которая символизирует вход, усиливает его значение, начиная с Триумфальной арки, заканчивая великолепными порталами готических соборов. Мы видим Арку как основной элемент станции Ржевская, как основополагающую форму.
Вдохновившись фактом создания контурного кольца Московского Метрополитена, на котором станция Ржевская будет располагаться, мы предлагаем ориентировать арки, перпендикулярно, относительно возникшего направления, таким образом, подчеркивая новые пути и открывшиеся возможности для пассажиров. Кроме того, используя один архитектурный объект, мы намеренно дублируем его на протяжении всей станции. Данный прием мы замечали и на других станциях метрополитена, где архитектурная выразительность достигалась путем ритмичного повторения одного элемента. Так появилась идея последовательного ряда Порталов, протянувшегося от одного входа к другому.
Дизайн. Сложная криволинейная форма арки была продиктована, с одной стороны, желанием создать яркую архитектурную выразительность, с другой стороны, необходимостью вписаться в существующую конструкцию типовой станции. Таким образом, стремясь вверх к краям, арка достигает высоты 4х метров. К центру прохода, понижаясь до 2,5 метров, что обусловлено техническими требованиями.
Вход на станцию осуществляется через наземный павильон, который представляет собой лаконичный стеклянный объем с габаритами, ограничивающими спуск в переход. Павильон функционален и предоставляет защиту от дождя и ветра, его архитектура не “спорит” с окружением, оставляя визуальный контакт между вокзалом, сквером и павильоном станции Рижская. Вход в павильон выделен скульптурой Арки, которая повторяет основной посыл станции – приветствующий символ. Скульптура полностью повторяет Арку, используемую на платформе, и только здесь, на уровне земли, зритель способен полностью оценить ее сложную форму.
В подземном вестибюле пассажиропотоки на вход и выход разделены стеной, со встроенными арками, при этом часть из них повернута под углом, согласно направлению движения. Направления так же подчеркнуты линиями в полу, имитирующими железнодорожные пути – отсылка к вокзалу, близость к которому прослеживается так же на путевых стенах тоннеля. Их мы предлагаем оформить в виде непрерывного принта, имитирующего размытый вид из окна мчащегося поезда – фантазия на тему бесконечного путешествия и движения вперед.
Так как станция находится под землей и отрезана от натурального света, нам показалось естественным создать светлое и спокойное пространство, которое не будет вызывать дискомфорт и чувство стресса у пассажиров. Поэтому в отделке преобладают светлые тона, а также активно используются световые приемы. Так, например, чем ближе к выходам в город, там светлее становится пространство – создается эффект того, что пассажир все время следует за светом. Кроме того, на обоих концах платформы расположены инсталляции, способствующие ориентации пассажиров. К примеру, при выходе в сторону Рижского вокзала, нас будет встречать медиаэкран с изображениям, имитирующими информационного табло. С другой же стороны, пассажиры будут завлечены ярким желтым светом, ведущим в тоннель к Рижской станции желтой ветки. Мы назвали эти приемы интуитивной навигацией.
Мы пропагандируем ответственный подход к архитектуре, который, в том числе, выражается в соответствии месту и времени. В наши дни, когда станция должна нести свою непосредственную функцию, отвечать высоким эстетическим характеристикам, быть запоминающейся и , в то же время, реализуемой. Мы видим станцию Ржевская минималистичной, но монументальной и ,надеемся, что наш дизайн отражает наше видение.
Магда Кмита // Партнер, Главный архитектор
пресса:
Архитекторы – партнеры Архи.ру:
Проект из каталога (случайный выбор)
Борис Левянт, Борис Стучебрюков,
Многофункциональный торговый центр с размещением транспортно-пересадочного узла
Постройки и проекты (новые записи):
Новости российской архитектуры:
19.04.2024
Перезапуск
17.04.2024
Степь полна красоты и воли
Сергей Чобан, Александра Шейнер, Елизавета Борисова17.04.2024
Рыба метель
Даши Намдаков17.04.2024
Лазурный берег
Технологии:
18.04.2024
Элит Фасад/Elit Fasad
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.Элит Фасад/Elit Fasad
18.04.2024
Dulux
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.Dulux
09.04.2024
KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.KCAP, Orange Architects, Архитектурное бюро «А.Лен», UNISTEM
08.04.2024
АО «Фирма «КИРИЛЛ»
Вся правда о клинкерном кирпиче
На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.АО «Фирма «КИРИЛЛ»
29.03.2024
Новые горизонты
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.Новые горизонты