Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг

В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.

mainImg
Нижегородский рейтинг – одна из первых постсоветских премий, вручают его с 1997 года, и в компании нескольких премий, придуманных чуть ранее, и множества появившихся потом, – она самая трогательная, душевная и задорная.

Хотя бы потому, что тут победивший объект испекают, разрезают, а затем съедают в виде торта, сопровождают именем-кличкой, совершенно не корпоративного плана, а с некоторых пор еще и забавными роликами. Только тут можно из уст министра услышать, что рядом с объектом есть хорошая баня, или, про объект-участник, – что он «плюет на три метра от себя».
Разворачивание торта. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Словом, премия творческая, – с одной стороны тут отражается, вероятно, сам характер нижегородской архитектуры, которая даже не с начала 1990-х, а с конца 1980-х начала энергично создавать собственную «школу», в чем, определенно, преуспела. А с другой стороны, – дело в характере и таланте журналиста Марины Игнатушко, которая организует эту премию, когда-то ею придуманную и поддержанную Александром Харитоновым, а затем в его память, вот уже 27 лет. Утверждая при этом, что рейтинг – не про абсолютные достижения, а «скорее перформанс».
Марина Игнатушко, бессменный куратор рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

На сей раз у рейтинга было две особенности.

Во-первых, победителей награждали в «Академии Маяк» на Нижневолжской набережной, – бывшем банке Рукавишникова, архитектора Федора Шехтеля, отреставрированном и превращенном в место корпоративного обучения и мероприятий; об этом проекте мы рассказывали. Пространство впечатляющее, сцена с большим экраном, что сразу же придало премии этакий новый уровень звучности: все было как-то громче. Что хорошо. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Вторая особенность – необычная: как правило экспертный совет из нижегородцев отбирает шорт-лист, а затем жюри из «варягов», причем преобладают журналисты, выбирает победителя. Сейчас шорт-лист не был известен, его объявили только на церемонии: 10 объектов из 19, половина. 

Третья особенность (да-да, из двух) – в этом году победили 2 проекта, и, соответственно, было 2 торта. Что до последнего момента держали в секрете: коробка на сцене стояла одна, но большая. В ней оказалось 2 здания и 2 кондитерских изделия, побольше и поменьше, но, кажется, не для того, чтобы различить «по значению», а просто исходя из масштаба построек. «Баллы не то чтобы сравнялись, но третий объект отставал уже на почти десять; так что мы решили не стремиться к фотофинишу. Я придумала эту премию как перформанс без сценария и без регламента, без строгостей; чтобы каждый добавлял что-то свое и все могло гибко меняться», – поясняет куратор рейтинга Марина Игнатушко. 

Так уже случалось, это не первый случай двух тортов, и тем не менее, так бывает сравнительно редко. По моим ощущениям, сейчас в шорт-листе сошлись постройки, каждая из которых по-своему интересна, но к каждой есть вопросы. Что возвращает нас к неабсолютности достижений. 

Поэтому ниже мы рассмотрим 5 объектов из 10 – те, которые показались особенно симпатичными. Предложим лист покороче короткого. И к каждому как-нибудь придеремся. Все 19 объектов 2022–2023 годов можно увидеть на сайте рейтинга
Школа 800
ГАП: Андрей Рубцов; руководитель мастерской: Валерий Никишин; ведущий архитектор: Ирина Слепова, Мария Мерзлякова. ТМА Валерия Никишина
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромное здание рассчитано на 1500 человек и прогрессивную программу школы «нового типа»: ученики имеют возможность рисовать на стенах с поверхностью графитовой доски, выбирают еду и встречаются в клубе. В коридорах, подчиненных дугообазному плану, – окошки, позволяющие заглянуть в классы. 
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Школа – с красивым полукруглым планом: долька-сектор посредине, дуга классов по внешнему контуру, между ними свободное пространство, два объема соединены лучами навесных переходов. Очевидна отсылка к композициям авангарда, прежде всего Малевичу. Снаружи дугу фасада оформляют крупные золотистые ламели, которые, особенно на солнце, плавно и эффектно – почти как «хамелеоны», хотя это и не они, – меняют цвет.
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.
ШКОЛА 800
Фотография © Бородин Роман / предоставлена ТМА Никишина В.В.

Внутри огромные консоли и такие же огромные металлические конструкции, их удерживающие. Много света, дети сидят на деревянных чехлах над отопительными приборами вдоль витражей.  
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Школа 800, Нижний Новгород, ТМА Никишина
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Работы керамической мастерской Школы 800 в классе ИЗО
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Из минусов: внутри жарко и душно, форточек недостаточно; нет общественного пространства амфитеатра, план создал некоторое количество закутков, неудобных для школы. Для интерьеров я бы использовала другие материалы, сейчас есть ощущение, что что-то сделано второпях. 

Второпях – главный минус, его слегка коснулся на церемонии руководитель бюро Валерий Никишин.
Валерий Никишин, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Огромную школу на сложном рельефе с большим перепадом: 7 м по продольной оси, 5 м по поперечной, из-за которого она стала «первой в стране пятиэтажной» спроектировали за 1.5 года, а построили и сдали еще за год – все к 800-летию города. Надо думать, это потребовало огромного напряжения сил от архитекторов, строителей, да от всех. Совершенно неясно, зачем такая скорость к юбилею. Почему нельзя дать нормальные условия для решения сложной задачи? 

В городе нам рассказали, что после работы над школой ТМА Никишина закрылась.
Галерея на улице Ошарская
Руководитель – Пестов Евгений Николаевич; архитектор – Попов Сергей Сергеевич; ГАП – Павлова Елена Геннадьевна
Евгений Пестов, один из победителей рейтинга. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Об этом здании мы уже рассказывали, симпатии многих были на его стороне. Оно невысокое, встроено в красную линию и в высотность окружающей застройки, оно – что прямо сейчас актуально – совмещает кирпич и темный металл. Заехали в эту часть города: здание «крепко» вписалось в контекст, уверенно соседствует и с историзмом, и в ТЦ Лобачевский плаза. В нем много нюансов и деталей, а переход к металлу во дворе так и вовсе замечательный – своего оммаж пожарным лестницам, с такой лестницей, впрочем, и совмещенный. И кровля – эксплуатируемая, с оградой из безимпостного стекла. 
Галерея на улице Ошарская, Нижний Новгород
Фотография © Николай Майоров / предоставлена ТМ Пестова и Попова

Внутри предполагалась фотостудия с возможностью сложных съемок, постановки света и прочего, и выставками. Сейчас, вероятно, здание станет полностью офисным. 

Что не так? Слишком пестрый кирпич, слишком черный металл. Кажется, это сочетание стремительно устаревает. Да и вот то, что темой ролика, основанного на чудесном старом мультфильме, стала возможность рассматривать здание со всех сторон, не кажется совсем уж достоинством. Как будто не получилось сказать ничего другого. Ну что же, в этом случае главным высказыванием стала контекстуальность без подделок под историю. Но в таком случае сложно сделать этот дом «первых среди первых» – он приятен, но не чувствуется в нем абсолютной вершины. 

И тем не менее «свой торт» дом, прозванный на премии «Донжоном», получил вполне заслуженно. И – это был красивый, точный и вкусный – пробовали – торт. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И еще три дома, которые мы выбрали из шорт-листа

Нотариальная палата
ТМА Сергея Туманина: С.Л. Туманин, М.О. Туманина

Об этом здании – оно тоже в центре, еще предстоит рассказать. В нем интереснейшие атриумы – сквозные «колодцы» на всю высоту, под стеклянными колпаками, роскошная терраса на крыше и великолепный балкон VIP-этажа с моллированным стеклом и ламелями. Дорогое и точное решение. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина
Сергей Туманин, ТМА Туманина. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Дом подвели ограничения. Прямо посередине участка проходит граница охранной зоны дома, в котором родился Максим Горький. Когда-то тот дом был типичным примером двухэтажной деревянной застройки, потом каким-то образом его разрушили и восстановили в прежних формах; но статус памятника и охранная зона остались за ним. 

Граница проходит в глубине участка Нотариальной палаты, параллельно Ковалихинской улице. Следовательно, современная архитектура на 20 метров в глубину от красной линии запрещена. Так появились два парных фасада из имитирующего крашеное дерево пластика. 
Штаб-квартира Нотариальной Палаты Нижегородской области. ТМА Сергея Туманина
© ТМА Сергея Туманина

«В самом охранном свидетельстве и в регламенте охранной зоны не было прямого указания, как необходимо сделать, какими могут быть фасады и материалы, поэтому полгода – в режиме непрерывного, напряженного обсуждения и работы с общественным советом Управления по охране культурного наследия – ушло на проектирование и выработку концепции фасадов и объема здания», – сказано на сайте рейтинга. 

У Сергея Туманина было современное предложение для этой «передней» части дома. Мне удалось поговорить и с градозащитниками – они убеждены, что здесь надо было делать точную, узнаваемую копию – как будто дома XIX века, только «собранные» из известных аналогий и фотографий. Сейчас получилось что-то среднее: ни современный объем, ни копия, а сначала обобщенная, а затем несколько деконструированная декорация. 

Как сказала на церемонии, вручая диплом, Марина Ракова, идешь, видишь фасад, заглядываешь в окно, а за ним что-то другое, чего в норме там быть не должно... Потому и интересно. 
Марина Ракова, министр градостроительства Нижегородской области. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Волна: Клубный дом на Ярославской
Архитектурно-проектная мастерская «АРТ-Проект»: ГАП Ольга Добротина, ГИП Елена Григорьева, архитекторы: Арсений Тюрин, Андрей Никитин, Вера Костромина

Расположен на том же крутом, чтобы не сказать крутейшем – 100 м над водой – правом берегу Оки, который сейчас ждут большие перемены. В отличие от Residence Prime, который тоже вошел в шорт-лист и о котором мы уже рассказывали, стоит чуть дальше, над автомобильной петлей, а ростом ниже, хотя вместе со склоном еще как сказать.  

Мне показался родственником победившей «Галереи» Евгения Пестова, но, с одной стороны, более гибким и цельным, а в другой, грубее оборванным. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»

В этой оборванности, которая, увы, не рифмуется с обрывом, и заключается проблема: внешние фасады кирпичные-изогнутые, что впечатляет и презентует дом городу. А внутренние авторы даже не показывают. 

Но – неплохо видны выступы вентвыходов, хаотично примостившиеся на крыше. 
zooming
Клубный дом на Ярославской. «АРТ-Проект»
© АПМ «АРТ-Проект»
Чайка
ПТМА Тимофеева С.А.: А.В. Пушкарев, М.С. Тимофеев
Генпроектировщик: «Веллес НН» Сергей Якишин, конструктор Алексей Меркутов


Тоже рассказывали о ней. Модернистское кафе снесли полностью ради нового нижнего этажа, но автор нового здания – Алексей Пушкарев, – сохранил в какой-то мере образ прежнего здания. Скорее как воспоминание, в близких габаритах и новых материалах, но все же – это любопытный пример продолжения и развития темы.

Плюс благоустройство, фонтан, балконы с моллированным стеклом и молочным градиентом. 
Ресторан «Чайка», Нижний Новгород, реконструкция
Фотография © Александр Ивасенко / предоставлена ПТМА Тимофеева С.А.

На рейтинге ее показывали под мелодию, сначала «Прекрасное далеко» из «Гостьи из будущего», потом жесткой рок-переработки на ту же тему. 

Заехали мы посмотреть на «Чайку», она к слову пока не открылась как ресторан, – и увидели: у нее та же проблема, что и у «Волны», на крыше столько технических приспособлений, что все здание под ними как-то проседает. 
XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

И в профиль становится похоже на руку, ладонь, которая держит все эти приспособления. 

Интересно, его так хорошо сфотографировали? Или его фотографировали до того, как установили приспособления? Безусловно, это не первая и не последняя хитрость архитектора, и понятно, что ресторану, который тут еще должен открыться, вентилляция ох как нужна – и между тем, мягко говоря, следует помнить, что техэтаж, особенно в небольшом здании, пусть капитальном, но по формату – павильоне, – это отдельная важная тема. 

Дальше – несколько нижегородских архитекторов, удачно попавших на камеру. 
  • zooming
    Алексей Каменюк говорит о школе. Почти полчаса говорил. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Дмитрий Волков. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Зоя Рюрикова, или Шаг Зои. XV рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода, награждение, 04.03.2024
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Список победителей предыдущих рейтингов

  1. 1997 Гарантия
  2. 1998 Макдональдс
  3. 1999 Титаник
  4. 2001 Айсберг
  5. 2003 Шоколад, Этажи, Дом на набережной, Сити, Де стиль
  6. 2005 Галерея, Жираф
  7. 2007 Денди Хамелеон
  8. 2009 Дамба, Лобачевский, ЦМТ, Белое солнце, Максима, Новенький, Паровозик
  9. 2011 Гимнаст
  10. 2013 Скворушка, Март
  11. 2015 Зеленый
  12. 2017 Ресторан на ВВн
  13. 2019 Краулер, Арена (лагерь)
  14. 2022 Павильон   

17 Марта 2024

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.